ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Заседание открылось докладом академика А. В. Топчиева «Товарищ Сталин о единстве науки и практики».

Классические научные труды товарища Сталина, говорит академик А. В. Топчиев, оказали огромное влияние на современную исследова­тельскую мысль и являются непревзойденными образцами научного творчества, на которых учатся советские ученые и передовые ученые всех стран.

Для советских ученых основными принципами научной деятельно­сти и служения своей социалистической Родине были и навсегда оста­нутся глубокие идеи товарища Сталина о единстве теории и революци­онной практики, о передовой науке, не знающей фетишей, науке, креп­чайшими узами связанной с народом, науке, являющейся руководством к действию.

Единство теории и практики — один из краеугольных камней вели­кого марксистско-ленинского учения. Взаимосвязь науки и практики, обусловленность развития наук производством неоднократно подчерки­вались Марксом и Энгельсом. Начало прочному содружеству науки и производства в Советской стране положил Ленин. Он требовал, «чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука дей­ствительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной эле­мент быта вполне и настоящим образом» (Соч., т.. XXVII, стр. 407).

С гениальной прозорливостью, классической простотой и ясностью задачу укрепления связи науки с практикой сформулировал товарищ Сталин. На I Всесоюзном совещании стахановцев 17 ноября 1935 года товарищ Сталин говорил: «Данные науки всегда проверялись практи­кой, опытом. Наука, порвавшая связи с практикой, с опытом,— какая же это наука? Если бы наука была такой, какой ее изображают некоторые наши консервативные товарищи, то она давно погибла бы для челове­чества. Наука потому и называется наукой, что она не признает фети­шей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислуши­вается к голосу опыта, практики» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 502).

Весь опыт истории, говорит академик А. В. Топчиев, показывает правоту этих слов товарища Сталина. Наука, оторванная от практики, неизбежно хиреет, вырождается, превращается в совокупность обветша­лых мертвых догм; наоборот, тесная связь с практикой оплодотворяет


44 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

науку, открывает перед ученым путь смелого новаторства, дает мощный толчок его теоретической мысли.

В качестве яркого примера, подтверждающего эту мысль, докладчик приводит творческое развитие учения Дарвина И. В. Мичуриным и Т. Д. Лысенко. С их именами, говорит А. В. Топчиев, связав, как из­вестно, качественно новый этап в развитии дарвинизма; они сумели превратить дарвинизм из науки, преимущественно объяснявшей раз­витие видов растений и животных, в науку, служащую изменению, пре­образованию этих видов. Известно много других замечательных образ­цов слияния теории и практики в деятельности виднейших ученых нашей Родины. Широко известны славные имена академиков И. М. Губ­кина, В. Р. Вильямса, А. Н. Баха и других советских ученых, обогатив­ших своими трудами советскую науку и способствовавших развитию социалистической индустрии и социалистического сельского хозяйства.

Незабываемой вехой в истории развития советской науки является выступление И. В. Сталина на приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 года, охарактеризовавшее главные черты передовой науки. Сталинское определение передовой науки вошло в сокровищницу марксизма-ленинизма как одна из ее самых блестящих страниц. В этой речи, проникнутой великими идеалами служения народу, работники на­уки получили ясную программу, отчетливо показавшую, каким путем люди передовой науки должны удовлетворять насущные интересы прак­тики социалистического строительства.

Наука Сталинской эпохи — наука невиданного еще в истории твор­ческого размаха, смелых дерзаний и величайшей практической целе­устремленности.

Ленинско-сталинский план социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, осуществленный в нашей стране, превратил науку в необходимый фактор государственной и хозяйствен­ной жизни. Советские ученые обогатили науку и производство откры­тиями и изобретениями, содействовавшими невиданному расцвету соци­алистической индустрии, транспорта и сельского хозяйства. Они внесли неоценимый вклад и в укрепление обороноспособности Родины.

Давая программу деятельности науки во время Великой отечествен­ной войны, товарищ Сталин еще раз подчеркнул необходимость твор­ческого содружества новаторов науки и производства.

В грозные дни военных испытаний советская наука создавала но­вые виды боевого оружия, новые технологические приемы, находила новые источники производственных ресурсов. Следуя призыву товарища Сталина, ученые еще более сблизились со стахановцами, изобретате­лями, рационализаторами, инженерами, техниками, конструкторами и командирами производства. Физики, химики, математики перенесли свои лаборатории в заводские цехи, биологи и врачи — в полевые госпитали.

6 ноября 1943 года, в докладе о 26-й годовщине Великой Октябрь­ской социалистической революции, товарищ Сталин говорил: «На всём протяжении войны врагу не удалось превзойти нашу армию по качеству вооружения». В ходе войны, как известно, было преодолено превосход­ство врага и в количестве военной техники. Это превосходство качества вооружения, а затем и его количества стало возможным в результате самоотверженной работы советских рабочих и интеллигенции — работы, слитой воедино.

Деятели советской науки и ее штаб — Академия Наук СССР,— го­ворит академик А. В. Топчиев, на каждом шагу убеждаются в глубине сталинского указания о плодотворности единства науки и практики, о роли практики в поступательном развитии науки.


ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ


4S


Органическая связь науки и практики блестяще продемонстрирована новейшими открытиями и достижениями наших ученых, работающих в тесной связи с практикой социалистического строительства, обогащаю­щих науку и практику своими открытиями.

Творческое содружество работников науки и производства становит­ся все более и более тесным и органическим, рождает новые формы социалистического труда и знаменует собой дальнейшее стирание гра­ней между умственным и физическим трудом, начало которому было положено стахановским движением при самом его возникновении.

В величественной программе строительства коммунизма, начертан­ной гением Сталина, заканчивает свой доклад академик А. В. Топчиев, советской науке отведено почетное место. Она призвана помочь созда­нию технико-экономической базы коммунизма, развитию новой, высшей техники, без которой немыслимо достижение коммунистического изоби­лия и осуществление коммунистического принципа распределения по потребностям. Широчайшее применение достижений современной науки обеспечивает неуклонный технико-экономический прогресс и дает воз­можность Советскому государству целесообразно разрешать крупнейшие народнохозяйственные проблемы, планомерно направлять развитие на­шего общества к коммунизму.

return false">ссылка скрыта

Превращенная волей большевистской партии, волей народа в могу­чее орудие строительства коммунизма, наука в условиях советского строя сама обретает новые черты. В органическом единстве теории и практики, науки и производства состоит одно из важнейших преиму­ществ передовой советской науки. Содружество тружеников науки и производства — закон технического прогресса. Сталинское учение о единстве теории и практики вытекает из основных принципов советского общественного строя, при котором разрыв между умственным и физи­ческим трудом неуклонно уничтожается. Неразрывная связь между практикой и теорией представляет собой неиссякаемый источник про­гресса науки и производства. Только в условиях социализма связь между теорией и практикой может быть в полной мере осуществлена.

Советские ученые имеют перед собой пример подлинного мужа на­уки — товарища Сталина, величайшего теоретика научного коммунизма, давшего гениальные образцы сочетания творческого развития теории и революционной практики, проложившего новые пути в человеческой истории.

Советские ученые горды участием в великом созидательном труде своего героического народа, строящего под руководством партии Ленина — Сталина коммунизм. Они полны решимости выполнить те сложные и ответственные задачи, которые ставит перед ними гениаль­нейший ученый современности, великий вождь, вдохновитель и органи­затор наших побед, наш отец и учитель — товарищ Сталин.

Затем с докладом «И. В. Сталин и мичуринская агробиология» вы­ступил академик Т. Д. Лысенко.

Великая Октябрьская социалистическая революция, раскрепостившая человеческий труд и разум, открыла невиданные в истории возможности развития науки, говорит Т. Д. Лысенко. Известно, что в царское время в официальной биологической науке никто не знал ни гениального био­лога Мичурина, ни его учения. А после Великой Октябрьской социали­стической революции, благодаря повседневным заботам В. И. Ленина и И. В. Сталина о развитии науки, идущей на пользу трудящихся, мичу­ринское дело получило полное признание.



НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ


Учение И. В. Мичурина неотделимо от сельскохозяйственной прак­тики. Оно представляет собой подлинно передовую биологическую теорию, не признающую фетишей, косности. Оно создано в результате обобщения опыта сельскохозяйственной практики и прежде всего на базе плодотворной работы по выведению многочисленных новых хороших сортов плодово-ягодных культур. И. В. Мичурин вскрыл общебиологи­ческие закономерности: роль условий внешней среды в жизни и разви­тии растений, наследование приобретаемых растительными и животны­ми организмами новых свойств и признаков.

Мичурин своими работами показал, что природой растительного мира можно управлять, направленно ее изменять на пользу сельскохо­зяйственной практике.

Мичуринское передовое материалистическое биологическое учение в корне противоречило господствовавшей в царской России идеалистиче­ской биологии — вейсманизму, неодарвинизму. Поэтому-то научные ра­боты И. В. Мичурина в царской России полностью игнорировались и не могли получить признание. Для прогрессивной биологии Мичурин и его учение могли бы быть навсегда потеряны, если бы не наступил Октябрь 1917 года.

Великий Ленин открыл Мичурина. Великий Сталин вывел материа­листическое биологическое учение Мичурина на широкую творческую, социалистическую дорогу. И прогрессивные биологи всегда будут благо­дарить В. И. Ленина и И. В. Сталина за поддержку мичуринского уче­ния и создание всех условий для его развития.

По-ленински оценивая значение материалистического естествознания для борьбы с буржуазным миросозерцанием, И. В. Сталин с гениальной прозорливостью поддержал Мичурина и его работы по преобразованию плодоводства. Товарищ Сталин видел и знал научную и практическую значимость мичуринских установок для биологической и сельскохозяй­ственной науки. Теперь всем биологам Советского Союза и прогрессив­ным биологам других стран ясно, что мичуринские установки в биоло­гии — единственно правильные установки.

Великий Сталин не только спас мичуринское учение от попыток ликвидации его реакционерами от науки, но и взрастил многочисленные кадры ученых и практиков-мичуринцев.

Руководящим идеям товарища Сталина в биологии принадлежит ре­шающая роль в победе материалистического мичуринского учения над ре­акционным, идеалистическим вейсманизмом-морганизмом.

Учение В. Р. Вильямса, правильно отражающее закономерности раз­вития почвы и ее основного свойства — плодородия, на практике, в кол­хозах и совхозах, показывает несостоятельность давно отвергнутого В. И. Лениным, выдуманного реакционерами так называемого «закона убывающего плодородия» почвы.

Учение Вильямса и учение Мичурина, представляющие собой разные стороны единой материалистической биологической науки и не призна­вавшиеся старой идеалистической биологией, в условиях социалистиче­ского сельского хозяйства стали теоретической биологической основой агрономической науки, слились в единую мичуринскую агробиологиче­скую науку.

В развитии мичуринской науки участвуют не только научные работ­ники многочисленных исследовательских учреждений, созданных забо­тами и вниманием к науке товарища Сталина, но и широкие слои агро­номов, зоотехников, передовиков-колхозников и рабочих совхозов.

Благодаря условиям, созданным в нашей стране ленинско-сталинской партией и правительством, благодаря мудрому сталинскому руководству,


ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ

у нас наука и практика все больше и больше сливаются в единое целое. Поэтому мичуринская агробиологическая наука в социалистическом земледелии, в колхозах и совхозах, нашла невиданные еще в истории условия для своего применения и развития. Единство мичуринской тео­рии и колхозно-совхозной практики является основой жизненности агробиологической науки. Источник внутренней силы агробиологической науки в том, что решение выдвигаемых ею самых глубоких теоретиче­ских вопросов всегда, прямо или косвенно, осуществляется через разре­шение того или иного важного практического вопроса. Интересы агро­биологической науки одновременно являются и интересами практики. Поэтому в разработку глубоких научных агробиологических вопросов, преломляемых через агрономию в агротехнические и зоотехнические приемы и способы, включаются массы работников сельскохозяйственной науки, агрономов, опытников, колхозников и рабочих совхозов.

Сталинские планы развития нашего сельского хозяйства, успешно выполняемые колхозами и совхозами, одновременно являются зада­ниями и для агробиологической науки. Биологическая и агрономическая наука, помогая практике, колхозам и совхозам в их работе по вы­полнению государственных планов, одновременно развивается, совер­шенствуется и сама. Из практики черпаются все новые и новые вопросы теоретической биологии для лабораторной и экспериментальной про­работки под углом зрения решения важных практических задач.

Неоценимым и неиссякаемым источником для развития теоретической мичуринской биологии, подчеркивает академик Т. Д. Лысенко, являются труды товарища Сталина.

Классическая работа И. В. Сталина «О диалектическом и истори­ческом материализме» для работников агрономической биологии — неза­менимая общетеоретическая основа правильного понимания биологи­ческих явлений. Только с позиций развитого товарищем Сталиным диалектического и исторического материализма все больше и больше рас­крываются глубина и правдивость мичуринского биологического учения. Только материалистическое учение, поднятое трудами В. И. Ленина и И. В. Сталина на небывалую высоту, дало и дает, говорит академик Т. Д. Лысенко, нам, биологам, возможность развивать мичуринскую материалистическую биологию, свободную от всякого идеализма, и этим самым постигать развитие живой природы как особой формы движения материи, постигать живую природу и ее закономерности такими, какими они на самом деле являются.

Живое бывает более жизненным и менее жизненным. Что такое жизненность, которая, как показывают повседневные наблюдения, бы­вает большей и меньшей и которая, по мере старения отдельных участ­ков тела и всего организма, затухает? Биологи-идеалисты считают жиз­ненность непостижимой и не поддающейся изучению, особой, отдельной от тела «жизненной силой». Материалисты правильно отбрасывали и отбрасывают такое представление как ненаучное, как мистическое. Но материализм, не знавший марксистско-ленинской диалектики, не мог объяснить, что такое жизненность.

Мичуринское учение, применяя развитую товарищем Сталиным марксистско-ленинскую диалектику, вскрыло источники жизненности, источники жизненного импульса организма.

В. И. Ленин и И. В. Сталин учат, что движущей силой развития являются внутренние противоречия предметов и явлений.

'Правильное понимание жизненности важно как для теоретической биологии, так и для сельскохозяйственной растениеводческой и животно­водческой практики. Путем соответствующих межсортовых и внутрисор-


48 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

товых скрещиваний в практическом семеноводстве получаются семена, дающие более жизненные, более стойкие растения.

Такой же результат дает и межпородное скрещивание в пользова-тельном животноводстве.

Зная, что жизненность создается путем оплодотворения, в результа­те объединения двух слегка разнящихся половых клеток в одну, можно в растениеводстве при выведении новых сортов растений — перекрестно-опылителей, а также в животноводстве при создании новых пород животных значительно лучше использовать узкородственное размноже­ние.

Это даст возможность не только сохранять, но и усиливать нужные наследственные свойства и качества исходных родительских форм.

Чтобы не ослабить жизненность при узкородственном разведении, родственные организмы, предназначенные для размножения, следует воспитывать в разных условиях.

Непостижимая для идеалистов «жизненная сила» стала для мичурин­ской биологии управляемой, а, следовательно, и познаваемой. Этим, говорит академик Т. Д. Лысенко, мы обязаны марксистско-ленинскому материалистическому учению, развитому в трудах И. В. Сталина. Сво­ими трудами, советами и указаниями товарищ Сталин учил и учит нас, работников сельскохозяйственной науки и практики, все глубже и глуб­же понимать и все больше и больше ценить и развивать идеи наших прогрессивных биологов — Тимирязева, Мичурина, Вильямса.

Дарвинизм, утвердивший в биологической науке понятие развития только как понятие плоской эволюции, говорит далее академик Т. Д. Лы­сенко, мог лишь объяснить развитие органического мира. Это* объясне­ние не могло стать действенной теорией, теоретической основой для прак­тического преобразования, для планового изменения органической природы.

Только в нашей стране, стране победившего социализма, где марксизм-ленинизм, развитый трудами товарища Сталина, является господствую­щим мировоззрением, колхозно-совхозное сельское хозяйство дало и дает возможность для безграничного развития материалистической био­логической науки, мичуринского учения — творческого дарвинизма.

Академик Т. Д. Лысенко на ряде примеров из опыта работников советской сельскохозяйственной науки показывает, как учение о мате­риалистической диалектике, о развитии дало советским биологам воз­можность вскрыть пути превращения одних растительных видов в другие.

Величественный сталинский план преобразования природы степных и лесостепных районов Европейской части СССР, успешно выполняе­мый колхозами и совхозами, говорит, заканчивая свой доклад, акаде­мик Т. Д. Лысенко, открыл перед работниками науки и практики но­вое и необозримое поле деятельности, творческого приложения сил и знаний.

Колхозники, рабочие совхозов, агрономы, научные работники, руко­водимые ленинско-сталинской партией и советским правительством, руководимые нашим вождем и учителем товарищем Сталиным, досрочно выполнят государственные задания по посадке леса и создадут условия, благоприятные для его роста.

Товарищ Сталин — это воплощение народной мудрости, это правда трудящихся нашего великого Советского Союза, это счастье всех трудя­щихся мира, провозглашает академик Лысенко.

Слава и долгие годы жизни и здоровья вождю и великому учителю трудящихся, корифею науки — товарищу Сталину!


ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ J9

Заключительным на заседании явился доклад академика И. П. Б а р-дина «Сталин и советская металлургия».

Советские металлурги, сказал академик И. П. Бардин, имеют осо­бенно много оснований считать славный юбилей товарища Сталина сбоим великим праздником, так как все развитие советской металлур­гии неразрывно связано с его именем.

Охарактеризовав незавидное наследство, полученное молодой совет­ской республикой от царской России в области горной металлургии, до­кладчик рисует те трудности, которые пришлось преодолеть больше­вистской партии, советскому народу на пути создания технически пере­довой, большой металлургии, занимающей ныне авангардное место в мировой технике.

Только твердое руководство Центрального Комитета партии во гла­ве с товарищем Сталиным, говорит академик И. П. Бардин, обеспечило успешную разработку такой технической структуры новых и реконстру­ируемых металлургических предприятий, которая соответствовала тре­бованиям страны, перестраивающей свое хозяйство на социалистических началах под лозунгом: «Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны».

Ближайший помощник товарища Сталина по индустриализации СССР Серго Орджоникидзе говорил на VII съезде Советов в 1935 году: «Самой трудной, самой сложной задачей было для нас развитие черной металлургии». Без железной воли товарища Сталина эта задача не была бы разрешена на том высоком техническом уровне, какой был необходим для социалистического хозяйства.

Рассматривая вопросы темпов индустриализации СССР как вопросы жизни или смерти первого в мире социалистического государства, товарищ Сталин не допускал мысли об ускорении темпов строительства новых заводов за счет упрощения их технической вооруженности, т. е. снижения их технического уровня, хотя такие идеи появлялись у многих в период подготовки и осуществления первого пятилетнего плана. Ко­нечно, легче было бы построить больше заводов меньшего размера, с упрощенным оборудованием, расположенных в старых обжитых про­мышленных районах с самыми легкими условиями строительства и при­влечения кадров. Но это временное облегчение дорого стоило бы нам в дальнейшем. Нам потребовалось бы потом на многие и многие годы два-три человека для выполнения работы одного, и мы продолжали бы отставать от передовых капиталистических стран по техническому уров­ню и по уровню производительности труда.

Мысль о недопустимости противопоставления темпов развития про­мышленности ее техническому уровню товарищ Сталин отстоял в про­цессе партийного и государственного руководства индустриализа­цией СССР.

Процесс освоения и развития новейшей техники металлургического производства был бы невозможен без соответствующего развития на­учно-технических исследований в области металлургии. Научно-исследо­вательская работа, вызываемая непосредственными требованиями производства, получила исключительный размах в СССР за годы сталинских пятилеток. Институты Академии Наук СССР и академий союзных республик, научно-исследовательские институты, находящиеся в системе промышленных министерств, металлургические кафедры инду­стриальных институтов и других высших технических учебных заведе­ний развернули активную и плодотворную научно-исследовательскую деятельность, стремясь на научной основе разрешить важнейшие техни­ческие задачи металлургии.

4 Вестник АН СССР, М 1


so


НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ


Большая научно-исследовательская работа была сосредоточена в центральных заводских лабораториях. Каждый крупный завод стал центром серьезных научно-технических исследований в самых различ­ных областях металлургического производства. По призыву товарища Сталина люди науки направили все свои силы на служение народу, на удовлетворение требований советского народного хозяйства. И прежде всего наука пришла на помощь стахановскому движению, стараясь осве­тить и разрешить те новые проблемы, которые возникли в процессе ломки старых технических представлений (изучение процесса тепло­передачи в печах и способов увеличения их термической мощности, исследование качества металла при скоростных плавках стали и влия­ния увеличенных обжатий на структуру металла, разработка новых ти­пов огнеупорных материалов с повышенной стойкостью и т. п.).

Потребовавшаяся при этом ломка старых технических взглядов, все­мерное поощрение технической смелости и новаторства, отбрасывание половинчатых и робких решений в отношении технической структуры новых заводов и в то же время самое бережное отношение к основным фондам старых заводов, внедрение массовости производства, полной механизации трудовых процессов, стандартизации основного и вспомога­тельного оборудования, самое пристальное внимание к быстрому освое­нию производства всех видов специальных сталей, на которых базирует­ся современная техника, и, наконец, постановка во главу угла вопросов социалистической производительности труда — все это было осуществле­но металлургами СССР в короткий срок благодаря тому, что больше­вистская партия во главе с товарищем Сталиным ни на минуту не ослабляла своего внимания к черной металлургии.

Историческая заслуга товарища Сталина в развитии черной метал­лургии СССР, говорит академик И. П. Бардин, состоит и в том, что товарищ Сталин выдвинул в качестве одной из важнейших, решающих проблем задачу правильного размещения промышленности и вызвал к жизни новую мощную угольно-металлургическую базу — Урало-Кузнец­кий домбинат. Какое огромное открытое и особенно скрытое сопротив­ление встретил товарищ Сталин при решении задачи продвижения инду­стрии на Восток! Всю тяжесть исторического решения вопроса о созда­нии Урало-Кузнецкого комбината товарищ Сталин принял на себя. И теперь, когда Урало-Кузнецкий комбинат оказался несокрушимой основой нашей обороны в годы Великой отечественной войны, неповто­римое величие сталинского анализа сложнейших проблем экономической политики, дар исторического предвидения товарища Сталина и его же­лезная воля в достижении целей гигантского исторического масштаба выявляются с исключительной силой.

На основе сталинских пятилетних планов черная металлургия СССР развивалась с такой быстротой, что по темпам роста оставила далеко позади все главные капиталистические страны.

В конце второй пятилетки (1937) выплавка стали в СССР составила около 420% от уровня 1913 года (достигнутого советской металлургией в 1928 году в процессе восстановления промышленности), тогда как в США этот показатель достигал только 162, в Англии — 169, Герма­нии — 143 и Франции — 114%.

Темпы роста советской металлургии по выплавке чугуна еще более велики: отношение производства чугуна в СССР в 1937 году к 1913 году составляет 343%, тогда как для США соответствующий показа­тель равняется 120, Германии—130, Англии — 83 и Франции — 87%.

Говоря о грандиозной по своим масштабам задаче, поставленной перед Советской страной товарищем Сталиным в исторической речи


ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ



9 февраля 1946 года, академик И. П. Бардин указывает, что эта зада­ча открывает широчайшие перспективы перед людьми науки и техники, так как предстоит создать в три раза больше новых промышленных предприятий, чем было построено за все годы Советской власти. Это будет связано, говорит докладчик, с освоением новых районов, особенно в богатейшей сырьевыми ресурсами Сибири, новых угольных бассейнов, гидроресурсов, железорудных месторождений и других источников сырья к энергии. Возникнут сотни новых больших городов, новые транспорт­ные пути пройдут по малолюдным просторам. В такой обстановке созда­ются самые благоприятные условия для внедрения новой техники, новых изобретений, для реализации новых идей во всех областях хозяйствен­ного строительства. Это будут пятилетия огромного счастья для всех людей с творческой жилкой, со стремлением к новым практическим успехам человеческой мысли. Это будет урожайное время для появле­ния новых талантов, новых крупных организаторов и руководителей из трудового народа. Это будет время нового огромного культурного роста миллионных масс строителей новой жизни.

Блеск сталинского гения, говорит академик И. П. Бардин, проявляет­ся тем сильнее, чем труднее борьба за достижение поставленных целей. Свойство гения — не снижать цели до уровня наличных средств, а на­стойчиво переделывать средства в соответствии с поставленной целью. Гений видит трудности лучше, чем средний человек, но его широкий го­ризонт охватывает не только трудности, но и пути к их преодолению, ы потому он так бесстрашен и стремителен.

Непобедимая сила товарища Сталина — в его неразрывной связи с миллионами трудящихся, в его безграничной вере в силы и способности народа и во взаимной вере народа в гений вождя и учителя. Задачу революции товарищ Сталин видит в том, чтобы поднимать к высотам человеческой мысли и культуры не тысячи, не десятки и не сотни тысяч людей, а весь коренной массив многомиллионных масс трудящихся, черпать таланты и способности из глубокого океана всего нашего на­рода, двигать вперед массы, а не только вырвавшиеся случайно едини­цы. Ликвидировать полностью слепой подчиненный труд, основанный на бессознательном повиновении, и заменить его инициативным, свободным трудом хозяев своей жизни, вызвать к жизни творчество миллионов — таков путь, начертанный товарищем Сталиным. Трудящиеся Советского Союза беззаветно следуют за Сталиным на штурм любых препятствий и трудностей.

4*

$


24 декабря