Глава 2 РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
Рынок сельскохозяйственных земель представляет собой организованный оборот земель сельскохозяйственного назначения с целью формирования гибкой системы землевладения и рационального землепользования. Земля представляет собой товар особого рода, поскольку она является основным средством производства в сельском хозяйстве. Это накладывает свой отпечаток на функционирование рынка сельскохозяйственных земель.
Основные черты рынка сельскохозяйственных земель, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, следующие:
ограниченность функционирования, т. е. рынок сельскохозяйственных земель носит преимущественно местный характер и характеризуется небольшим объемом операций;
жесткое регулирование сделок по купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение целевого использования сельскохозяйственного назначения;
регламентирование сроков купли-продажи земельных участков.
В ходе проведения земельной и аграрной реформ особую актуальность, в том числе и политическую, приобрел вопрос о купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время отношения купли-продажи сельскохозяйственных земель регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», введенным в действие в феврале 2003 г.
Данный законодательный акт регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Действие данного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а
также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения могут быть сформулированы следующим образом:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;
3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
4) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой Доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без граж-данства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%;
6) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», применяются нормы иных федеральных законов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона участниками указанных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно ст. 3 указанного закона права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с данным законом.
Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складоч-Ном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В соответствии со ст. 4 данного закона минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве.
Практическая реализация Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» натолкнулась на существенные трудности. Поэтому в июле 2005 г. был введен в действие Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве».
В указанном законе устанавливаются ограничения на размер земельного владения, находящегося в собственности. Так, максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не более чем 10 % общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Также регулируются цены приобретения земельных участков местными органами власти. Так, отмечается, что в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
В законе регламентируются цены приобретения сельскохозяйственных земель в собственность. В нем отмечается, что сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 % кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду. Переданный в аренду земельный участок может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной Местности, или по цене, установленной законом субъекта Россий-ской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Установлено, что без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление.
Участник долевой собственности также вправе продать или подарить свою земельную долю другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Законом определено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения.
В законе указывается, что местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной собственности, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей.
В законе отмечается, что образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности. При этом размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
В законе предусмотрено, что земельные доли, собственники К0торых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Следует отметить, что характерной чертой данного закона является упрощение порядка выделения земельных долей в натуре с целью организации их рыночного оборота. Однако данная процедура все равно пока остается весьма сложной, что затрудняет практическую реализацию данного законодательно-правового акта.
В современных условиях особое значение имеет развитие залоговых отношений в сельском хозяйстве, что объективно связано с необходимостью вовлечения дополнительных финансовых ресурсов в аграрный сектор.
Залоговые отношения в сельском хозяйстве включают в себя отношения по поводу залога сельскохозяйственной продукции и недвижимого имущества, и в первую очередь основного средства производства — земли (ипотеку).
Основные преимущества ипотечного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей заключаются в следующем:
обеспечивается доступ новых и действующих сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению новых и расширению используемых земельных участков;
расширяется возможность привлечения финансовых ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства;
более активно осуществляется перелив капитала в сельское хозяйство из других отраслей национальной экономики.