Культура и искусство

 

Литература

 

Итальянская литература по праву занимает место в первом ряду великих мировых литератур. Она появилась на европейской арене в конце XII – начале XIII века.

Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным сицилийской поэтической школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II Гогенштауфена в Палермо в начале XIII века. Вспомним имя придворного поэта Джакомо да Лентини (ок. 1210 – ок. 1250), который считается изобретателем сонета и был не раз упомянут Данте, а также автора многочисленных канцон поэта Арриго Теста (1194 – 1247). Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений святого Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Во второй половине XIII века на передовые позиции выдвигается литература Тосканы. Этому способствовало быстрое экономическое и культурное развитие Флоренции, напряженная политическая жизнь этого города. Расцвет тосканской поэзии начинается с образования школы «Dolce stil novo» («Сладостный новый стиль»). У ее истоков стояли поэты Гвидо Гвиницелли (ок. 1230 – 1276) и Гвидо Кавальканти (ок. 1255 – 1300). В своей любовно‑философской лирике эти поэты воспевали любовь, возвеличивали человека. Поэты «Dolce stil novo» первыми порвали с латынью и, опираясь на флорентийский диалект, положили начало формированию итальянского литературного языка. На рубеже XIII и XIV веков возник один из наиболее характерных жанров итальянской литературы позднего Средневековья и Возрождения – новелла.

Флорентийские хронисты Дино Компаньи (1257 – 1324) и Джованни Виллани (? – 1348) обрисовали в своих хрониках историческую обстановку, в которой сложилось мировоззрение гиганта итальянской и мировой литературы – Данте Алигьери (1265 – 1321).

Данте Алигьери

 

Творчество Данте сыграло решающую роль в становлении итальянской литературы и итальянского литературного языка. Данте родился во Флоренции, в юности примкнул к школе «Dolce stil novo». Произведения этого периода – сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь» (1292 – 1293). Обширнейшая ученость сочеталась в Данте с глубоким знанием реальной жизни, с большой политической активностью. В качестве одного из руководителей «белых» гвельфов (партия городской буржуазии) Данте отстаивал интересы Флорентийской республики, выступал против папства. В 1302 году в результате интервенции французских войск, призванных во Флоренцию Папой, гвельфы потерпели поражение, и Данте был вынужден покинуть родной город. Более 20 лет он провел в скитаниях по Италии. В эти годы родились главные его произведения – философские и политические трактаты «Пир» (1307 – 1309), «О народной речи» (1304 – 1307), «Послания» (1304 – 1316). Вершиной творчества Данте явилась гениальная поэма «Божественная комедия» (1307 – 1321) в 3‑х частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – поэтическая энциклопедия Средних веков. Умер Данте в Равенне. Младшим современником Данте был другой великий итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения Франческо Петрарка (1304 – 1374). Он завоевал огромный авторитет у современников как филолог, глубокий знаток античной культуры и автор ряда морально философских трактатов на латыни. В историю же мировой литературы Петрарка вошел как автор лирических стихов, написанных на итальянском языке, сделавших его имя бессмертным и оказавших огромное влияние на творчество поэтов последующих поколений. Главное произведение Петрарки – «Канцоньере» («Книга песен») – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы, посвященные жизни и смерти его возлюбленной – Лауры. Лаура, идеал красоты и духовного совершенства, не становится у Петрарки символическим и бесплотным образом, подобно мадонне у средневековых поэтов. В стихотворениях Петрарки предстает живой образ прекрасной женщины. «Канцоньере» – это своего рода лирический дневник, который поэт вел до самой смерти, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. За эпическую поэму «Африка» (1339 – 1342; на латинском языке) о второй Пунической войне поэт был увенчан лаврами на Капитолийском холме в Риме. Из других произведений Петрарки отметим поэму «Буколики» (1346 – 1357) и автобиографическую прозу – «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру» (1342 – 1343) и «Письмо к потомкам» (1374).

Франческо Петрарка

 

Особое место в итальянской литературе занимает великий итальянский писатель‑гуманист XIV века Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Для его раннего творчества характерны произведения на сюжеты античной мифологии – поэмы «Филострато» и «Тезеида», роман «Филоколо», пастораль «Амето». На всех этих произведениях еще лежит печать средневековых традиций. Психологическая повесть «Фьямметта» (1343) открыла период творческой зрелости Боккаччо. За ней последовала трагическая пастораль «Фьезоланские нимфы» (1345 – 1346) и, наконец, книга новелл «Декамерон» (1349 – 1351).«Декамерон» были остается самым популярным произведением Боккаччо, ярчайшим образцом литературы европейского Возрождения. Проникнутый гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором «Декамерон» представляет панораму нравов итальянского общества середины XIV века. Перу Боккаччо также принадлежит поэма «Ворон» (1354 – 1355) и книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360). Многие произведения Джованни Боккаччо были опубликованы после его смерти.

Джованни Боккаччо

 

Благодаря «Декамерону» Боккаччо жанр новеллы на долгое время утвердился в итальянской литературе. Здесь можно назвать имя уроженца Флоренции, писателя‑новеллиста и поэта Франко Саккетти (1330 – 1400), автора сборника «Триста новелл».

Во второй половине XIV века появятся новые имена. Это известные итальянские писатели‑гуманисты Луиджи Марсили (1342 – 1394) и Колуччо Салутати (1331 – 1406). В своих произведениях они отстаивали идею всестороннего развития личности, осуждали тиранию, смело критиковали пороки иерархов церкви.

XV век – век расцвета итальянской гуманистической литературы. Так, перу историка и писателя Леонардо Бруни (1369 – 1444) принадлежат одни из первых итальянских произведений биографического характера: «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки», а также фундаментальный труд «История Флоренции» (т. 1 – 12, 1439). Поджо Браччолини (1380 – 1459) прославился своей книгой «Фацетии» (1452), написанной им на латинском языке. Это собрание анекдотов и острых бытовых зарисовок (чаще всего комического содержания) стало классикой жанра, вызвало многочисленные подражания в европейской литературе эпохи Возрождения. Большое политическое значение имела литературная деятельность философа‑гуманиста Лоренцо Баллы (1407 – 1457), доказавшего на основании лингвистического анализа подложность так называемого «Константинова дара» – документа, на основании которого папство претендовало на светскую власть.

Необходимо отметить, что большинство итальянских литераторов XV века творили, главным образом, на латинском языке. Так, Франческо Филельфо (1398 – 1481) известен как автор моралистических трактатов «Флорентийские беседы об изгнании» (1430 – 1439), «Наука о морали» (1473 – 1481), «Миланские застолья» (1443), комментариев к сочинениям Аристотеля, трудов о Данте, переводов Гомера на латинский язык. Неаполитанец Джованни Понтано (ок. 1429 – 1503) по праву считается классиком поэзии Возрождения на латинском языке. Ему принадлежат поэмы «Лепедина» и «Урания», сатирические диалоги, трактаты, сборники эпитафий «О могилах».

Крупнейший представитель итальянской комической поэзии XV века Доменико Буркьелло (1404 – 1449) прославился своими сатирическими и шуточными сонетами, написанными на особом жаргоне, состоящем из игры слов и забавных нелепостей. Такая поэзия получила название буркьеллески. За свои нападки на сильных мира сего поэт был изгнан из Флоренции и заключен в тюрьму в Риме. Поэт‑гуманист Аньоло Полициано (1454 – 1494) известен как один из самых образованных людей своего времени. Он был профессором латинского и греческого красноречия во Флорентийском университете. Помимо стихотворений на итальянском, латинском, греческом языках, его перу принадлежит драма в стихах «Сказание об Орфее» (1480), с которой начинается история гуманистической драмы в Италии.

В ином ключе развивалось творчество двух знаменитых поэтов этого периода – Луиджи Пульчи (1432 – 1484) и Маттео Мария Боярдо (1441 – 1494) – создателей итальянской рыцарской поэмы. Луиджи Пульчи родился во Флоренции, был приближенным Лоренцо Медичи, выполнял его дипломатические поручения в различных городах Италии. Как поэт Пульчи был близок к народной поэзии, формы которой он культивировал с большим искусством. Его грубоватый юмор предвосхищает манеру Ф. Рабле, на которого Пульчи оказал несомненное влияние. Среди его произведений отметим фантастические рыцарские поэмы «Турнир» (1469) и «Большой Морганте» (1483). Маттео Боярдо прославился как автор неоконченной рыцарской поэмы «Влюбленный Роланд» (1476), вызвавшей восхищение современников и многочисленные подражания.

Говоря об итальянской литературе XV века, нельзя не упомянуть имя некоронованного властителя Флоренции Лоренцо Медичи (1448 – 1492), прозванного современниками Лоренцо Великолепным. Огромна его роль в привлечении во Флоренцию выдающихся поэтов, художников, ученых, философов. Со многими из них он поддерживал тесную дружбу. В качестве поэта Лоренцо Медичи испробовал свои силы в самых разнообразных формах и жанрах. Особенно известны его «Карнавальные песни», написанные с высоким поэтическим мастерством.

В XVI веке на смену гуманистическому идеалу человека, сложившемуся в эпоху Высокого Возрождения и воспроизведенному, в частности, в сочинениях Леона Батиста Альберти (1404 – 1472), следующая эпоха выдвинула свой идеал – «совершенного придворного», описанию которого посвящена книга Бальдассарре Кастильоне (1478 – 1529) «Придворный» (изд. в 1528 г.).

В это же время работал кардинал и поэт Пьетро Бембо (1470 – 1547), законодатель моды в итальянской поэзии первой половины XVI века, автор трактата о возвышенной любви «Азоланские беседы» (1505). Бембо боролся за чистоту итальянского литературного языка, считая образцом для подражания творчество великих писателей‑флорентийцев XIV века. Особенно высоко он ценил Петрарку, от поэтических языковых канонов которого он призывал не отклоняться в сторону живой разговорной речи. Под влиянием Бембо в итальянской лирике XVI века прочно утвердился культ Петрарки. Возникла целая плеяда поэтов‑петраркистов, среди которых выделяются: Франческо Мария Мольца (1489 – 1544), Джованни делла Каза (1503 – 1556), Аннибале Каро (1507 – 1566), Луиджи Тансилло (1510 – 1568) и другие.

Ярким явлением итальянской литературы этого периода явились «Сонеты» гениального Микеланджело Буонарроти (1502 – 1564), в которых гражданский пафос сочетается с лиричностью, могучая образность со скорбным, а порой и гневным взглядом на окружающий мир. Поэзия Микеланджело во многом близка его живописным и скульптурным творениям.

Эпоха Возрождения создала тип просвещенной женщины, играющей значительную роль в культурной жизни Европы. В XVI веке в Италии многие женщины входят в литературу. Знатная римлянка Виттория Колонна (1490 – 1547), воспетая Микеланджело, в ряде изысканных сонетов оплакивает смерть своего горячо любимого мужа. Другая знатная дама Гаспара Стампа (1523 – 1554) запечатлела в прекрасных стихах историю своей трагической любви. Среди поклонников таланта еще одной итальянской поэтессы – Вероники Гамбара (1485 – 1550) – были король Франции Франциск I и император Священной Римской империи Карл V, который посетил ее во время своего пребывания в Италии.

Крупнейшей фигурой в итальянской литературе первой половины XVI века был поэт Лудовико Ариосто (1474 – 1533). Его героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд» (1507 – 1532), продолжившая «Влюбленного Роланда» М. Боярдо, проникнута тонкой иронией, воплощает гуманистические идеи эпохи Возрождения. Его перу также принадлежит лирика на латинском (1494 – 1504) и итальянском (1517 – 1525) языках, комедии «Чернокнижник» (1520) и «Сводня» (1528). Другой крупной фигурой эпохи является также Никколо Макиавелли (1469 – 1527), итальянский политический мыслитель, историк, писатель. Назовем такие его известные произведения, как трактат «Государь» (1513), комедию «Мандрагора» (1518), фундаментальный труд «История Флоренции» (1520 – 1525).

В захваченном испанцами Неаполе получили развитие жанры вычурной галантной поэзии и эклоги, отвечавшие вкусам придворной аристократии. Крупнейший неаполитанский поэт Якопо Саннадзаро (1455 – 1530) прославился пасторальным романом «Аркадия», написанным еще в 1481 – 1486 годах, но изданным только в 1504‑м. Роман оказал огромное влияние на развитие пасторального жанра в европейской литературе XVI – XVII веков.

Появились также новые поэтические жанры. Так, поэт Франческо Берни (ок. 1497 – 1535) стал известен своими бурлескно‑сатирическими стихами и поэмами. Его стихи пользовались огромной популярностью у современников, особенно те, где он высмеивал погрязшее в пороках духовенство. Будучи секретарем епископа Веронского, поэт пал жертвой интриг между иерархами церкви (был отравлен).

К бурлескному стилю примыкала и т. н. «макароническая поэзия» – стихи на особом жаргоне, представляющем собой причудливое смешение латинского и различных диалектов итальянского языка. Лучший образец этого жанра – «Бальдус» (1517) Теофило Фоленго (1491 – 1544) – острая сатира на рыцарство, монашество, папскую администрацию.

Продолжал развиваться и традиционный для итальянской литературы жанр новеллы. Здесь на первом месте имена таких крупных писателей‑новеллистов, как Маттео Банделло (1485 – 1561) и Джиральди Чинтио (1504 – 1573). В середине XVI века в моду вошел «кровавый жанр», произведения, описывающие чудовищные злодеяния, жестокость, мстительность, коварство. Отдали дань этому жанру и эти два писателя. Их новеллы были чрезвычайно популярны у современников, переведены на многие европейские языки. Известно, что новелла М. Банделло «Ромео и Джульетта» и новелла Дж. Чинтио «Венецианский мавр» послужили источником для великих трагедий Шекспира. Итальянский писатель Аньоло Фиренцуола (1493 – 1543) известен своими сборниками новелл «Беседы о любви» (издан в 1548 г.) и «Золотой осел» (издан в 1550 г.), а Джованни Франческо Страпарола (ок. 1500 – ок. 1557) – сборником новелл «Приятные ночи» (1553).

Знаменитый итальянский публицист и памфлетист Пьетро Аретино (1492 – 1556) был прозван «бичом королей». С 1527 года он обосновался в республиканской Венеции, где его друзьями были знаменитые художники Тициан, Вазари, Джулио Романо. Помимо политических памфлетов, Аретино известен своими сатирическими комедиями – «Комедией о придворных нравах» (1534) и «Лицемером» (1542). Большую историко‑культурную ценность представляют его письма (около 3300, первое издание 1537 г.).

Пьетро Аретино

 

Торквато Тассо

 

Крупнейший итальянский эпический поэт эпохи Возрождения – Торквато Тассо (1544 – 1595). Он родился на юге страны, в Сорренто. Прослушал курс философии и риторики в университетах Падуи и Болоньи. С 1565 года жизнь поэта тесно связана с Феррарой, где он состоял при дворе герцога. В 1572 году он написал пастораль «Аминта» – наиболее совершенный образец итальянской пастушеской драмы. Пастораль была поставлена на сцене и имела огромный успех. В 1575 году Тассо заканчивает первую редакцию своего величайшего творения – эпоса о Первом Крестовом походе, поэму «Освобожденный Иерусалим». С этого времени начинается трагический период его жизни. Под влиянием суда инквизиции, осудившего его поэму как носящую чрезмерно светский характер, поэт впал в болезненную религиозность. Им овладевает мания преследования, дворцовые интриги только усиливают его болезнь. Нигде не уживаясь, поэт бродит по Италии, его жизнь завершается в Риме. Незадолго до смерти Тассо закончил последнюю редакцию своей поэмы (под названием «Завоеванный Иерусалим»), из которой удалил все слишком «светские» эпизоды. По всеобщему мнению, переделка нанесла серьезный ущерб художественным достоинствам произведения. К счастью, первоначальный текст поэмы сохранился и был издан (без согласия на то Тассо) его другом, располагавшим рукописью автора.

На рубеже XVI – XVII веков одиноко возвышается могучая фигура итальянского философа, поэта и политического деятеля Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639). В 1598 – 1599 годах он возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, около 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. В том числе знаменитую утопию «Город солнца» – произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено‑жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4‑часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Перу Кампанеллы также принадлежат многочисленные поэтические произведения – канцоны, мадригалы, сонеты.

Упомянем здесь современников Кампанеллы, поэта Джамбаттиста Марино (1569 – 1625), автора мифологической поэмы «Адонис» (1623), положившей начало одному из направлений барокко – «маринизму», а также писателя Джамбаттиста Базиле (1575 – 1632), составившего первый в европейской литературе сборник народных сказок в художественной обработке «Пентамерон» (издание 1634 – 1636 гг.).

Крупной фигурой в итальянской литературе XVII века был писатель Франческо Фульвио Фругони (ок. 1620 – ок. 1686), представитель литературы барокко. Его дальний родственник поэт Карло Инноченцо Фругони (1692 – 1768) – представитель уже другого литературного течения – галантной поэзии рококо. Он первым ввел в итальянскую лирику белый стих, им написаны небольшие поэмы, послания, пасторальные песни.

Бурное развитие итальянского оперного искусства в XVII – XVIII веках привело к развитию такого жанра, как оперное либретто, лежащего на рубеже поэзии и драматургии. В историю итальянской литературы и итальянской оперы вошли имена драматургов‑либреттистов и поэтов Апостоло Дзено (1668 – 1750) и Пьетро Метастазио (1698 – 1782). На их либретто писали оперы такие выдающиеся композиторы, как Б. Галуппи, Г. Ф. Гендель, Дж. Паизиелло, Дж. Б. Перголези, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Й. Гайдн и другие.

Во второй половине XVIII века в Италии распространяются идеи философии Просвещения, способствующие пробуждению общественного самосознания.

Значительное развитие получает публицистика. Одним из зачинателей национальной журналистики стал Гаспаро Гоцци (1713 – 1786), брат драматурга Карло Гоцци. Ему принадлежат многочисленные сатиры, пародии, критические эссе. В 1760‑е годы Г. Гоцци издавал журнал «Венецианский наблюдатель», пользовавшийся большой популярностью.

Вообще же в истории итальянской литературы XVIII век справедливо считается веком драматургов. Так, выдающийся итальянский драматург, венецианец Карло Гольдони (1707 – 1793) стал создателем национальной комедии. Он осуществил реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив импровизированную комедию дель арте драматургией с реальными характерами и содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков общества. К. Гольдони написал 267 пьес, в том числе такие известные, как «Слуга двух господ» (1745), «Хитрая вдова» (1748), «Трактирщица» (1753), а также «Мемуары» (1784 – 1787) – ценный документ по истории театра. Многие пьесы К. Гольдони до сих пор идут в театрах разных стран мира.

Идейным противником К. Гольдони стал другой выдающийся драматург, также венецианец, граф Карло Гоцци (1720 – 1806). Сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Король‑олень» (1762), «Турандот» (1762) и др.; трагикомедии в манере испанской «комедии плаща и шпаги»; «Бесполезные мемуары» (1797) о жизни театральной Венеции.

Граф Витторио Альфьери (1749 – 1803) создал итальянскую трагедию классицизма, проникнутую высоким гражданским пафосом, тираноборческими призывами. В трактатах и трагедиях политического содержания он выступал за объединение Италии («Клеопатра», «Мария Стюарт», «Саул» и другие).

Витторио Альфьери

 

Нельзя не вспомнить имя знаменитого итальянского писателя и авантюриста XVIII века Джованни Джакомо Казановы (1725 – 1798). Его перу принадлежат исторические сочинения, фантастический роман «Иксамерон» (1788), а также небезызвестные «Мемуары» (т. 1 – 12, написаны в 1791 – 1798 годах, на французском языке, опубликованы в 1822 – 1828 гг.), где описаны многочисленные любовные и авантюрные приключения Казановы и даны проницательные характеристики современников и общественных нравов. Назовем также имена итальянских поэтов Ипполито Пиндемонте (1753 – 1828) и Винченцо Монти (1754 – 1828). Их классицистические патриотические произведения осуждали деспотизм, призывали к освобождению страны от иноземного гнета.

Последним крупным представителем итальянского классицизма стал Уго Фосколо (1778 – 1827). В его прозаических (роман «Последние письма Якопо Ортиса», 1798) и поэтических произведениях (ода «Новым республиканцам», 1797, поэма «Гробницы», 1807) отражен рост национального самосознания.

Огромное влияние на итальянскую литературу XIX века оказали бурные политические события 1789 – 1815 годов. Великая французская революция, якобинский террор, захват Италии французскими войсками под командованием Наполеона Бонапарта, установление и последующее скорое крушение республиканской формы правления в Италии и, наконец, Венский конгресс 1815 года, закрепивший господство Австрийской империи, – все эти события привели к консолидации патриотических сил. Вообще, историю итальянской литературы XIX века нельзя рассматривать в отрыве от тех политических событий, которые происходили в стране. Более того, многие итальянские писатели и поэты лично принимали активное участие в национально‑освободительном движении. Некоторые из них поплатились за свои идеалы свободой и даже жизнью.

Мы говорим об итальянской литературе, но не надо забывать, что государства Италии, как такового, не было на политической карте Европы вплоть до 1871 года! Впрочем, на литературе факт этот существенным образом не сказался. Правда, еще в середине XVIII века просветитель и друг Вольтера Саверио Беттинелли (1718 – 1808) не без ехидства спрашивал, как можно говорить о каком‑то существовании итальянской литературы в то время, когда самой Италии реально не существует.

В 1808 – 1810 годах в Италии начали создаваться тайные общества карбонариев, ставившие своей целью борьбу за освобождение Италии. Карбонарием был итальянский писатель Сильвио Пеллико (1789 – 1854), известный трагедией «Франческа да Римини» (1815) и автобиографическими записками «Мои темницы» (1832). (Писатель провел пятнадцать лет в заключении в крепости.)

Известный итальянский поэт первой половины XIX века Джованни Берше (1783 – 1851) также был карбонарием. Он является одним из основоположников итальянского романтизма, его перу принадлежит первый манифест романтизма (1816), многочисленные стихотворения и поэмы, критические статьи.

Разнообразно творчество теоретика и главы итальянского романтизма Алессандро Мандзони (1785 – 1873). В своих произведениях он выступил ярым поборником независимости и национального освобождения Италии. Мандзони прославился одами, историческими трагедиями, трудами по эстетике, но более всего известен его исторический роман «Обрученные» (1821 – 1823) о народных страданиях в период испанского владычества. С его легкой руки жанр исторического романа прочно входит в итальянскую литературу.

Алессандро Мандзони

 

Творчество крупнейшего поэта‑романтика этого времени Джакомо Леопарди (1798 – 1837) отразило в драматической форме процесс формирования нового мировоззрения, который был чрезвычайно затяжным и мучительным в итальянских условиях. Политическая, философская, интимная лирика Леопарди – вершина итальянской поэзии первой половины XIX века.

Одним из лидеров либерального крыла Рисорджименто был также известный итальянский писатель Массимо Тапарелли д’Адзельо (1798 – 1866). Он предлагал объединить Италию под главенством Савойской династии. В 1849 – 1852 годах д’Адзельо занимал пост премьер‑министра и министра иностранных дел Сардинского королевства. Его перу принадлежат исторические романы «Этторе Фьерамоска» (1833), «Николо де Лапи» (1867), «Воспоминания» (1858).

Джакомо Леопарди

 

Поэт, писатель и филолог Никколо Томмазео (1802 – 1874) прославился не столько как автор патриотической и религиозной лирики и исторического романа «Красота и вера» (1840), сколько как составитель фундаментального «Словаря итальянского языка» (1858 – 1879), исследованиями по философии и педагогике.

Роман итальянского писателя Джованни Руффини (1807 – 1881) «Записки Лоренцо Бенони» (1853) посвящен карбонариям. Среди других его произведений романы «Доктор Антонио» (1855) и «Лавиния» (1860).

Нельзя не упомянуть имя известного литературного критика, историка литературы, общественного деятеля, участника Рисорджименто Франческо Де Санктиса (1817 – 1883). Основные его работы посвящены творчеству Ф. Петрарки и Дж. Леопарди. Его фундаментальный труд «История итальянской литературы» (1870) и по сей день служит ценным источником информации об итальянских поэтах и писателях XIII – XIX веков.

Короткую, но яркую жизнь прожили поэты‑республиканцы, погибшие за свои идеалы во время боевых действий, – Гоффредо Мамели (1827 – 1849), автор стихотворения «Братья Италии» (1847), которое стало гимном Италии, и Ипполито Ньево (1831 – 1861), автор патриотических стихов, исторических трагедий «Спартак» (1856) и «Жители Капуи» (1857), романа «Исповедь итальянца» (1858).

Франческо Де Санктис

 

К этому же поколению принадлежит крупный итальянский поэт Джозуэ Кардуччи (1835 – 1907). Однако его жизнь сложилась совсем по‑другому. В юности он также отдал дань революционным идеалам, в зрелом возрасте его взгляды носили более консервативный характер. Более 40 лет Кардуччи преподавал итальянскую литературу в Болонском университете. Среди его поэтических сборников отметим «Легкое и серьезное» (1868), «Ямбы и эподы» (1869 – 1879), «Новые стихи» (1861 – 1887), «Варварские оды» (1877 – 1889), поэму «К Сатане» (1863). В 1906 году Кардуччи первым из итальянцев был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Идейными противниками творчества Кардуччи, лишенного, по их мнению, патриотического пафоса, выступили крупные итальянские поэты Марио Раписарди (1844 – 1915) и Артуро Граф (1848 – 1913).

Известный итальянский писатель и критик, участник национально‑освободительного движения Карло Коллоди (1826 – 1890) написал множество рассказов и публицистических очерков, в которых иронически изображал итальянское общество. Нам он известен как автор повести для детей «Приключения Пиноккио» (1883), по мотивам которой А. Н. Толстой написал «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Хорошо известно нашему читателю также имя итальянского писателя, сподвижника Джузеппе Гарибальди, Раффаэло Джованьоли (1838 – 1915). Его исторический роман «Спартак» (1874), проникнутый романтическим пафосом борьбы против тирании, популярен и сегодня. Другие произведения Джованьоли в серии исторических романов из жизни Древнего Рима – «Опимия» (1875), «Мессалина» (1885) и «Публий Клодий» (1905) – в настоящее время издаются редко.

В последние десятилетия XIX века в объединенной Италии возникает новое художественное направление – веризм (ит. vero – правдивый). Для этого течения, близкого к натурализму, был характерен интерес к быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнуто эмоциональный стиль. Не случайно большинство веристов – выходцы из южных, наиболее бедных областей страны.

Манифестом веризма стала работа известного итальянского критика и писателя, уроженца Сицилии Луиджи Капуана (1839 – 1915) «Очерки современной литературы» (1879 – 1882). Его перу принадлежит также сборник «Крестьянские новеллы» (1894) и роман из провинциальной жизни «Маркиз Роккавердина» (1901).

Луиджи Капуана

 

Веристы утверждали, что художник должен изображать только факты, показывать жизнь без прикрас, он должен быть беспристрастным и воздерживаться от своих оценок и комментариев. Большинство из них весьма строго следовали этим правилам, и быть может, именно это лишило их творения подлинной жизни.

Признанным главой веризма стал итальянский писатель и драматург Джованни Верга (1840 – 1922). Он автор множества романов, в том числе «В лагунах» (1863), «Ева» (1873), «Тигрица» (1873), «Семья Малаволья» (1881), «Дон Джезуальдо» (1889). Замечательный дар писателя‑реалиста проявился в его новеллах: сборники «Жизнь полей» (1870), «Сельские новеллы» (1883), «Бродячая жизнь» (1887). В них Дж. Верга дал глубоко правдивое изображение жизни народа, нарисовал полные драматизма картины нужды, горя и разорения сицилийских крестьян – своих земляков.

Джованни Верга

 

Близко к веризму творчество самой, пожалуй, известной итальянской писательницы, уроженки Сардинии, Грации Деледда (1871 – 1936). Первые ее произведения посвящены жизни рыбаков и крестьян («Сардинские рассказы», 1894). Тонкий психологический анализ, лирическое описание природы отличают ее романы «Элиас Портолу» (1903), «Пепел» (1904), «Тоска по родине» (1905), «Мать» (1920). В 1926 году писательница была удостоена Нобелевской премии по литературе.

В это же время работали известные итальянские писатели Антонио Фогаццаро (1842 – 1911), Эдмондо де Амичис (1846 – 1908), писатель и государственный деятель Карло Досси (1849 – 1910), поэты Джованни Пасколи (1855 – 1912) и Джованни Чена (1870 – 1917).

Одним из самых известных итальянских писателей первой четверти XX века стал Итало Свево (1861 – 1928). Он родился в Триесте, который тогда был частью Австрийской империи. Опубликовал романы «Жизнь» (1892) и «Старость» (1898), не принесшие ему успеха. Важным событием в жизни писателя стала встреча с никому тогда еще не известным ирландцем Джеймсом Джойсом, преподававшим в Триесте английский язык. Свево увлекся модным тогда психоанализом, а в 1923 году издал свой самый известный роман – «Самопознание Дзено», отличающийся углубленным психологизмом, переходящим в «поток сознания». В 1928 году писатель погиб в автокатастрофе, слава пришла к нему уже после смерти.

Итало Свево

 

Всему миру известны имена выдающихся итальянских писателей и драматургов Габриеле Д’Аннунцио (1863 – 1938) и Луиджи Пиранделло (1867 – 1936). Их творчество оказало огромное влияние на драматургию XX века. Среди прозаических произведений Габриеле Д’Аннунцио особенно популярны его романы «Наслаждение» (1889), «Девы скал» (1895), а также автобиографическая лирическая проза «Ноктюрн» (1921).

Луиджи Пиранделло – один из самых сложных и противоречивых итальянских писателей этого времени. Он рано проявил свои литературные и лингвистические способности. Учился в университетах Палермо, Рима, Бонна. В ранних произведениях Пиранделло заметно влияние веризма. Широкую известность принесла ему публикация романа «Покойный Маттиа Паскаль» (1904). В эти же годы писатель создал бо́льшую часть своих новелл, в которых проявился его незаурядный талант мастера малых прозаических форм и которые были собраны впоследствии в 15‑томном издании под общим заглавием «Новеллы на год» (1922 – 1937). В 1934 году Луиджи Пиранделло был удостоен Нобелевской премии по литературе.

В начале прошлого века на литературную арену вышло новое авангардистское художественное течение – футуризм. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909 года, когда в парижской газете «Фигаро» появился знаменитый «Манифест футуризма», автором которого был итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Не случайно футуризм возник в Италии, стране‑музее. В Манифесте отрицались не только художественные, но и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники футуристы призывали вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Помимо этого и других манифестов футуризма, перу Маринетти также принадлежат стихи, поэмы, очерки, пьеса «Король‑кутеж» (1905), роман «Мафарка‑футурист» (1910) и др. Ключевым лозунгом итальянских поэтов‑футуристов стал лозунг «Слова на свободе!» – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.

Несколько особняком стоит фигура талантливого итальянского поэта Дино Кампана (1885 – 1932), который в жизни был известен как бродяга и маргинал. Единственная книга его стихов «Орфические песни» (1914) оказала значительное влияние на итальянскую лирику XX века.

Филиппо Томмазо Маринетти

 

Итальянский писатель Массимо Бонтемпелли (1878 – 1960) считается основателем и теоретиком «новечентизма» – авангардистского литературного направления, возникшего в Италии после Первой мировой войны. Его перу принадлежат романы «Сын двух матерей» (1929) и «Люди во времени» (1937), сочетающие реалистическую манеру с гротескной фантастикой.

В первой четверти XX века в итальянскую литературу входит целый ряд талантливых писателей, творчество которых трудно отнести к определенному литературному направлению. Это Джованни Папини (1881 – 1956), автор книг «История Христа» (1921) и «Живой Данте» (1933); Коррадо Альваро (1895 – 1956), автор повести «Люди из Аспромонте» (1930) и романа «Недолгая юность» (1946).

Литературное направление герметизм (ит. poesia ermetica – герметическая поэзия), так же, как и футуризм, родилось в Италии. Это модернистское течение выражало в нарочито усложненной форме трагическое мироощущение и гуманистическую скорбь, определяемые одиночеством человека в современном мире. Представителями герметизма являются выдающиеся итальянские поэты XX века Умберто Саба (1883 – 1957), Джузеппе Унгаретти (1888 – 1970), Эудженио Монтале (1896 – 1981), Сальваторе Квазимодо (1901 – 1968). Их поэтические сборники давно уже стали классикой поэзии. В 1959 году Сальваторе Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе, а в 1975‑м такую же награду получил его старший современник и соотечественник Эудженио Монтале. Едва ли какое‑то другое поэтическое направление может похвастаться столь авторитетным признанием!

После Второй мировой войны итальянская литература пережила настоящую эпоху возрождения. С антифашистскими романами выступили как писатели старшего поколения, так и молодые. Многие прошли тюрьмы, лагеря, ссылки, активно участвовали в движении Сопротивления. Среди них прежде всего отметим такие имена, как:

Карло Эмилио Гадда (1893 – 1973), автор антифашистских рассказов (1953), романов, обличающих общественные нравы: «Пренеприятнейшее происшествие на улице Мерулана» (1957), «Познание страдания» (1963), «Механика» (1970).

Амедео Уголини (1896 – 1954), участник движения Сопротивления, представитель неореализма, автор сборника новелл «Десять поэм в прозе» (1949), романов «Один, как и все» (1946) и «На десять сольди табака» (1950), посвященных движению Сопротивления.

Курцио Малапарте (1898 – 1957), итальянский писатель, немец по происхождению, автор романов «Капут» (1944), «Эти проклятые тосканцы» (1956) и др.

Иньяцио Силоне (1900 – 1978), писатель и политический деятель. В 1921 году был одним из создателей Итальянской коммунистической партии, которую представлял затем в Коминтерне вместе с П. Тольятти. В 1930 году порвал с ней по идеологическим соображениям. Автор романов «Фонтамара» (1933), «Хлеб и вино» (1937), «Семя под снегом» (1941), «Горсть ежевики» (1952), «Секрет Луки» (1956), «Лиса и камелии» (1960), «Приключения бедного христианина» (1968).

Франческо Йовине (1902 – 1950), писатель‑антифашист, участник движения Сопротивления, автор реалистических романов «Синьора Ава» (1942), «Земли Сакраменто» (1950).

Карло Леви (1902 – 1975), известный писатель и художник, автор знаменитой книги очерков «Христос остановился в Эболи» (опубликована в 1945 г.).

Либеро Биджаретти (1906 – 1993), автор романов «Карлоне, жизнь одного итальянца» (1950), «Конгресс» (1963), «Дублерша» (1968), повести «Школа воров» (1952), книги воспоминаний «Комнаты» (1976).

Гвидо Пьовене (1907 – 1974), писатель и публицист, автор антивоенного романа «Жалость против жалости» (1946), автобиографического романа «Нечистая совесть» (1962), психологического романа «Холодные звезды» (1970).

Элио Витторини (1908 – 1966), автор романов о жизни сельской и городской бедноты «Сицилийские беседы» (1941) и «Мессинские женщины» (1949), а также романа «Люди и нелюди» (1945), посвященного движению Сопротивления.

Леоне Гинзбург (1909 – 1944), писатель, профессор русской литературы, изгнан из Туринского университета за антифашистские убеждения, погиб в тюрьме после пыток в феврале 1944 года.

Васко Пратолини (1913 – 1991), писатель‑неореалист; антифашист, автор романов «Семейная хроника» (1947), «Повесть о бедных влюбленных» (1947), «Постоянство разума» (1963), «Город моего тридцатилетия» (1967).

Джорджо Бассани (1916 – 2000), писатель, участник движения Сопротивления, автор антифашистских неореалистических повестей «Пять феррарских историй» (1956), автобиографического романа «Сад Финци‑Контини» (1962), киносценариев, рассказов.

Карло Кассола (1917 – 1987), участник движения Сопротивления, автор ряда антифашистских произведений, в том числе романа «Невеста Бубе» (1960), повестей «Старые товарищи», «Рубка леса» (обе 1953), а также романа «Монте Марио» (1973).

Беппе Фенольо (1922 – 1963), писатель, автор романа «Партизан Джони» (1968).

Итало Кальвино (1923 – 1985), писатель‑неореалист, участник движения Сопротивления, автор антифашистской повести «Тропинка к паучьим гнездам» (1947), философско‑аллегорической трилогии «Наши предки» (1952 – 1959), философского романа «Если зимней ночью путешественник…» (1979).

Итало Кальвино

 

Марчелло Вентури (р. 1925), автор повестей «Братья» (1952), «Отпуск одного немца» (1959), романа «Белый флаг над Кефаллинией» (1963).

Творчество одного из самых известных итальянских писателей прошлого века Альберто Моравиа (1907 – 1990) хорошо знакомо нашему читателю. Он дебютировал еще в 1929 году социально‑психологическим романом «Равнодушные» (1929). Однако большинство его произведений было опубликовано уже после войны, в том числе популярные романы «Римлянка» (1947), «Чочара» (1957), «Скука» (1960), «Внутренняя жизнь» (1978), «1934» (1982). «Римские рассказы» (1954) Альберто Моравиа – классика неореализма.

Основные темы творчества талантливого итальянского писателя Чезаре Павезе (1908 – 1950) – преодоление чувства отчужденности, обретение смысла жизни в борьбе с фашизмом, в утверждении демократических идеалов. Его перу принадлежат романы «Товарищ» (1947) и «Луна и костры» (1950), рассказы неореалистического характера, дневник «Ремесло жить» (опубликован в 1952), сборник стихотворений «У смерти твои глаза» (опубликован в 1951). Чезаре Павезе был очень популярен, его самоубийство в 1950 году потрясло литературную Италию.

Чезаре Павезе

 

В 1959 году в Италии стало известно имя писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза (1896 – 1957), автора знаменитого теперь во всем мире социально‑психологического романа «Леопард», опубликованного посмертно.

Джузеппе Томази ди Лампедуза

 

Глубоко оригинально творчество итальянского писателя Дино Буццати (1906 – 1972), который в романе «Татарская пустыня» (1940, экранизирован в 1976), сборниках рассказов «Семь гонцов» (1942), «Коломбр» (1966) создал замкнутый ирреальный мир, населенный героями – пленниками своей идеи, неспособными вписаться в общепринятые параметры бытия. Итальянский прозаик Томмазо Ландольфи (1908 – 1979) известен своим сборником гротескно‑фантастических новелл «Невозможные рассказы» (1966), а также эссе «Гоголь в Риме» (1971).

Отметим здесь и таких известных итальянских писателей, как Гоффредо Паризе (1929 – 1986), автора романа «Хозяин» (1964), и Джованни Арпино (1927 – 1987), которому принадлежат романы «Годы зрелости» (1958), «Молодая монахиня» (1960), «Тень от холмов» (1964).

Кто из читателей не знает имени прекрасного итальянского детского писателя Джанни Родари (1920 – 1980), участника движения Сопротивления, автора сказок «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», сборника «Поезд стихов» (1952), книги «Грамматика фантазии» (1973)?

В 60 – 70‑е годы прошлого века вся Италия зачитывалась повестями сицилийского писателя Леонардо Шаши (1921 – 1989) «Сова появляется днем» (1961), «Каждому свое» (1965), «Палермские убийцы» (1976), написанными в жанре политического детектива. Близко ему по духу творчество еще одного уроженца Сицилии – поэта и писателя Данило Дольчи (1924 – 1997), автора обличительных документальных произведений в защиту интересов сицилийской бедноты: «Бандиты в Партинико» (1955), «Расследование в Палермо» (1956), поэмы «Лунный лимон» (1970), сборника стихотворений.

Признанным мастером детективного жанра по праву считается Владимир Щербаненко (1911 – 1969). Он родился в Киеве, известен в ставшей ему родной Италии как Джорджо Щербаненко. Некоторые из романов итальянского Сименона, как его называют, переведены на русский язык.

После Второй мировой войны в итальянскую литературу пришло новое поколение поэтов. Это Марио Луци (1914 – 2005), Франко Фортини (1917 – 1994), Маргерита Гуидаччи (1921 – 1992), Пьер Паоло Пазолини (1922 – 1975), больше известный у нас как сценарист и кинорежиссер, Рокко Скотелларо (1923 – 1953). Из современных итальянских поэтов старшего поколения отметим Андреа Дзандзотто (р. 1921), автора известного сборника метафизической лирики «Красота» (1968), и Марию Луизу Спациани (р. 1924), которая несколько раз была номинирована на присуждение Нобелевской премии.

Во всем мире известно имя итальянского драматурга, актера, режиссера театра и кино Эдуардо де Филиппо (1900 – 1984). Его творчество тесно связано с неореализмом. В пьесах социальная значимость, психологическая глубина сочетаются с гротеском: «Филумена Мартурано» (поставлена в 1946), «Суббота, воскресенье, понедельник» (поставлена в 1960). Эти и другие пьесы драматурга уже несколько десятилетий не сходят с театральных подмостков. Современный итальянский драматург, актер и режиссер Дарио Фо (р. 1926) в 1997 году был удостоен Нобелевской премии по литературе.

В разделе, посвященном литературе, нельзя не сказать несколько слов об итальянском кинематографе. Ведь многие итальянские литераторы известны нам как авторы сценариев к замечательным фильмам – фильмам, которые позволили итальянскому кинематографу занять лидирующее положение в мире. Среди них такие блестящие имена, как Чезаре Дзаваттини (1902 – 1989), режиссер и писатель Марио Сольдати (1906 – 1999), сценарист и писатель Туллио Пинелли (р. 1908), актер и режиссер Альберто Сорди (1920 – 2003), поэт, писатель, сценарист Тонино Гуэрра (р. 1920).

Многие знаменитые итальянские режиссеры XX века сами писали сценарии к собственным фильмам, в том числе Федерико Феллини (1920 – 1993), Нино Манфреди (1921 – 2004), Элио Петри (1929 – 1982), братья Витторио Тавиани (р. 1929) и Паоло Тавиани (р. 1931), Этторе Скола (р. 1931), ПупиАвати (р. 1938), Фабрицио де Анджелис (р. 1940) и другие.

Тонино Гуэрра

 

Среди известных итальянских писательниц второй половины XX века, чье творчество известно далеко за пределами Италии, отметим имена Ренаты Вигано (1900 – 1976), автора романа «Аньезе идет на смерть» (1949), Сильвии‑Маджи Бонфанти, автора романа «Сперанца» (1954), Натальи Гинцбург (1916 – 1991) – автобиографическая книга «Семейные разговоры» (1963) и Эльзы Моранте (1916 – 1985), автора романа «История» (1974).

Умберто Эко

 

Современный итальянский писатель‑авангардист Эдоардо Сангвинетти (р. 1930) прославился в первую очередь своим романом «Итальянское каприччо» (1963).

Ученый и писатель Умберто Эко (р. 1932) является сегодня самым читаемым итальянским автором в мире. Кроме известных романов «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Остров накануне» (1995) и «Баудолино» (2000) его перу также принадлежат книги по истории культуры Средневековья, проблемам семиотики, сборник эссе «Путешествия в гиперреальность» (1986).

Следующее поколение современных итальянских прозаиков представляют Роберто Калассо (р. 1941), автор романов «Руины Каша» (1963), «Грязный безумец» (1974), «Обручение Кадма и Гармонии» (1988) и Антонио Табукки (р. 1943), перу которого принадлежат романы «Черный ангел» (1991) и «Три последних дня Фернанду Песоа» (1993). В настоящее время в Италии работает целый ряд талантливых писателей, снискавших себе славу не только у себя на родине, но и за рубежом. Среди них наиболее популярные Алессандро Барикко (р. 1958), автор романов «Замки ярости» (1991), «Море‑океан» (1993) и Джузеппе Куликкья (р. 1965), автор романов «Все равно тебе водить» (1994), «Пасодобль» (1995), «Болтовня» (1997), «Амбараба» (2000), «На прогулку с Ансельмом» (2001).