Организация и система
Теория организации
Термин организация используется в 2 значениях :
1) процесс организации деятельности людей для достижения, поставленной перед ними цели.
2) это форма объединения людей.
Организации бывают:
1)с образованием юрид. лица
а) коммерческие
б) некоммерческие
2)без образования юрид. лица
а) семья
б) индивид. предприним.
в) простое товарищество
3)неформальные
Организация не является замкнутым образованием и обменивается с ней ресурсами.
Внешняя среда может быть представлена следующими характеристиками:
1) конкуренты
2) политическая
3) экологические и др.
Взаимодействия с элементами внешней среды, организация вступает с ними в определенные отношения. Например: отношения ВУЗа и внешней среды. (законодательство, размеры и структура города, министерство, другие вузы)
Общими чертами всех организаций является наличие минимум одного человека, цели деятельности организации, а так же трансформация какого-либо ресурса в процессе деятельности организации.
Организация и система
Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют целостность и единство.
Классификация систем
1)искусственные (созданные человеком) и естественные (созданные природой);
2)закрытые системы (имеют фиксированные границы и относительно независимы от внешней среды (часы) ) и открытые (взаимодействуют с внешней средой, приспосабливаются к ее изменениям, обмениваясь с ней ресурсами);
3)динамические (развивающиеся и изменяющиеся во времени) и статистическая (неподвижная модель);
4)централизованные системы (некоторый элемент играет главную роль в ее функцинионирование) и децентрализованная (все элементы имеют равную ценность)
5)детерминированные - это системы действие которых определяется приложенным к ним воздействиям (предсказуемые системы) и вероятностные (действия их случайны)
социальные организации - это динамические открытые системы
Организация (с латин. - это "сообщаю стройный вид", "устраиваю"):
1) внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность, более или менее разных и автономных частей целого.
2) это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого
3) объединение людей реализующую некоторую программу или цель, и действующих на основе определенных процедур и правил.
Характеристика организации как системы
Организация - это единица рыночной экономики, где принимаются управленческие решения, направленные на развитие всего сообщества.
Свойства организации, как системы проявляется в след. характеристиках:
1) система стремится сохранить свою структуру (проявление закона самосохранения)
2) система имеет потребность в управлении
3) в системе формируется сложная зависимость от свойств, входящих в нее подсистем
В организации реализуются 3 ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, трансформация ресурсов в годовой продукт (услугу) и передача его во внешнюю среду
Организация, как система координаций и поведения людей обеспечивает процесс достижений цели.
Для того, чтобы организация выполняла свои функции по достижению цели используют: мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру.
1) Ресурсы
Основные ресурсы необходимые организации: человеческие ресурсы, капитал, информация
2) Взаимодействие с внеш. средой
Внеш. среда изменчива. Нужно уметь реагировать на изменения, а лучше предвидеть.
3) Горизонтальное разделение труда
Степень разделения руда зависит от масштабов предприятия и уровня ее специализации
Горизонтальное разделение труда - это разделение всех видов деятельности на элементы работ. (Менеджмент: маркетинг, снабжение, производство, сбыт)
4) Подразделения
Любая сложная организация состоит из под подразделений, которое выполняет конкретные задания и добиваются конкретных целей(отделы службы)