ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
Заседание открылось докладом члена-корр. АН СССР П. Ф. Ю д и-н а «Учение И. В. Сталина о строительстве коммунизма».
Теорию научного коммунизма, сказал докладчик, в основных чертах обосновали Маркс и Энгельс. Всесторонне эта теория была развита
6% НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
и конкретизирована на основе нового исторического опыта Лениным и Сталиным.
Как известно, Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин постоянно подчеркивают, что марксизм является не догмой, а руководством к действию. Это означает, что марксизм как наука неизменно обогащается и развивается на основе обобщения революционного опыта борьбы рабочего класса за победу коммунизма. В отличие от утопистов, которые пытались дать картину будущего коммунистического общества, основоположники научного коммунизма всегда подчеркивали, что дело не в том, чтобы в деталях нарисовать будущее общество,— да это и невозможно; главное состоит в том, чтобы открыть, наметить те реальные пути, которые неизбежно ведут к победе коммунизма.
Ленинская теория социалистической революции, всесторонне развитая и углубленная И. В. Сталиным, сделала возможной не только победу социалистической революции в СССР, но и построение социалистического общества. Таково практически-революционное значение новой теории социалистической революции.
Теорию научного коммунизма, созданную Марксом и Энгельсом, Ленин и Сталин развили всесторонне, во всех направлениях обогатили ее обобщением исторического опыта эпохи империализма, пролетарских революций, эпохи построения социализма. Теория научного коммунизма, как она ныне выступает в трудах Ленина и Сталина,— это обогащенная новыми выводами и положениями теория.
Товарищ Сталин развил марксизм-ленинизм, разработал теорию научного коммунизма в новых исторических условиях, обобщая опыт построения социалистического общества, которое достигло такой ступени развития, что стал возможен постепенный переход от социализма к коммунизму.
Товарищ Сталин подробно развил' учение о первой фазе коммунизма — о социализме. Не осталось ни одного сколько-нибудь существенного вопроса, относящегося к теории социализма и к практике его построения, не освещенного в трудах товарища Сталина.
В трудах товарища Сталина, в его теоретических, научных положениях все обосновано, все научно проверено, все подтверждено практикой. Вот почему его труды имеют величайшее революционное значение.
То, что теоретически доказано товарищем Сталиным и применено в СССР, в основном и главном приемлемо и для пролетариата других стран. Особенностью теоретических работ И. В. Сталина является то, что он никогда не рассматривает опыт СССР изолированно от всего международного революционного движения пролетариата, от борьбы рабочего класса под руководством коммунистических партий за победу коммунизма во всем мире. Товарищ Сталин постоянно подчеркивает международное значение построения социализма в СССР. Он часто как бы перекидывает мост от опыта СССР к опыту борьбы рабочих других стран и к будущей деятельности их после завоевания власти. П. Ф. Юдин приводит ряд примеров из этой области.
Учение марксизма-ленинизма о роли государства при социализме разработано в трудах И. В. Сталина всесторонне. Товарищ Сталин разрешил наиболее существенные теоретические проблемы, имеющие огромное практическое значение.
В трудах Маркса, Энгельса и Ленина социалистическое общество рассматривается в его общей форме, как будущее бесклассовое общество. В трудах товарища Сталина социалистическое общество рассматривается как уже сложившееся и действующее общество.
Социалистическое общество в СССР построено и существует уже
ЗАСЕДАНИЯ 24 ДЕКАБРЯ 63
длительное время. Оно вступило в полосу постепенного перехода к коммунизму. И тем не менее советское социалистическое общество еще не является бесклассовым обществом.
Товарищ Сталин, обосновывая советскую Конституцию, указывал, что первая статья Конституции говорит о классовой природе советского социалистического общества, состоящего из дружественных между собой классов рабочих и крестьян.
И. В. Сталин показал, что государство в СССР сохранится и тогда, когда коммунизм будет построен, если к этому времени не отпадет внешняя опасность нападения со стороны сильных капиталистических государств. Другими словами, государство при коммунизме сохранится до тех пор, пока коммунизм не победит во всем Мире или, по крайней мере, в большинстве стран.
Это подлинно новая гла>ва в теории научного коммунизма, вписанная товарищем Сталиным.
И. В. Сталин подчеркивает решающую роль социалистического государства как в создании социализма, так и при переходе от социализма к коммунизму. Это показывает, как в новую эпоху по-новому ставит товарищ Сталин вопросы научного коммунизма.
Товарищу Сталину принадлежит та всемирно-историческая заслуга в развитии теории научного коммунизма, что только он, впервые в истории марксизма, определил уровень развития производительных сил, при котором становится возможным осуществление перехода ко второй фазе коммунизма. Маркс в «Критике Готской программы» указал на тот необычайно высокий уровень развития производительных сил, который необходим для перехода к коммунизму, но каков должен быть конкретно этот уровень,— об этом, естественно, он ничего не мог сказать.
Ленин уже более конкретно решает этот вопрос. Он говорит, что для построения социализма в Советском государстве производительные силы должны не только догнать, но и обогнать самые передовые капиталистические страны, а производительность труда должна быть наивысшей по сравнению с тем, что дал капитализм.
Товарищ Сталин, взяв за основу ленинские положения о путях построения социализма в Советской России, воплотил эти положения в конкретную программу индустриализации страны и обобществления сельского хозяйства.
Сталинские пятилетки — необычайно богатый вклад в теорию научного коммунизма. Здесь были освещены такие стороны и проблемы этой теории, о существовании которых раньше никто не подозревал. Достаточно указать только на то, что потребовалось научно обосновать соотношение отдельных отраслей промышленности в социалистическом хозяйстве, выдвинуть на первое место промышленность, производящую средства производства. Выдающееся теоретическое и революционно-практическое значение представляла проблема создания новых кадров для всех отраслей советского социалистического хозяйства, проблема овладения новой техникой миллионами людей, впервые приобщающимися к передовой технике, и т. д. Все эти вопросы нашли полное освещение в работах товарища Сталина, являющихся ныне таким теоретическим арсеналом, который вооружает коммунистические партии в странах народной демократии, а в недалеком будущем, несомненно, с этими вопросами практически столкнутся и коммунистические партии других стран.
Каждый шаг вперед в строительстве социалистического общества был новым революционным творчеством и в практике и в теории.
$4 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
Советское социалистическое общество еще до Великой отечественной войны вступило в полосу постепенного перехода от социализма к коммунизму. Вопрос о том, что социализм в одной стране можно построить, давно был ясен для всей партии, для всех строителей социализма. Но в связи с победой социализма возник новый вопрос: возможно ли построить коммунистическое общество, полный коммунизм в одной стране? Товарищ Сталин решил и этот вопрос. Исходя из генеральных положений теории научного коммунизма, что коммунизм в своем развитии проходит две фазы, что вторая фаза есть продолжение первой, И. В. Сталин сделал тот вывод, что в СССР можно построить коммунистическое общество, даже если сохранится капиталистическое окружение. Товарищ Сталин показал, что дальнейшая творческая, созидательная работа советского народа неизбежно приведет к коммунизму, что советские люди уже практически начали осуществлять постепенный переход от социализма к коммунизму.
return false">ссылка скрытаРешение товарищем Сталиным вопроса о том исторически необходимом уровне развития производительных сил, который обеспечивает переход к коммунизму, составляет выдающийся вклад в теорию научного коммунизма. И. В. Сталин показал, что когда в советском обществе производительные силы достигнут такого уровня, что в экономическом отношении мы обгоним самые передовые капиталистические страны, включая США, мы достигнем той высокой экономической зрелости, при которой станет возможным переход к коммунизму.
Товарищ Сталин дал конкретную экономическую программу, выполнение которой обеспечивает переход от социализма к коммунизму.
Докладчик говорит о досрочном выполнении послевоенной пятилетки, приводит цифры и факты, конкретно свидетельствующие о постепенном переходе советского общества к коммунизму. Уже в конце 1949 года среднемесячный уровень промышленной продукции СССР возрос на 50% по сравнению с довоенным 1940 годом. К контгу пятилетки валовая продукция сельского хозяйства увеличится на 27%. За годы послевоенной пятилетки сельское хозяйство получит около 350 тыс. тракторов и множество других высокопроизводительных сельскохозяйственных машин. В невиданных размерах развивается электрификация сельского хозяйства и связанных с ним производств.
Огромное, поистине всемирное значение в развитии производительных сил сельского хозяйства, в создании изобилия продуктов имеет сталинский план полезащитных лесонасаждений. Такие грандиозные планы преобразования природы может осуществлять только социалистическое общество.
П. Ф. Юдин подчеркивает, какое огромное внимание уделяет Советское государство науке. Наука превратилась в нашей стране в величайшую силу, способствующую развитию советского общества по пути к коммунизму. В дальнейшем роль науки и техники будет все возрастать, ибо коммунизм связан с наивысшей техникой и самой совершенной технологией. Всестороннее и высокое развитие новейшей техники, автоматизация и механизация всех процессов производства приведут к устранению старого разделения труда. В связи с этим и самый труд изменится: он поднимется на более высокую ступень; неквалифицированный труд будет постепенно заменяться трудом квалифицированным.
Масштабы и темпы механизации и электрификации сельского хозяйства, говорит докладчик, приведут в ближайшем будущем к завершению процесса превращения сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального. Коммунизм обеспечивает единую техническую базу промышленности и сельского хозяйства. Следовательно,
ЗАСЕДАНИЯ 24 ДЕКАБРЯ
переход к коммунизму уничтожит в корне различия в характере тпуда
промышленного и сельскохозяйственного. На основе развитая произвол
сгва будут происходить изменения и в классовой структуре ив созна
нии людей, т. е. будет происходить процесс окончательного старания
различии между рабочим классом и крестьянством стирания
Переход к коммунизму связан не только с развитием техники ппо-пзводства, с развитием производительных сил. Ленин и Стал™ указывают, что решающее значение для перехода к коммунизму имеет коммунистическое отношение к труду, более высокая производительность труда, чем при капитализме. Уже теперь, подчеркивает П. Ф Юдш в советском обществе труд стал делом чести, доблести и геройства По степенный переход от социализма к коммунизму будет тем более ускоряться, чем быстрее будет формироваться коммунистическое созна ние всего советского народа, чем быстрее станет всеобщим коммунистическое отношение к труду.
Товарищ Сталин показал диалектику развития социалистического труда. Социалистический принцип вознаграждения за труд позволяет сочетать личные интересы с общественными. Социалистический труд воспитывает людей в коммунистическом духе. Этот вопрос имеет первостепенное значение, особенно если учесть, что к коммунизму надо приобщить, кроме рабочих, многомиллионные массы крестьянства.
Опыт построения социализма в СССР дает богатейший материал для теоретического решения вопроса о том, как будет в начальной стадии коммунизма осуществляться принцип коммунистического распределения. Этот опыт дает возможность уточнить некоторые прежние положения марксизма по данному вопросу. И. В. Сталин показал, что на первой фазе коммунизма действует в преобразованном виде закон стоимости, остаются деньги, торговля как важнейшие рычаги экономики в руках советского государства. Советская социалистическая торговля, всемерно развиваемая и совершенствуемая, является основной формой, основным способом снабжения населения и при переходе к коммунизму и при вступлении в коммунизм.
Коммунизм, говорит П. Ф. Юдин,— это такое общество, где будут уничтожены все противоречия старого общества. Одним из таких противоречий является противоположность между умственным и физическим трудом. Маркс и Энгельс дали принципиальное, общее программное решение этого вопроса. И. В. Сталин конкретизировал решение вопроса о путях уничтожения противоположности между умственным и физическим трудом в условиях строительства коммунизма в СССР. При коммунизме весь народ будет образованным. Все рабочие и крестьяне в культурном отношении поднимутся, по определению товарища Сталина, до уровня инженерно-технических работников. В СССР для регнения этой задачи уже проделана колоссальная работа. В ближайшие три-четыре пятилетки большинство советского народа в возрасте от 18 до 50 лет получит среднее общее, среднее техническое образование и десятки миллионов людей будут иметь высшее образование. В СССР образование получают не только учащиеся, но и работающие на заводах, фабриках и в колхозах. Стахановцы — это люди высокой технической культуры и общей грамотности; они все более приближаются к уровню инженерно-технических работников. Товарищ Сталин открыл в стахановском труде зачатки такого культурно-технического подъема рабочих, который ведет к уничтожению противоположности между умственным и физическим трудом.
Партия и государство развернули в невиданных масштабах работу по культурно-техническому подъему народных масс. Масштабы этой
Вестник АН СССР, № i
QQ НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
работы дают представление о неуклонном поступательном движении всего советского общества по пути к коммунизму, о постепенном превращении советского общества в общество, состоящее из образованных людей, людей высокого уровня культуры.
Всестороннее и необычайно высокое развитие новейшей техники, автоматизация и механизация всех процессов производства приведут к устранению старого разделения труда. Люди будут трудиться в различных отраслях производства, науки и техники, выполнять тот или иной род деятельности, к которому чувствуют наибольшее призвание и в котором смогут принести наибольшую пользу обществу. Общий уровень образования позволит им вместе с тем ознакомиться и с другими областями производства, науки и техники. Но, отмечает П. Ф. Юдин, всестороннее развитие людей не исключает специализации. При коммунизме будет своя специализация, следовательно, будет и разделение труда, но они будут носить другой характер, чем при капитализме. Это разделение труда и специализация будут основаны на новой технике и не будут иметь классового характера, не будут вести к какой-то ограниченности индивидуумов, которую создает капиталистическое разделение труда.
В заключение сессии участники Общего собрания заслушали доклад академика Е. В. Т а р л е «Я. В. Сталин и борьба за мир».
В своем, по обыкновению образном, докладе Е. В. Тарле обрисовал титаническую деятельность товарища Сталина как руководителя внешней политики первой в мире страны социализма.
Моя тема, сказал академик Тарле, требует вспомнить о тех невероятных трудностях, которые товарищ Сталин преодолел, о той тернистой и славной дороге, которую он столь благополучно прошел, потому что при всем разнообразии гениальных дарований этого необыкновенного человека та борьба, которую он выдержал на внешнем фронте, была борьбой, быть может, наиболее трудной.
Я и хочу, продолжает академик Тарле, сегодня напомнить об этом трудном пути, всю тяжесть которого, скажу прямо, полностью оценит только будущая история.
Сделав краткий обзор этапов борьбы Советской страны против капиталистического окружения, докладчик подчеркивает, что сталинская внешняя политика располагает тем могучим оружием, которого нет и не может быть у наших противников: возможностью далеко расширять пределы исторического предвидения, пользуясь строгим научным анализом, который возможен лишь на базе марксистско-ленинской теории развития общества, являющейся ценнейшим достоянием партии Ленина — Сталина. Этой чертой определяется глубокая принципиальность сталинской внешней политики. Проникновенный анализ, приводящий к твердой уверенности в гигантских преимуществах социализма перед капитализмом и неизбежном конечном торжестве социалистического строя, и объясняет спокойствие и широту кругозора, так часто поражавшие иностранных дипломатов, публицистов, ученых, которым выпадало на долю говорить с И. В. Сталиным на политические и исторические темы.
Особенно подробно останавливается Е. В. Тарле на международных событиях периода второй мировой войны и послевоенного периода. При этом он отмечает, что в сталинской внешней политике по любому основному вопросу можно ясно установить ту принципиальную программу, от которой она никогда не отступает. Всякая активная попытка противников заставить Советский Союз отказаться от этих принципиальных требований неизбежно встречает твердый отпор.
ЗАСЕДАНИЯ 24 ДЕКАБРЯ 67
Для иллюстрации академик Тарле приводит историю вопроса о послевоенной судьбе Германии.
17 сентября 1946 года, отвечая на вопросы корреспондента «Сандей тайме» г-на Александра Верта, И. В. Сталин сказал: «Говоря коротко, политика Советского Союза в германском вопросе сводится к демилитаризации и демократизации Германии. Я думаю, что демилитаризация и демократизация Германии представляют одну из самых важных гарантий установления прочного и длительного' мира». Это и есть, указывает докладчик, сталинская программа в германском вопросе. В беседе с президентом американского агентства «Юнайтед пресс» г-ном Хью Бей-ли 23 октября 1946 года И. В. Сталин ясно указал, какое средство является самой важной предпосылкой установления впредь прочного мира в Европе: «Нужно на деле искоренить остатки фашизма в Германии и до конца демократизировать её».
Но для правящих кругов Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции и в 1946 и 1947 годах и в 1948 и 1949 годах программа такого рода оказалась неприемлемой. Так же как, по вполне откровенному заявлению Черчилля в палате общин в конце 1944 года, Греция оказалась не самостоятельным государством, а всего только британской позицией на Средиземном море,— западные зоны Германии и западные секторы Берлина получили миссию превратиться в обширный и удобный плацдарм для подготовки агрессии англо-американского империализма против Советского Союза и стран народной демократии.
Грубый провокаторский вызов — инсценировка так называемой западногерманской «федеральной республики» в Бонне — создал новое положение в Германии. Демократические силы немецкого народа с полным правом заключили, что политика раскола Германии ставит ее народ перед лицом национального бедствия. Образование Германской демократической республики явилось безусловным поражением империалистов. Но лозунг наш, говорит Е. В. Тарле, остался прежним и в октябре 1949 года, как и в 1945 году, когда принимались потсдамские решения, и в 1946 году, и в 1947, и в 1948 годах. Этот лозунг — демилитаризация и демократизация Германии.
Академик Тарле приводит другой пример, характерный для основной цели и руководящей тенденции сталинской внешней политики Советского государства, для политики ограждения и укрепления международного мира. Речь идет о борьбе советской дипломатии против длящейся уже около четырех лет «атомной дипломатии» заатлантических поджигателей войны.
Докладчик напоминает, как в августе 1945 года американская атомная бомба была сброшена на безоружное и беспомощное население Хиросимы только для того, чтобы создать миф об американской непобедимости и запугать слабонервных государственных деятелей. С момента «блестящей победы» благочестивого г-на Трумэна над жителями и жительницами Хиросимы и их детьми, говорит Е. В. Тарле, началась та свистопляска длительного шантажа и следующих одна за другой провокаций, которая и может быть обозначена, как проведение американской атомной дипломатии, направленной совершенно открыто против Советского Союза. Когда в своей пресловутой речи в Фултоне в марте 1946 года Черчилль открыто призывал Соединенные Штаты и Англию поспешить с пападеппем па Советсташ Союз, пока у пето еш,е пет атомной бомбы, а слушавший его Трумэн демонстративно давал публике сигналы к аплодисментам и овациям, товарищ Сталин на эту обдуманную комбинированную провокацию ответил спокойным разоблачением лживых утверждений и клеветнических измышлений Черчилля:
5*
68 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
касательно мнимой «опасности» со стороны Советского Союза, якобы заставляющей англо-саксонские державы напасть на него. Свой ответ товарищ Сталин закончил внушительными словами: «Я не знаю, удастся ли г. Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый военный поход против «Восточной Европы». Но если им это удастся,— что мало вероятно, ибо миллионы «простых людей» стоят на страже дела мира,— то можно с уверенностью сказать, что они будут биты так же, как они были биты в прошлом, 26 лет тому назад».
Провокационная фултонская речь Черчилля была сплошным призывом к скорейшему развязыванию агрессивной войны против Советского Союза и стран народной демократии, пока монополия атомного оружия принадлежит Соединенным Штатам. Вся дальнейшая «холодная война», организованная и финансируемая американскими империалистами, была основана на этой слепой беззаветной вере в атомную бомбу. И снова раздался голос Сталина: «Я не считаю атомную бомбу такой серьёзной силой, какой склонны её считать некоторые политические деятели. Атомные бомбы предназначены для устрашения слабонервных, но они не могут решать судьбы войны, так как для этого совершенно недостаточно атомных бомб. Конечно, монопольное владение секретом атомной бомбы создаёт угрозу, но против этого существуют, по крайней мере, два средства: а) монопольное владение атомной бомбой не может продолжаться долго; б) применение атомной бомбы будет запрещено».
Здесь дана совершенно ясная и твердая установка. С одной стороны, получили достойный отпор энтузиасты атомной бомбы, запугивающие будто бы всесокрушающей силой атомного оружия. С другой стороны, было указано на международное соглашение как на средство избавить человечество от перспективы атомной войны. Эта сталинская идея легла в основу всей долгой борьбы советских дипломатов на заседаниях Организации Объединенных Наций за скорейшее запрещение атомного оружия. Теперь уже весь мир узнал и может по достоинству оценить всю принципиальную выдержанность советской дипломатии в этом вопросе в течение критических лет холодной войны. В конце сентября 1949 года пришлось признать и нашим противникам, что точное предвидение Сталина о неизбежном исчезновении американской монополии на атомную бомбу было уже тогда близко к своему блестящему исполнению, ибо уже с 1947 года практикуемый ими атомный шантаж окончательно лишился всякого смысла.
Но и до и после 1947 года принципиальная установка сталинской политики в вопросе об атомном оружии ни в малейшей степени ни разу не менялась.
Оба приведенных примера принципиальной последовательности сталинской дипломатии — вопрос о Германии и проблема атомного оружия,— говорит Е. В. Тарле, дополняются важным моментом. Он состоит в неуклонном следовании И. В. Сталина в вечно меняющейся международной обстановке непоколебимым принципам борьбы за справедливый демократический мир и за национальную независимость народов.
Никогда, подчеркивает докладчик, Советский Союз не был таким могущественным, как в настоящее время, и никогда народные массы всего света не оказывали ему такой единодушной поддержки, как именно теперь. Это одно из. великих достижений партии Ленина — Сталина и ее великого вождя, этого необыкновенного человека, которого так сердечно чествуют сейчас свободолюбивые народы за то, что он отдает все свои гениальные дарования на беззаветное служение делу мирового социального и культурного прогресса.
ЗАСЕДАНИЯ 24 ДЕКАБРЯ 69
По окончании доклада академика Е. В. Тарле председательствующий академик С. И. Вавилов предоставил слово присутствовавшему на заседании в качестве гостя вице-президенту Академии наук Китайской Народной Республики профессору Ч е н Б о - д а.
Горячо встреченный участниками сессии, профессор Чен Бо-да сказал:
— Дорогие товарищи и коллеги! Я необыкновенно тронут вашими приветствиями. Я знаю, что эти приветствия — приветствия советского народа, советской интеллигенции, советских ученых — приветствия китайской революции. Позвольте мне от имени китайского народа, китайской интеллигенции, китайских ученых выразить вам, советским ученым, глубокую признательность.
В Китае до недавнего времени господствовали силы империализма и реакции. И эта стена отгораживала науку от китайского народа. Наука не могла развиваться. Она была отсталой.
После победы народной революции перед китайской наукой открылся широкий путь, и мы имеем все возможности быстро итти по этому пути.
Путь развития науки — это путь, указанный нам Мао-Цзе-дуном, это путь русского народа, это путь Ленина — Сталина.
Научное знамя Сталина — это не только знамя советских ученых, но и знамя ученых всего мира, знамя ученых Китая.
Вклад Сталина в сокровищницу советской науки в равной степени является вкладом в сокровищницу мировой науки, китайской науки.
Ученые Китая должны учиться у советских ученых, учиться у Сталина для того, чтобы помочь нашему Китаю притти от новой демократии к социализму, притти к коммунизму. И мы очень надеемся, что советские передовые ученые помогут нам в этом.
Я чрезвычайно рад и горд тем, что мне довелось принять участие в столь знаменательном собрании Академии Наук СССР и быть в числе слушателей докладов советских ученых о Сталине и науке. Для меня это имеет особую ценность.
На нас лежит ответственность за широкую популяризацию в Китае научных идей нашего учителя Сталина. И мы, китайские ученые, непременно выполним этот свой долг.
Да здравствует великое знамя сталинской науки!
Да здравствует нерушимое сплочение и дружба между учеными К^тая. % Советского Союза\
Затем с заключительным- словом выступил Президент Академии Наук СССР академик С. И. Вавилов.
Празднование 70-летия Иосифа Виссарионовича Сталина, сказал академик С. И. Вавилов, приобрело характер общественного и политического события исторического значения. Любовь народа к великому вождю, восхищение гигантской деятельностью товарища Сталина как величайшего революционера, полководца и теоретика превратили юбилейный праздник в могучую демонстрацию единодушия советского народа, трудящихся стран народной демократии и прогрессивных людей всего мира.
На наших собраниях, продолжает академик С. И. Вавилов, в ряде докладов были рассмотрены великие заслуги товарища Сталина в развитии марксизма-ленинизма и в создании новой, советской науки и техники во всех их областях. Марксистско-ленинская теория никогда не была только отвлеченной доктриной для ее творцов, она всегда у них переходила в революционную практику. Товарищ Сталин дает наг-непревзойденный образец этого синтеза теории и практики во всех проявлениях своей деятельности. Мы все должны учиться у товарища
70 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
Сталина, как следует работать и в нашей собственной области, в области науки.
Заканчивая свое выступление, академик С. И. Вавилов сказал:
— Торжественную сессию, посвященную товарищу Сталину, мы проводим в конце года. Через несколько дней начнется новый год, и нам предстоит приступить к выполнению нового, большого плана исследовательских работ. Вдохновляемые примером товарища Сталина, мы по-сталински должны качественно и количественно выполнить поставленные перед нами научные задачи. Решение этих задач важно для народного хозяйства, для промышленности, для военной техники, для сельского хозяйства, для нашей культуры. Творческое выполнение нашего научного плана явится несомненно существенным вкладом в важнейшее дело продвижения страны к коммунизму.
Ленин и Сталин давно подняли отечественную науку о развитии человеческого общества до уровня первой в мире. Со Сталиным во главе, при его помощи и заботах советская наука несомненно может стать и станет лучшей в мире наукой и во всех остальных областях знания — о природе и обществе.
Со Сталиным вперед — к коммунизму!