Вопрос к соцсопровцам о связи между семьёй

(читай – сексуальностью) и экономикой. 01:53 pm May 27th, 2009

 

Троцкий в «Преданной революции» (глава ««Социалистическая» инфляция») пишет:

 

«В области сельского хозяйства инфляция породила не менее тяжелые последствия.

 

В период когда крестьянская политика еще ориентировалась на фермера, предполагалось, что социалистическое преобразование сельского хозяйства, исходя из основ НЭП'а, совершится в течение десятилетий через посредство кооперации. Охватывая одну за другой закупочные, сбыточные и кредитные функции, кооперация должна была в конце концов обобществить и самое производство. Все вместе называлось "кооперативным планом Ленина". Действительное развитие пошло как мы знаем, по совершенно несхожему, скорее противоположному пути - насильственного раскулачивания и интегральной коллективизации. О постепенном обобществлении отдельных хозяйственных функций, по мере подготовки для этого материальных и культурных условий, не было более и речи. Коллективизация проводилась так, как если бы дело шло о немедленном осуществлении коммунистического режима в земледелии.

 

Непосредственным последствием явилось не только потребление большей половины живого инвентаря, но, что еще важнее, полное безразличие колхозников к обобществленному имуществу и результатам собственного труда. Правительство перешло в беспорядочное отступление. Крестьян снова наделяли в личную собственность курами, свиньями, овцами, коровами. Им отводились приусадебные участки. Фильм коллективизации разворачивался в обратном порядке.

 

Восстановлением мелких личных хозяйств государство шло на компромисс, как бы откупаясь от индивидуалистических тенденций крестьянина. Колхозы сохранялись. На первый взгляд отступление могло, поэтому, показаться второстепенным. На самом деле значение его трудно переоценить. Если оставить в стороне колхозную аристократию, то повседневные потребности среднего крестьянина пока еще обеспечиваются в большей степени его работой "на себя", чем его участием в колхозе. Доход от личного хозяйства, особенно когда оно посвящено техническим культурам, садоводству или животноводству, нередко в два-три раза превышает заработок того же крестьянина в коллективном хозяйстве. Засвидетельствованный самой советской печатью факт этот очень ярко вскрывает, с одной стороны, совершенно варварское расточение десятков миллионов человеческих, особенно женских сил в карликовых хозяйствах, с другой - крайне еще низкую производительность труда в колхозах.

 

Чтоб поднять крупное коллективное земледелие, пришлось снова заговорить с крестьянином на понятном ему языке, т.е. от натурального налога вернуться к торговле и восстановить базары, словом, истребовать обратно от сатаны преждевременно сданный в его распоряжение НЭП. Переход на более или менее устойчивый денежный расчет стал таким образом необходимым условием дальнейшего развития сельского хозяйства».

 

Мои размышления и выводы.

 

Коренная причина провала при переходе к коллективному хозяйству – отсутствие личной заинтересованности у непосредственных участников этого процесса. Крестьянин в колхозе работал, то есть отчуждал своё время, то есть отрабатывал налог за право «работать на себя» в своём частном (семейном) хозяйстве.

 

А между тем история знает примеры, когда такое коллективное хозяйство успешно велось. Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства») пишет о тесной связи между формой сексуального союза и ведением совместного хозяйства. Например, у некоторых народов (долго искать, пишу по памяти) уже существовал парный брак, но они ещё жили общиной. Небольшие комнаты, где жили пары, выходили в большой зал. Совместное ведение хозяйства требовало сожительства, а сожительство требовало повода – то есть либо это сексуальный союз (по-нашему – семья, вернее, одна из её форм), либо система родства, то есть уклад жизни, основанный на реалиях прошлого. К слову сказать, описанная ситуация была при матриархате, то есть, как минимум, более 6 000 лет назад.

 

А теперь посмотрим на колхозы 1930-х годов с точки зрения с т и м у л а коллективно трудиться,

п о в о д а сожительствовать и ф о р м ы сексуального союза. После проведения успешных политической и экономической революций, дело оставалось за малым – за революцией сексуальной, которая не имела ни теории, ни прецедента, и поэтому захлебнулась идеями, не нашедшими конкретных организационных, прикладных форм. Идея коллективного хозяйства, являясь передовой и выдающейся на фоне убогого дележа земли между хозяйчиками, не способными видеть дальше собственного носа, вступала в столкновение с семейным укладом через отсутствие стимула и повода. Хозяйчики были хозяйчиками в силу своей «ячейкОвой» разобщённости, которая имела источником эгоизм моногамного брака, то есть таких взаимоотношений, которые сохраняются и по сегодняшний день (2009 г.). Без ликвидации принудительной семьи – брака - ведение коллективного хозяйства оставалось лишь передовой идеей, не нашедшей условий для своего воплощения в жизнь. Экономические перемены упёрлись лбом в семейный уклад. Сталин, не долго думая, проигнорировал этот «момент», и насадил колхозы сверху. Получилось, что в колхозе люди батрачат, отрабатывают барщину, а в своём частном подворье занимаются своим – не вычитаемым из жизни - делом.

 

Стоит отметить, что в социальных процессах решающую роль играет не «правильность» какой-либо идеи, а разность скоростей, при которых социальный процесс, на который сделана ставка, приходит к финишу первым, опережая конкурирующие с ним процессы. На трассах основным источником аварийных ситуаций является разница скоростей при обгоне. Даже если бы руководство СССР дошло до мысли, что нужно переустройство семьи в соответствие с новой формацией экономики, то это не позволило бы директивно заменить одну форму семьи на другую. Противоречие заключалось в медленной смене формы семьи и быстрой смене экономического уклада. Семья запаздывала за экономикой и одновременно тормозила её. Если моногамный брак, треща по швам, всё ещё сохраняется, то это возможно только в ущерб общественной жизни, в ущерб будущему. Революции 1917 года не хватило критической массы, чтобы запустить цепную реакцию социального ядерного взрыва. Семья поглощала в своих времяубийственных механизмах ту энергию, которая, будь она освобождённой и знай цель своего действия, могла бы осуществить прорыв в будущее на несколько столетий вперёд. Ведь от будущего нас отделяют не годы, а уровень развития социальных отношений, науки, производства.

 

С коммунами дела обстояли не намного лучше, чем с колхозами. И всё же лучше. Потому что в коммунах хватало городской молодёжи, более подвижной в деле поиска новых форм. Кроме того, становление коммун пришлось на более свободное пост революционное время. Однако, если верить Райху, в коммунах дело дальше сексуальных экспериментов не пошло. Новые формы семьи выкристаллизованы не были. Великое будущее проиграло теплу домашнего очага. Коммуны трудились на износ, что подрывало их способности в сексуальной сфере, и были зациклены на результатах отнюдь не поиска новых форм семьи, а всего-навсего какого-то там строительства. Коммуны изначально были обречены, так как не опирались ни на форму семьи, ни на систему родства (упрощённо говоря - обычай). Но…

Если бы всё же акценты были расставлены более грамотно, и ставка была бы сделана не на индустриализацию любой ценой, а на поиск и развитие новых форм сексуального союза при втором приоритете индустриализации, то Советский Союз пошёл бы куда более интересным путём и не увяз бы в диктатуре и бюрократии.

 

 

Мои вопросы членам «Социалистического Сопротивления»:

 

1. Находится ли моногамный брак в противоречии с социалистической моделью?

2. Если да, то в каком направлении должна развиваться сексуальная революция? (формы семьи нового типа).

3. Считаете ли вы необходимым учитывать помимо логичности ещё и динамичность социальных процессов, разницу их скоростей?

4. Если да, то можете ли вы построить графики социальных процессов, происходящих в Советском Союзе с 1917 по 1933 гг.? ( вопрос повышенной сложности ).

 

В связи с социалистическим обычаем не отвечать на «глупые» вопросы приходится публиковать их на нескольких сайтах, чтобы молчаливое согласие со сказанным не было только нашим секретом.

 

С уважением, Вадим Тюменцев. 27.05.2009 as.tomsk@mail.ru http://vadim1980.livejournal.com/20375.html

 

20) Энергетические корни Термидора. 03.06.2009

 

Часть 1. http://vadim1980.livejournal.com/22281.html

Часть 2. http://vadim1980.livejournal.com/22060.html

Часть 3. http://vadim1980.livejournal.com/21927.html

Часть 4. http://vadim1980.livejournal.com/21559.html

Часть 5. http://vadim1980.livejournal.com/21294.html

Часть 6. http://vadim1980.livejournal.com/20767.html

 

Энергетические корни Термидора.

 

Энергетические корни Термидора. Часть 1.

 

Частые случаи непонимания природы социальной активности масс среди социальных активистов и публицистов из их числа побудили меня написать эту статью. Экономика – с одной стороны это причина социальных сдвигов, а с другой – лишь следствие физической реальности мира. Экономика – это лишь один из факторов, находящийся в сложном взаимодействии с другими. Главной причиной формирования социально-экономических причин для созревания революционной ситуации является космический фактор. В связи с недостаточным уровнем современного знания затруднительно говорить о многообразии неоткрытых человечеством космических энергий и космических влияний на нашу планету. Поэтому приходится ограничиваться лишь знанием о периодической солнечной активности. Это мало изученное поле, на котором всё же выявлены закономерности. Реакция социальных активистов на вопрос о влиянии солнечной активности на ход жизни общества колеблется между отрицанием и занижением роли солнечного фактора.

 

( См. статью «28.02.2009: Каспаров в Томске» - http://www.socialism.ru/talk/index.php?topic=460.0 Реакция зала на вопрос об учёте солнечной активности при планировании политических мероприятий. )

 

Помимо солнечной активности важную роль играет эпоха мирового демографического перехода, когда численность молодёжи в мире даже в процентном отношении достигает максимальных значений за всю четырёх с половиной миллионную (4 500 000 лет!) историю человечества. Россия прошла этот пик в середине 20 века, Китай – в 2000 году, а Индия – (ожидается) в 2010. Но в общем и целом эпоха войн не кончена. Ожидается, что переход завершится к 2060 году. Бурный рост населения Земли от 1,7 млрд. человек в начале 20-го века и 6 млрд. в конце 20-го века не мог не привести к «болям роста» в виде войн. Неизбежность войн можно объяснить и через социальные механизмы. Производство людей было более быстрым, чем производство средств и условий для их полноправной жизни. Число рождает качество. Численность людей определяет социальные отношения в обществе, степень расслоения. Чем больше рождается людей и чем быстрее это происходит, тем выше градус социального напряжения.

 

Национально-биологический фактор является третьей составной частью с п о с о б н о с т и данного этноса, или сплава этносов – суперэтноса, к внутреннему переустройству. Возраст этноса (упрощённо – народа) определяет императив его поведения. Л.Н. Гумилёв определяет продолжительность жизни этносов в 1200-1500 лет. Это возраст старости, до которого доживают не все этнические объединения. На одну и ту же ситуацию представители одного и того же этноса в разные периоды его жизни будут реагировать по-разному. Огрублено: первая половина возрастных стадий характеризуется высоким уровнем пассионарности и более «рыцарскими» реакциями на социальную несправедливость вроде «если не мы, то кто?», а вторая половина стадий всё больше уповает на тихое и безмятежное доживание под девизом «оставьте нас в покое!». Тема возраста этносов – скользская тема, сложная тема. Здесь нельзя вести расчеты на глаз. А теория этногенеза Гумилёва – скорее гениальная попытка провести обобщение, чем руководство к действию. Марксисты, к слову сказать, кидались из крайности в крайность, то игнорировали национальные различия (перманентная революция), то самоизолировались в Советском Союзе, подыгрывая капиталистическим странам в подавлении революционных восстаний. Касательно России (в плане возраста суперэтноса) можно сказать, что лучшая половина жизни у нас с недавних пор (1917) позади.

 

Ещё один фактор – сексуальное развитие. Как правило, в цивилизованных обществах интервал времени между достижением половой зрелости и достижением экономической самостоятельности, необходимой для вступления в брак, составляет около десяти лет. Во избежание «нежелательных» последствий, влекущих за собой материальные траты и снижающих возможности для получения более высокого социального статуса, и существует система подавления сексуального инстинкта в виде архаичных моральных запретов. Патриархат на стадии становления рассматривал браки детей как возможность выгодных экономических приобретений для отцов семейств. У этой тенденции – большая инерция, захватывающая и наше время. Подавление сексуальности через воспитание в семье и образование в официальных учреждениях формирует особый склад личности, не способный к сопротивлению, пассивный до поры до времени. До времени Ч. Революционный слом старого в силу наконец-то освобождающейся пружины сексуальности принимает формы не конструктивного демонтажа государства, а испепеляющего всё на своём пути пожара.

 

Солнечная активность, демография, пассионарность, сексуальность, социально-экономический фактор – вот известные на сегодняшний день факторы, которые определяют исторический процесс, восходящую фазу преобразований (революцию) и начало отката назад (Термидор). Эти факторы влияют друг на друга и переплетены паутиной причинно-следственных связей. Рывок в будущее требует продолжительного (для преодоления предшествующей инерции) совпадения всех или большинства перечисленных факторов. Это трудно понять, но легко представить. «Жизнь ползёт как змея». Один за другим подтягивая «хвосты» отстающего тела. Она может сделать бросок и упасть после этого, но абсолютно точно, что не полетит, как птица. Ключ к пониманию постепенности процессов или отката после рывка вперёд – в необходимости точки опоры. Так один фактор отталкивается от других. Развитие происходит шажочками. Переход на новый уровень – рывком. Не имея возможности охватить сложность взаимодействия в целом, я предпочитаю пользоваться компасом солнечной активности, нежели линейкой истории или угломером экономики. Однако очевидно, что главный герой предпочитает держаться в тени. Время является составной частью всех пяти факторов, при этом оставаясь совершенно неизученным. Есть экономическая теория Маркса, намечается социально-физическая теория космизма, но нет и в помине теории Времени. А между тем понимание Времени остаётся громадным ресурсом физической картины мира, которая повлечёт за собой перекройку социальных отношений, даже построенных на научном знании, но не учитывающих свойств Времени. Мимолётная по историческим меркам жизнь Советского Союза – показатель научной недостаточности голого экономизма.

 

В своей книге «Преданная революция» Троцкий анализирует социально-экономические последствия энергетического процесса. Он объясняет послереволюционный Термидор – победу «революционной» бюрократии над массами – с социальной колокольни. Но временами Троцкий «сбивается» на термины, свойственные физике. Однако за энергетическим «уклоном» следует в качестве «исправления» дальнейшая трактовка энергетической разрядки масс в социальном ключе, чтобы не травмировать порожнее сознание обывателя неожиданной глубиной выводов. Троцкий писал свои книги в 1930-х годах и после. Об исследованиях солнечной активности, проводимых в 1910-х – 1930—х гг. Александром Чижевским, который был вхож в кабинеты Луначарского и Ленина, Троцкий так или иначе должен был знать. Таким образом, скорее всего, для Троцкого «усталость масс», была не просто константой психологического состояния масс, а тем, чем она является на самом деле – энергетической разрядкой.

 

А теперь обо всём по порядку.

 

1. Слово Троцкому. («Преданная революция», глава 5 «Советский Термидор».)

 

«Достаточно известно, что каждая революция до сих пор вызывала после себя реакцию или даже контр-революцию, которая, правда, никогда не отбрасывала нацию полностью назад, к исходному пункту, но всегда отнимала у народа львиную долю его завоеваний. Жертвой первой же реакционной волны являлись, по общему правилу, пионеры, инициаторы, зачинщики, которые стояли во главе масс в наступательный период революции; наоборот, на первое место выдвигались люди второго плана в союзе со вчерашними врагами революции. Под драматическими дуэлями "корифеев" на открытой политической сцене происходили сдвиги в отношениях между классами и, что не менее важно, глубокие изменения в психологии вчера еще революционных масс.

 

Отвечая на недоуменные вопросы многих товарищей о том, что случилось с активностью большевистской партии и рабочего класса, куда девались их революционная инициатива, самоотвержение и плебейская гордость; почему на место всего этого обнаружилось столько подлости, трусости, малодушия и карьеризма, Раковский ссылался на перипетии французской революции XVIII века и приводил в пример Бабефа, который по выходе из тюрьмы Аббатства, тоже с недоумением спрашивал себя, что сталось с героическим народом парижских предместий. Революция - великая пожирательница человеческой энергии, индивидуальной, как и коллективной. Не выдерживают нервы, треплется сознание, изнашиваются характеры. События развертываются слишком быстро, чтоб убыль успевала возместиться притоком свежих сил. Голод, безработица, гибель революционных кадров, отстранение масс от управления, все это привело к такому физическому и моральному оскудению парижских предместий, что им понадобилось больше трех десятилетий для нового восстания».

*

«Так, после беспримерного напряжения сил, надежд и иллюзий, наступил длительный период усталости, упадка и прямого разочарования в результатах переворота. Отлив "плебейской гордости" открывал место приливу малодушия и карьеризма. На этой волне поднимался новый командующий слой».

*

«Между тем бюрократия твердила: "Ради международной революции оппозиция собирается втянуть нас в революционную войну. Довольно потрясений! Мы заслужили право отдохнуть. Мы сами у себя создадим социалистическое общество. Положитесь на нас, ваших вождей!" Эта проповедь покоя тесно сплачивала аппаратчиков, военных и штатских, и находила несомненный отклик у усталых рабочих и особенно крестьянских масс».

 

10:58 pm June 3rd, 2009 http://vadim1980.livejournal.com/22281.html

 

Энергетические корни Термидора. Часть 2.

 

2. Если русский учёный Александр Чижевский (1897 - 1964) установил связь между 11-летним циклом солнечной активности и социальной активностью масс, которая по своему характеру больше похожа на психоз, то австрийский психоаналитик и сексолог Вильгельм Райх (1897 – 1957) нашёл причину социальной безответственности людей в их сексуальной угнетённости, которая носит в цивилизованном обществе столь массовый характер, что исключает возможность индивидуального терапевтического решения проблемы. Последствием морализаторских общественных запретов является, по Райху, сексуальный застой – поглощение сексуальной энергии панцирем мускулатуры тела, которое является, по сути, замещением естественной сексуальной разрядки и препятствием для неё.

«Источник энергии невроза создаётся различием между накоплением и тратой сексуальной энергии», - пишет Райх в своей книге «Функция оргазма. Райху так же удалось количественно измерить энергетический заряд сексуальной энергии, энергии оргона, как он её называл, и увязать его с солнечной энергией. Привожу два отрывка из заключительной части «Функции оргазма».

 

1. ««Электрические бури» в атмосфере, при усиленной активности солнечных пятен нарушающие нормальную работу электроаппаратуры, являются — и это можно экспериментально доказать — результатами действия атмосферного оргона».

 

2. «Огни полярного сияния, серо-голубое свечение, известное под названием «огней св. Эльма», и голубоватый туман, недавно обнаруженный астрономами на небе во время усиления активности солнечных пятен, также представляют собой проявления энергии оргона. Не поддававшееся до сих пор пониманию образование туч и бурь зависит от изменения концентрации атмосферного оргона, что можно доказать самым простым образом с помощью измерений скорости электроскопического разряда.

 

Живой организм содержит в каждой клетке, из которых он состоит, энергию оргона и непрерывно заряжается из атмосферы с помощью дыхания. «Красные» кровяные тельца представляют собой мерцающие голубым светом заряженные оргоном микроскопические пузырьки, несущие биологическую энергию с поверхности легочных альвеол к тканям тела. Хлорофилл растений, родственный белку животной крови, содержащему железо, содержит оргон и поглощает его непосредственно из атмосферы и солнечного излучения».

 

Таким образом, Чижевский ответил на вопрос «что?» (солнечная активность как часть космической активности имеет решающее значение для социальной активности масс), то Райх ответил на вопрос «как?» (посредством получения оргонной (солнечной) энергии через дыхание и посредством дальнейшего преломления этой энергии в физиологии организма).

 

10:50 pm June 3rd, 2009 http://vadim1980.livejournal.com/22060.html

 

Энергетические корни Термидора. Часть 3.

 

3. Разумеется, я не ожидаю встретить ничего, кроме нападок за естественнонаучную интерпретацию социальных процессов. И в пику травле я приведу историю изобретения ионизатора воздуха, который более известен как люстра Чижевского.

 

 

«Это было летом 1915 года в Петрограде. Я, студент второго курса, приехал в столицу, чтобы получить разрешение на сдачу экзамена по латинскому языку за курс гимназии, и остановился у мужа моей тётушки Афанасия Семёновича Соловьёва, доктора медицины, главного врача Путиловского завода», - пишет А.Л.Чижевский в своей книге «На берегу Вселенной». Доктор Соловьёв и познакомил Александра с опытами Ивана Ивановича Кияницина, которые были тем проведены в 1898-1899 гг.

 

Суть этих экспериментов: воздух в аквариум с крысами поступал через ватный фильтр, имевший длину 24 см. Через несколько дней эти крысы гибли. Смерть наступала «от отравления недоокисленными продуктами обмена». Их лёгкие забивались слизью.

 

«Уже к 1905-1910 годам микробиологи знали, что гипотеза Ивана Ивановича об окисляющих микроорганизмах воздуха не подтвердилась и таковых микроорганизмов в воздухе не существует. В чём же тогда заключается причина гибели животных? Что теряется на вате и не доходит до животных?» - наставлял Соловьёв Чижевского. Химический состав воздуха по разные стороны фильтра оставался одинаковым. И далее: «… харьковский гигиенист Скворцов и одесский физик Пильчиков считают, что вся суть опытов Ивана Ивановича заключается в том, что заряды атмосферного электричества застревают на вате, и животные гибнут вследствие их отсутствия. Ясно также, что электричество как-то связано с кислородом, ибо последний, потеряв своё электричество, перестаёт действовать как окислитель». После этой цитаты (вкупе с изобретением ионизатора воздуха) становится невозможным утверждать, что электромагнитная активность Солнца не оказывает влияния на активность человеческих масс. Причём ускорение окислительных процессов – только видимая часть айсберга.

 

Касаемо подопытных животных (голубей, крыс, кроликов, морских свинок и собак): «Все без исключения животные, помещённые в профильтрованный воздух, вскоре заболевали, становились вялыми, неохотно пили и ели, делались безучастными ко всему окружающему». Апатия масс имеет физиологическую причину на уровне каждого конкретного организма, но единую для всех. Вопрос о системных закономерностях биологических систем здесь остаётся в стороне.

 

Чижевский вместе со своим отцом и его сестрой провели опыты над крысами. Эти опыты подтвердили электронную версию о химической недостаточности воздуха для поддержания жизни. С декабря 1919 года по ноябрь 1920 года Чижевские не проводили опыты, но продолжали наблюдать за животными и делать записи в дневнике. «Смертность крыс, подвергавшихся в 1919 году влиянию ионов, была в 5,3 (пять целых три десятых) раза меньше смертности крыс, получавших ионы положительного знака».

 

В свете исследований Чижевского выводы Райха об энергетической подзарядке организмов из атмосферы с помощью дыхания не выглядят чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот, эти исследования только дополняют друг друга. Что касается люстры Чижевского, то она находится в серийном производстве и её благотворное влияние на здоровье является общепризнанным. Чего нельзя сказать о принципах, положенных в её основу.

 

Более того, было бы недоразумением, если бы в годы солнечной активности, человек получал солнечную энергию только посредством дыхания. Он получает её отовсюду: Солнце действует не только на ионные характеристики воздуха, но так же - и на всю окружающую среду (воду, почву, лес), в которой человек себя ведёт не как «добрый и мудрый хозяин природы», а как её инструмент. И чем более ставится акцент на независимость социальных процессов от естественных, если угодно - физиологических, тем в большей степени человек становится игрушкой в руках собственного тщеславия. Очевидно, что непрерывный ток крови просто обязан через трение кровяных телец между собой и о стенки сосудов вырабатывать электрические заряды. Это означает электрохимическую природу человеческого организма. Вполне естественно, что эта внутренняя природа реагирует на сигналы потоки электромагнитных излучений Солнца. Однако крен в сторону экономизма, дальнейшая изоляция экономики от «бесплатных» ископаемых ресурсов и от «дармовой» энергии Солнца, от планеты, от галактики, заставляет эту экономику парить между землёй и небом по соседству с богом, который на небесах. Божественной экономика Маркса стала в результате огромного объёма труда, который необходимо было выполнить, и который был выполнен Марксом и Энгельсом лишь частично. Чтобы сэкономить на затратах времени и сил, благодарные потомки решили обожествить архангелов Маркса и Энгельса, а непорочно зачатую ими экономическую теорию, находящуюся в сцепке с разрозненными, но многочисленными областями знания (видимо, по недосмотру отцов-основателей), вырвать из контекста реальности, закруглить по краям и замкнуть на саму себя. Правда, и выводы получались под стать теории – удобные своей закруглённостью. Но после замыкания экономики на экономику теория Маркса, вырванная из физического контекста, перешла в разряд академических наук, то есть перестала быть научной. Однако были люди, которые слишком много знали, и знали это слишком часто вслух.

 

На Чижевского и Райха периодически устраивались гонения. В их научной биографии были и светлые полосы, но хватало и чёрных. Райх умер в тюрьме (есть мнение, что помогли) за два дня до рассмотрения аппеляции о досрочном освобождении. В тюрьме он провёл около 2 лет. Чижевский - 8. (Л.Гумилёв – 14.) И там и там приложили руку «марксисты» - те, что были у власти в СССР, и те, которых благополучно самих расстреляли в Германии. Даже сейчас исследования Райхом энергии оргона не переведены на русский язык. Чижевского «серьёзные» учёные - по старой доброй привычке гнобить всё выдающееся - до сих пор не воспринимают всерьёз. Однако в электронной версии его книги ещё менее доступны, чем книги Райха, хотя небольшими тиражами (например, в 10 000 экземпляров) они после развала Советского Союза всё же выходили в печать и встречаются в библиотеках. Дело не только в низком культурном уровне населения РФ, но и в преднамеренном держании этого населения на уровне определённой планки, задаваемой официальным образованием. Ибо массовое распространение знаний опасно для узурпаторов. Поэтому в современной России (2009 г.), и не только в ней одной, знание находится под контролем: в меру умные люди востребованы в качестве проституток физической или интеллектуальной работы, когда же человек начинает не просто запоминать, а анализировать, понимать и развивать мысли предшественников, и прежде всего – свои собственные, он перестаёт продаваться, становится непонятен для окружающих и опасен для социальной пирамиды с перегруженными и без него верхними этажами. Уже становится затруднительным купить его включением в «элиту», и просто невозможным – терпеть его «альтернативную» - по сути подрывную для пирамиды – деятельность. Проще не допустить появление мыслящих людей путём «воспитания», чем потом бороться с ними. Поэтому российские педагоги незаслуженно обделены благами. Их вклад в интеллектуальную кастрацию молодёжи трудно переоценить. Российская школа (и высшая – тоже) блестяще справляется с поставленными перед ней задачами.

 

10:47 pm June 3rd, 2009 http://vadim1980.livejournal.com/21927.html

 

Энергетические корни Термидора. Часть 4.

 

4. Солнечная активность. Чижевский не был первым, кто обратил внимание на «земное эхо солнечных бурь». В своих книгах «На берегу Вселенной», «Гелиотараксия» (двухтомник, более 700 страниц каждый том) Чижевский даёт многочисленные ссылки на европейских учёных, ставивших вопрос о взаимосвязи между Космосом и Землёй. Но он был первым, кто сопоставил исторические события за последние 2500 лет с наблюдениями за Солнцем, объяснил периодичность социально-исторической активности колебательным характером активности солнечной и вывел статистические закономерности.

На уровне схемы всё выглядит довольно просто. Активность Солнца носит периодический характер. Максимум 11-летнего солнечного цикла длится около 3-х лет. За это время на Земле происходит около 60% социальных событий (за 3 года из 11,1 лет!). В первую очередь таких социальных событий, которые требуют участия масс. Но политический знак этих событий не предопределён. «Марксисты» очень опасались утратить веру в свою сознательность, поэтому труды опального учёного притормаживались на стадии сдачи в печать. Но трудности в понимании возникали не только в отношениях с властью. Разумеется, посильную (и ещё большую!) лепту вносили стукачи и завистники из числа «коллег». Далее. Массы заряжаются солнечной энергией (как аккумуляторы) и тратят её. Да, революция – пожирает энергию. Соответственно на «после революции» остаются считанные джоули энергии (поступающей из окружающей среды), и тут уж совсем нелепо призывать к сознательности. На фазе энергетической разрядки «несознательные» и «безответственные» массы прячут голову в песок частной жизни. Дело не только в массах людей – постепенно разряжаются и другие системы – это лишь вопрос их инерции. Скажем, Байкал полностью освобождается ото льда лишь к июню, а отдаёт тепло вплоть до декабря-января. Это аналогия годового земного цикла по отношению к 11-летнему солнечному. В этом смысле рост численности человечества и включение всё новых планет в среду его обитания способны вывести людей на уровень относительной независимости от Солнца. Но сейчас до этого ещё далеко. Хотя даже при очень высоком уровне инерционности, сглаженности колебательного процесса, невозможно полностью избежать его влияния.

 

Главный вопрос: что делать в данной ситуации, когда «сознательность» масс колеблется вслед за солнечными пятнами и протуберанцами? Ответ на главный вопрос: подготовить пути отхода на заранее подготовленные позиции – быть готовыми к оттоку масс и перераспределению функций на участников заранее сформированной структуры.

 

Проще говоря, когда массы впадают в мещанскую жизнь и отдают власть, её надо брать. Поможет ли это избежать Термидора? Нет, не поможет. Потому что поднятие власти, брошенной массами, - это уже сам по себе возвратный процесс, то есть Термидор. Но это поможет избежать борьбы за власть, репрессий и разгула некомпетентности. Не густо, и то под вопросом. А почему, собственно, поможет? Строго говоря, гарантии на 6 лет спада и минимума и ещё 2 года подъёма солнечной активности, не может дать никто. Как поведут себя эти структурцы? Насколько они честно сдержат своё слово реализовывать намеченную программу в интересах научно-исторического процесса? Эти вопросы я оставляю открытыми, и прежде всего открытыми для тех, кто способен думать своей головой, а не талмудами Маркса или Бакунина. И всё же лучшей гарантией того, что кадры будут руководствоваться интересами высшего порядка, а не своими шкурными, может служить их структура личности, сформировавшаяся в условиях относительной свободы, где дубины подавления (семья и государство) сошлись в клинче между собой. Критерии отбора в новую элиту – вопрос отстранённо теоретический, потому что в реальной жизни этот вопрос всегда решается явочным порядком. Выбирают не из подходящих кандидатур, а из тех, которые рядом. До сих пор власть и управление остаются не научными областями, а сферой личных интересов и сферой личной преданности. Если бы выбор всё-таки был, то стоило бы на этот случай держать под рукой готовый «критерийник».

 

Очевидно, что нужна программа по «растлению» молодого поколения, то есть а) внутреннему раскрепощению уже подготовленных системой инвалидов духа и мысли, б) созданию условий для раскрытия в дальнейшем естественного биологического и творческого потенциала ещё не попавших под государственный резец детей, с целью становления (в период солнечного минимума) нового поколения борцов (подробнее – ниже). Так же очевидно, что нужны ясные ориентиры в экономике, без надрывных «стахановских» темпов, которые (стах. темпы) гарантировано приведут к неэффективности труда (бери больше, кидай дальше), а в обозримой перспективе – к спаду темпов производства ниже средних. Пока поколение революционеров не ввязалось в социальные заварухи, оно должно трезво наметить эти ориентиры и поставить перед собой стратегические цели. Причём необходимо учитывать, что эти цели не могут быть чем-то вроде «Землю крестьянам», а должны в их не популистской части быть ориентированы в будущее, то есть быть, мягко говоря, несколько неожиданными с точки зрения повседневности, а с точки зрения обывателей – не от мира сего.

 

10:44 pm June 3rd, 2009 http://vadim1980.livejournal.com/21559.html

 

Энергетические корни Термидора. Часть 5.

 

5. Энергетическая роль партии – дотянуть социальную активность до пика солнечной

активности. И даже немного – за этот пик. Так «преждевременная» забастовка

шахтёров, перекрывших в 1998 году Транссиб, не дотянула около года до периода

быстрого нарастания солнечной активности в 1999 году. Пик солнечного максимума

был двойным (так уже было в 1917 году) и пришёлся на апрель 2000 г. и ноябрь 2001 г.

Максимум потока радиоизлучения на длине волны 10 см - F* = 197.2 наступил

в феврале 2002 г. ( http://www.izmiran.ru/services/saf/archive/obzor20080901.txt )

 

Серия мощных вспышек произошла в январе 2005 г., сделав возможной кооперативное создание (урезание льгот властью и реакция на «монетизацию» со стороны пенсионеров) предреволюционной ситуации, которая на излёте солнечной активности очень быстро сошла на нет.

 

 

Партия большевиков в своё время сыграла решающую роль в революции Октября 1917, выполнив функцию моста между пиком стихийной социальной активности масс и пиком солнечной активности, когда организованные массы имеют наибольшие шансы на достижение сформулированных целей.

 

На данный момент у меня нет под рукой подробных данных о 15-м солнечном цикле, усреднённый максимум которого пришёлся, по В.Н. Ишкову, на август 1917 года. На самом деле было два пика, один из которых, если мне не изменяет память, пришёлся на февраль 1917 года, а другой – на сентябрь 1917-го. Все вынуждаемые массами летние выступления – июньское и июльское – приходились на провал между двумя солнечными пиками, принадлежащими общему для них циклу солнечной активности! И Троцкий тысячу раз прав, когда в «Истории русской революции» приходит к выводу - пусть и в политических терминах – о невозможности взятия большевиками власти в июле 1917 года. На практике такая попытка выглядела бы так: большевики вместо того, чтобы, идя с массами, тормозить их экстремальные проявления, кинулись бы брать власть в неудачной (в плане подготовки и юридического прикрытия) для себя редакции. Встретив сопротивление, массы сникли бы, ослабили натиск, после чего верные временному правительству войска взяли бы ситуацию под контроль. Большевики как ЯВНЫЕ заговорщики были бы значительной частью посажены, и прежде всего – политически разгромлены как узурпаторы власти. Вложись большевики в фальстарт, они бы предоставили более чем достаточно поводов для осуществления германского варианта революции. После этого августовский мятеж генерала Корнилова имел бы повышенные шансы на успех. Это была бы совсем другая история. И в этой другой истории большевики не очухались бы ни к октябрю, ни к ноябрю-месяцу, и вполне вероятно, что в декабре 1917-го историческая (солнечно-энергетическая) возможность была бы безвозвратно утрачена. Большевики не только логически рассчитали, но и интуитивно почувствовали свой звёздный час.

 

Трудно сказать, является ли разведённость пиков, социального и солнечного, результатом естественного стечения обстоятельств или это результат удачной попытки управления развитием событий со стороны мыслящей части правящей группировки. В любом случае нужна структура, которая соединит пики над пропастью межпичья. Никакие новомодные новолевские тактические «изобретения» типа аффинити-групп и прочих «фишек» не соответствуют энергетическим характеристикам структуры, способной выполнить стратегическую функцию моста.

 

Инерция партии, сглаживая всплески и спады социальной активности, рождает направление удара. Партия – это стабилизатор общественной энергии, способный трансформировать стихийное недовольство масс в серию логически связаных энергетических разрядок, в последовательность действий, ведущих к взятию в свои руки рычагов власти. Партия может иметь разные характеристики, но без массовости, рассчётливой упорядоченности действий, то есть - централизованного управления, она не будет в состоянии «паразитически» вобрать в себя энергию масс и «менеджерски», при всех издержках на своё обеспечение, заполнить годовой, а то и двухгодовой энергетический вакуум между фальстартом масс и революционной ситуацией, наступающей вслед за пиком солнечной активности. В противном случае чиновничество и буржуазия креативно разведут не только пики, но «разведут» и массы. И используют их для сохранения и укрепления своего привилегированного положения.

 

10:36 pm June 3rd, 2009

http://vadim1980.livejournal.com/21294.html

 

 

Энергетические корни Термидора. Часть 6.

 

6. Понятно, что причиной Термидора является отток масс под предлогом усталости, разочарования, смерти и других вариантов потери энергии. Как избежать оттока масс? На мой взгляд, этого сделать невозможно. Именно по этой причине диалектическая борьба противоположностей и становится возможной: окончательная победа недостижима, перемены неизбежны, совершенствованию нет предела. Поэтому лучше сразу считаться с неизбежностью откатов назад, а точнее – с диалектичностью исторического процесса, чем заранее нацеливаться на непрерывное движение вперёд к победе Некого Изма, в котором, как в буддизме, каждый верующий верит в что-то своё субъективное.

 

 

Нельзя ли немного солнечной энергии не тратить в период бури и натиска, а оставить на потом? Едва ли. Это сродни совету при необходимости сексуальной разрядки дышать ровнее. Точно так же пока не удаётся уснуть на два десятка лет, отсрочив молодость, не платя при этом дань времени. Я не сомневаюсь, что технически это возможно, но, к сожалению, сейчас таких возможностей нет. В качестве альтернативы переноса энергии в будущее возможен менее эмоциональный, но более рациональный вариант её расходования. Такая возможность появляется только при наличии ясной цели и понимания каждого из поступенных действий, ведущих к ней, и их очерёдности. Это позволит избежать тех чудовищных перегрузок на поворотах истории, которые сжигают большую часть человеческой энергии на бурю эмоций и неразбериху, зачастую черпая энергию из завтрашнего дня. Логическая размеренность, безусловно, сгладит процесс, сделает его более размеренным, но радикально проблему не решит.

 

В чём же выход? Расширить круг избранных.

 

Не обязательно рассуждать в максималистских категориях «оттока масс». Можно подходить к вопросу «мягче», различая полутона. Скажем, каждая новая социальная формация имеет бОльшую представительность, чем предыдущая. Вот и ответ. Вот и разгадка. Но как привлечь пополнение в структуру из числа ныне существующих людей? Причём не из карьеристов, приспособленцев и прочих проходимцев, а из людей способных трудиться за идею? И как обеспечить этот приток в будущем?

 

Для начала нужно разобраться в корнях рабской ментальности. Райх утверждает, что дети сызмальства (до 4-5 лет) поставленные в жёсткие социальные рамки, которые крайне ограничивают удовлетворение их сексуальных потребностей, и испытывающие в дальнейшем (половое созревание, вступление в брак) давление общественных устоев на свою физиологию, не способны на сопротивление экономическому угнетению. Тот, кого давят экономикой, способен дать отпор, а тот, кого подавляют чопорной моралью, будет терпеть и свою сексуальную зашуганность и экономический геноцид. С будущими поколениями, я думаю, всё понятно: нужно вложиться в новые поколения, вложиться знаниями, временем, энергией, деньгами. Здесь трудно, но не беспросветно. Чтобы дети становились самостоятельными им нужно давать возможность включиться во взрослую жизнь. И половое воспитание, снимающее оковы моральных запретов на реализацию своего биологического потенциала – это только одна из мер, но мер революционных, которые ставят жирный крест на показушной контр-революционной совковой системе обкрамсывания и подгонки шестерёнок под «стройки века», а большей частью – под обслугу номенклатуры.

 

О будущих – мы ещё поспорим. Но что делать с настоящими, с нынешними?

 

Ведь загвоздка всегда не в принципиальной невозможности, а в нехватке времени из-за разницы скоростей социальных процессов: кадры нужны быстрее, чем в ситуации революционного вихря их можно подобрать и научить. Для завтрашней революции кадры будут нужны ещё вчера.

 

Принципиальный ответ только один: если Термидор неизбежен, и если пути отступления в Термидор необходимо готовить до революции, то будущий кадровый состав той структуры, которая подымет брошенную большинством населения власть, нужно готовить до подготовки путей отступления. Необходимо включить в управление наиболее пассионарную часть производителей и наиболее мыслящую часть радикальной молодёжи. Отмирание государства заключается в росте социальной ответственности, в расширении круга людей, комбинирующих своё участие в производстве с участием в управлении. Отмирание государства заключается в преодолении разделения труда на производственный и административный.

 

Каким образом?

 

1. Расширить социальную базу и «расколдовать» молодёжь путём грамотного продвижения идей Райха, а так же путём подготовки почвы для сексуальной революции (которая произойдёт вслед за революцией экономической и закрепит значительную часть её достижений), то есть слома того механизма, который держит людей в психологическом оцепенении, в страхе перед выходом за флажки, в иррациональной готовности бежать выполнять указания любого типа, похожего на начальника. Как вариант, возможен выпуск сборника, который в грубом оформлении уже готов (http://golosa.info/node/3273 ) , осталось его сверстать в брошюру, снабдить изображениями, напечатать и распространить. И распространить не в мёртвый штиль застоя, а в пробуждающееся к социальной жизни молодёжный движ школьников, протестующих против введения обязательного единого гос. экзамена в школах или подростков, протестующих против введения комендантского часа. Это должна быть пусть и малочисленная группа, но обнаружившая признаки социальной мысли и социального действия.

 

Райх - это единственный козырь российских левых. И если левым не удастся эту карту разыграть, то они потерпят очередное историческое поражение или, возможно, вообще будут физически уничтожены. Подчёркиваю: в глазах масс сложное всегда менее убедительно, чем простое. Отсюда конкурентная несостоятельность экономической теории Маркса (изначально основанной на научном подходе) перед «теорией» порядка государственников, «теорией» спасения души церковников, «теорией» чистоты расы фашистов, замешанных на демагогии, воздействующих на эмоции, взывающих к рабской ментальности. Но Райх – это тот самый случай, когда с наскока достичь цели не получится. Нужен обходной манёвр, вбрасывание пробных камней, поиск подходящего формата, ненавязчивое вплетение темы в интерпретацию различных событий.

 

2. Организовать курсы теоретической (прежде всего – исторической и т.д.) и практической (походы, путешествия, экспедиции, ролевые игры и т.д.) подготовки для всех левых, но большей частью – для не сагитированной части молодёжи, рабочих и прочих. Заняться созданием общелевого сайта и форума с обязательной трансляцией «в массы» трактовки происходящих событий с космистских и коммунистических позиций, а главное - выпуском всероссийской газеты. Для этого нужно организационное ядро.

 

3. Приступить к научно-аналитической деятельности в области развития теории космизма, связующей все уровни бытия – от экономической теории Маркса до энергетической теории Чижевского-Райха, от исследований демографического перехода С.П. Капицы до этногенеза Л.Н. Гумилёва. Широкое обсуждение на общелевом ресурсе и открытое обсуждение космизма в печати дадут новые социальные поводы и добавят левым сторонников из числа специалистов в различных областях знания. Структура, учитывая реалии современности, должна делать упор не только на молодёжь, но так же должна уметь находить специалистов среди людей разных возрастов и относящихся к разным социальным группам - среди художников, музыкантов, журналистов, аналитиков, переводчиков, компьютерщиков, политпиарщиков, банкиров, военных, дипломатов, учёных, транспортников, технического персонала ТВ и многих других.

 

Пассионарная способность быть активными, когда другие находятся в социальной спячке, даёт практический шанс на запуск проектов, которые по мере нарастания солнечной активности будут набирать обороты. Без предварительного импульса, без подготовительных действий, без выстраивания структур ДО того периода, когда активными ненадолго становятся все, сложно рассчитывать на организационный перевес.

 

Несмотря на запоздалое (примерно на полтора года) пробуждение 24-го цикла солнечной активности, не исключено, что он в значительной мере наверстает упущенное. Мой прогноз солнечной активности остаётся тем же, что и 3 года назад: начало стремительного нарастания активности – апрель 2010, пик – октябрь 2011, спад и конец основного этапа активности – апрель 2013. Поправку на более быстрое нарастание и более долгий спад в пределах самой активной фазы, которая длится 3 года, не делал (с такой поправкой пик смещается на апрель 2011, но с учётом запаздывания самого цикла пик может придтись на апрель 2012 года и более поздний срок, так что несмотря на всю условность «Октября 2011», функцию ориентира он, безусловно, выполнит). Из этого прогноза следует, что организационная страда, с учётом дальнего прицела, уже сейчас должна быть в полном разгаре. В противном случае стихийная мстительность Термидора сполна отплатит за организационное бездействие.

 

Особым пунктом стоит отметить, что сама по себе солнечная активность ничего не решает. Не в её компетенции находится вопрос о характерологической структуре личности, то есть структуре характера человека. Большинство людей вполне адекватны реальности: своему внушённому бесправию, своему подчинённому положению. И каждый, кто адекватен существующей реальности, сопротивляясь переменам, держится за неё, как за ускользающую опору. Рабский менталитет на массовом уровне не искореним, он опирается на личный опыт и многовековую традицию. Поэтому акцент должен приходиться на людей, живущих по окраинам этой рабской реальности, в любом случае – на людей морально не забитых. И центр тяжести усилий по пробуждению сознательности должен приходиться не столько на поиск нужных людей, сколько - на организацию процесса переплавки характеров (касается только юношества). Такая «плавильная печь» до наступления эпохи горячего железа – вещь в себе. Но нужно научиться быстро её собирать и набить руку на выплавке характеров. Это более чем агитация, это создание в рамках старого общества зародыша новой реальности. Если этого сделано не будет, то социальные перемены через какие-то несколько лет после очередного Октября снова захлебнутся «социальной памятью» безвременья. Да, это проще сказать, чем сделать, но сделать всё-таки придётся. Солнце ведает вопросами социальной активности, но социальный смысл в эту активность вкладывают люди.

Мы вкладываем.

 

03.06.2009 Вадим Тюменцев

vadim1980.livejournal.com as.tomsk@mail.ru

 

10:23 pm June 3rd, 2009

http://vadim1980.livejournal.com/20767.html

 

 

21) Лев Блинов: 10 лет со дня смерти. 11:53 pm June 10th, 2009

 

На самом деле всё это я пишу не с целью кинуть ещё одну горсть земли вдогонку. И вовсе - не с целью пожалеть его оборвавшуюся жизнь и повздыхать над необратимыми упущениями в собственной биографии, или помусолить наш разговор о звенящем кедре и «звенящей» утке. Нет. Внимания достойно здесь только одно: откуда берутся генераторы идей, люди в свитерах с вихрастыми чубами, с горящим взглядом, с желанием переиначить мир? Ищите ответ в таких компонентах судьбы как геометрия перемещений, путешествия с малых лет, фактор любящей бабушки, лесная юность, непонимание окружающих, конфликты в семье, отсутствие друзей, одиночество в походах, чтение книг, возможность общения с выдающимися людьми. Иными словами личность задаётся условиями. При соблюдении этих условий возможно повторное формирование личностей с очень близкими характеристиками. Нет, я не за то, чтобы конвейерным путём штамповать Лёв, Олегов, Вадей. Этого не получится сделать: конвейер опошляет идею. Любая массовость вырождается в свою противоположность. Революционеру Христу поклоняются рабы, ищущие одобрения своей преступной покорности. Университеты – кладези знаний – превратились в большие навозные кучи, на которых уже не растут даже редкие цветы – всё живое вянет. И всё же обладая этим Знанием, было бы нелепо упускать возможность культивирования могучих дубов и кедров взамен культивации паразитических культур. Очевидно, что нужно изменять соотношение сил, а не стремиться к «окончательной» победе. Иерархия типажей никуда от этого не денется: чтобы существовали кроны, должны тянуться к свету и стволы, а чтобы стволам тянуться высоко, они должны пить воду корнями и крепко держаться за недра. Иерархия типажей неизбежна. Но баланс сил – подвижная величина. Планете нужны пассионарии – люди с горящими глазами. И Лев был одним из нас.

 

10.06.2009 Вадим Тюменцев vadim1980.livejournal.com

 

 

Сегодня - 10 лет со дня смерти Льва Блинова – томского эколога и просто симпатичного парня. 10 июня 1999 года он, находясь за рулём, выехал на «Уазике» на встречную полосу и не успел перестроиться в свой ряд. Где-то на благословенной новосибирской трассе, ведущей в большой мир на запад страны. Льву было 20 лет. Рядом с ним находился товарищ по походам – Михаил Вальков. Погибли оба. Но в фокусе воспоминаний «современников» по ТЭСИ и университету Лев оказался в одиночестве.

 

Официальная часть его биографии довольно прозаична. Он организовал томскую экологическую студенческую инспекцию (ТЭСИ). И дорог мне совсем не этим. А в силу своей нестандартности. Он выпадал из общего ряда. Иначе бы мы и не познакомились. Я пришёл в НИИББ, чтобы встретиться с академиком Плехановым. Плеханова там не было, а парнишка, сидевший на вахте, которого я окучил своими космическими идеями, сказал мне: а ты знаешь Лёву Блинова? И он сказал, где водится этот редкий человек.

 

Я знал его всего лишь 20 минут (тогда я носился с идеей о поисках Чулымского метеорита). Я спросил Льва: Ты … не томич? – Томич, - ответил он. Это было неправдой. Идя по центру Тисуля, отмечавшего своё дцатилетие и 15 минут как отошедшего от неполного солнечного затмения, я поглядывал по сторонам, по склонам, по видневшимся полям и пролескам. Он охотился где-то здесь.

 

Человека формирует стечение обстоятельств. В случае со Львом это был симбиоз научности родителей и близости к природе. Походы по лесам один на один с собой как раз и производят на человека то гнетущее впечатление своей малости и конечности, которое пробуждает мысль и заставляет её бить ключом. Он тоже много путешествовал, сначала – с родителями, потом – играл в бродилки сам. И вот эта его вихрастость, жизнерадостность и одиночество были теми общими моментами, которые позволили достичь мгновенного интуитивного понимания. Просто я был ослом. Мне было всего лишь 17 и чего-то не хватило, чтобы в следующую пятницу вместе с ТЭСИвцами отправиться в поход в защитную зону СХК. Наверно, авантюризма.

 

Пока мы говорили, видеомагнитофон воспроизводил кассету с материалами одного из походов. Надзорные функции своей инспекции Лев воспринимал как «в порядке вещей», я же за этими порубленными корчажками на Чёрном озере видел агрессию против моих товарищей по кильдыму на берегу Томи, а выписывание штрафа охотникам за отсутствие путёвки вызывало у меня ещё более сильный протест: я смотрел на ситуацию глазами охотников, потому что охотиться начал с 12 лет. В этом смысле мы совсем уж были ровесниками. (Он на 2 года старше.)

 

Его самобытность вступала в противоречие с его социальной ролью. И ему бы пришлось выбирать между своими идеями о спасении Земли от экологической катастрофы и карьерой. Между ещё не сложившимся учёным и уже прорисовывающимся чиновником. Между творчеством и успехом у публики. Если учесть, что у него за плечами уже были 5 лет университета и многочисленные поездки на семинары, то его выбор напрашивался сам собой. Соскакивать было уже поздно. Для этого пришлось бы рвать со своим окружением, с благополучием, со всем к чему привык, ради своей звёздной идеи. Но вышло иначе. Выбирать не пришлось.

 

Вы всё поняли правильно. Я бы не стал писать про Льва Блинова, если бы не синхронность наших судеб. А детально узнал я о наших совпадениях из книги воспоминаний о Льве, написанной его матерью. Это раритетное издание, выпущенное скромным тиражом, я взял почитать в ТЭСИ (пр. Кирова, 14, 6-й, помнится, этаж), и, как редко бывает в жизни, прочитав, вернул. Кое-какие воспоминания можно прочитать здесь http://tesi.seu.ru/index.php?&section=12&part=20&page=109#4

 

Записки 17-летнего Льва об энергиях ("Цикл Вселенной") были ещё только робкой попыткой зацепить фундаментальные закономерности. Но в них уже был элемент зрелости. Не помню, о чём именно он писал. Но во мне на его мысли возник отклик: я зримо представил, как энергетические процессы происходят не в котле, не в форме, а вообще, лишённые оболочек. Свои «17-летние» записи я не могу читать без вставок эпитетов. Слишком много заёмных мыслей.

 

В Иркутской области 24 сентября 2002 года местные жители наблюдали полёт Витимского болида. Узнав об этом две недели спустя, я ехал в маршрутке на Томск первый. С рюкзаком и снаряжением. Где-то в районе университета подсел выпивший парень с девчонками. Слово за слово завязался разговор.

– Да что ты к человеку пристал. Ему твоё ТЭСИ ни о чём не говорит, - сказала одна из его спутниц.

= Отчего же. Знаю про вашу инспекцию. У вас там Лев Блинов заправляет.

- Заправлял.

= А что сейчас?

- Так он уже года два как разбился. Ты разве не знаешь?

 

На Тимирязевском кладбище 23 мая 2006 года я искал могилу своего приятеля по посиделкам на завалинке – Марчела. Так и не нашёл. А это чьё там улыбающееся фото? Я подошёл к могиле. Одной из многих. Это была могила Льва.

 

http://vadim1980.livejournal.com/22789.html

 

 

22) Иван Иллич: "Освобождение от школ".

Выдержки. Комментарии.02:04 Июнь, 30, 2009

 

О содержании. Сначала приводятся краткие выдержки размером в две страницы. Затем - предисловие. Далее - основные выдержки с моими комментариями. Если вы не располагаете достаточным временем, то можете сразу начинать с кратких выдержек.

Текст всей книги Иллича «Освобождение от школ» взят по главам отсюда http://www.eusi.ru/lib/illic_osvobogdenie_ot_skol/3.shtml

и размещён единым файлом здесь http://golosa.info/node/3425

Выдержки полностью занимают 29 страниц формата а4.

=====

Иван Иллич. «Освобождение от школ».

Краткие выдержки (включены в основные).

 

 

***

Далее - http://www.socialism.ru/talk/index.php?topic=518.0

 

 

Очевидно, что даже в одинаковых по качеству школах бедный ребенок редко догоняет богатого. Даже если они посещают одинаковые школы с одного и того же возраста, бедные дети лишены большинства образовательных возможностей, повседневно доступных ребенку из среднего класса. Спектр этих преимуществ — от домашних книг и семейных разговоров до путешествий во время каникул и иного самоощущения; дети, которым они доступны, пользуются ими и в школе, и вне ее. Так что те, кто беднее, будут отставать до тех пор, пока их продвижение или учение зависит от школы. Бедным нужны средства, которые позволили бы им учиться, а не получать справку о том, что они прошли курс исправления их якобы чудовищных недостатков.

*

Эскалация школьного обучения не менее разрушительна, чем гонка вооружений, хотя это и менее очевидно. Повсюду в мире расходы на школьное обучение растут быстрее, чем количество учащихся и ВНП; при этом повсеместно расходы на школу постоянно отстают от ожиданий родителей, учителей и учащихся. И везде такое положение дел одновременно и сдерживает стремление к самостоятельному учению, и не позволяет профинансировать сколько-нибудь крупномасштабные планы нешкольного образования.

*

Школа стала мировой религией модернизированного пролетариата и раздает пустые обещания спасения беднякам технологической эры. Национальные государства приняли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану, последовательно ведущему к дипломам — наподобие древних ритуалов инициации и служения культу.

*

Только если гражданин будет защищен от угрозы дисквалификации при отсутствии школы в его послужном списке, отмена обязательного школьного обучения будет психологически эффективной.

*

Вторая важнейшая иллюзия, на которой строится система школьного обучения, состоит в том, что учение считается результатом преподавания. Конечно, преподавание при определенных условиях может в чем-то помочь учению. Но все же большинство людей приобретают свои знания в основном вне школы, в школе это происходит лишь постольку, поскольку в небольшом числе богатых стран они вынуждены проводить в ней все более длительную часть своей жизни.

*

Эксперименты, проведенные Анхелем Квинтеро в Пуэрто-Рико, показывают, что многие подростки, если их заинтересовать, снабдить программами и обеспечить оборудованием, лучше, чем большинство школьных учителей, справляются с задачей приобщения своих сверстников к исследованию растений, звезд и веществ, к изучению принципов работы двигателей или радио.

*

Уничтожение школ могло бы также прекратить существующую дискриминацию младенцев, взрослых и стариков в пользу детей подросткового возраста и юных. Социальное решение направлять образовательные ресурсы в первую очередь тем гражданам, которые уже переросли необыкновенную способность к учению первых четырех лет и не достигли еще возраста активного самостоятельного учения, будет в ретроспективе, вероятно, казаться странным.

 

Как сообщает нам институциональная мудрость, детям нужна школа. Институциональная мудрость сообщает нам также, что дети учатся в школе. Но сама эта институциональная мудрость — продукт измышления школ, потому что здравый смысл подсказывает нам: только детям и можно преподавать в школе. Только загоняя людей в детство, мы можем заставить их подчиняться власти школьного учителя.

*

Выпускник университета вышколен и отобран для службы среди богатых мира сего. Безотносительно к утверждениям о солидарности с «третьим миром» каждый выпускник американского колледжа имеет образование, стоящее в пять раз больше, чем средний доход половины человечества. Латиноамериканский студент входит в это исключительное братство при условии, что на него потрачено по крайней мере в 350 раз больше общественных денег, чем на гражданина со средним доходом. За очень редкими исключениями, выпускник университета из бедной страны чувствует себя удобнее с североамериканскими и европейскими коллегами, чем с его невышколенными соотечественниками, и все студенты так академически обработаны, что чувствуют себя счастливыми только в компании товарищей по потреблению продуктов образовательной машины.

*

Вышколенные до нужного состояния люди уже не способны заметить неизмеримое. Все, что не может быть измерено, для них второстепенно и опасно. Их не лишить творчества — они на него не способны. Рабы обучения, они разучились делать что-нибудь свое и быть самими собой и ценят только то, что сделано или могло быть сделано.

 

Однажды согласившись с навязываемым школой представлением о том, что все ценное производимо и измеримо, люди склонны принимать любое ранжирование. Всему своя шкала — развитию государств, интеллекту младенцев, и даже прогресс в борьбе за мир можно оценить по изменению числа жертв войны. В вышколенном мире дорога к счастью вымощена потребительскими индексами.

*

На самом же деле, чем больше школа пытается манипулировать учением, тем сильнее нормальный ученик сопротивляется обучению. Причина этого сопротивления вовсе не авторитарный стиль государственной школы и не атмосфера вседозволенности в некоторых свободных школах, а фундаментальное представление, общее для всех школ: не ученику решать, чему и когда он должен учиться, это дело других людей.

*