Развития регионов в современных условиях

(по Э.Л. Вдовиной, А.В. Моськину, Е.А. Сыромясской)

 

Необходимость полноценной интеграции России в мировой туристский рынок, а также развитие внутреннего туризма сегодня ни у кого не вызывает сомнений. По некоторым оценкам, современный потенциал туристского рынка страны оценивается в 15-17 млн. человек. Однако использование этого потенциала находится на чрезвычайно низком уровне. Особенно тяжелое положение складывается именно с внутренним туризмом, что объясняется, прежде всего, экономическими причинами. Дороговизна транспортных услуг, уменьшение продолжительности отдыха из-за недостатка средств или невозможности на длительный период оторваться от высокооплачиваемой работы, закрытие или переориентация на обслуживание зажиточной части населения многих туристских комплексов, безусловно, влияют на снижение туристской активности россиян. В нынешних условиях, по оценкам социологов, не более 8% работающего населения может претендовать на товары и услуги высокого качества, в том числе и туризм. Для 30% населения России отдых доступен только дома, у родственников или знакомых в деревне.

Однако объяснять спад на рынке туристских услуг только общим тяжелым положением в экономике страны нам кажется неправильным. Основные причины связаны с отсутствием единой политики, направленной на улучшение ситуации в области отдыха населения как на государственном, так и на региональном уровне. Отрадно сознавать, что все большее число жителей России могут посетить традиционные туристские регионы за рубежом, что география мест отдыха, которые могут быть предложены для наших туристов за границей, постоянно расширяется. В то же время, нельзя не отметить тот факт, что лишь небольшой процент туристских компаний основной целью своей деятельности выбрали именно развитие внутреннего туризма, а так же привлечение иностранных туристов не только в главные туристские центры страны – Москву, Санкт-Петербург и города Золотого Кольца, но и в практически неосвоенные туристами районы страны.

Экономические выгоды от развития туризма на уровне регионов давно уже показаны примерами многих государств, не только развитых западных стран, но и тех, экономическая ситуация в которых близка к современным российским реалиям. Требующая, без всякого сомнения значительных капиталовложений на первых этапах, туристская инфраструктура способна в довольно короткие сроки приносить доходы в региональные бюджеты. Кроме этого, на определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются все новые отрасли хозяйства – обеспечение отдыхающих продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией.

Туризм помимо этого оказывает значительное влияние на занятость населения. По оценкам специалистов, в мире так или иначе с туристской деятельностью связано каждое 16-е рабочее место. Изменение структуры занятости населения России в связи с переходом на рыночные отношения привело к переориентации ее из сферы производства на сферу услуг. В такой ситуации развитие туризма способно положительно влиять на разрешение тяжелых проблем на рынке трудовых ресурсов, создав новые рабочие места, а также косвенно влияя на подъем в смежных отраслях производства. Особенно актуально это для небольших городов и других населенных пунктов, где в результате закрытия главных предприятий сложилась неблагоприятная ситуация с занятостью населения. Используя свои достопримечательности, воссоздавая уникальные ремесла, оживляя забытые традиции, такие места могут стать важными туристскими центрами.

Немаловажным ресурсом развития туризма в регионах могут стать природные достопримечательности и, прежде всего, экологическая безопасность как таковая. Экологический туризм становится все более популярным видом туристского отдыха в мире. Термин “экологический туризм” появился в научном лексиконе сравнительно недавно. Несмотря на это, что многие авторы в своих работах пользуются этим термином, при характеристике экологического туризма в него вкладывается разный смысл. Конференция по развитию туризма в Канаде (1991) охарактеризовала экологический туризм как альтернативу традиционному эксплуатационному туризму, связанному в основном потреблением туристами товаров и услуг. Предъявляя меньшие требования к комфортности проживания, являясь пионерами в освоении районов для туризма, экологические туристы становятся первопроходцами, дающими толчок к развитию других видов туризма. Именно экологический туризм, в том числе и иностранный, становится актуальным для тех регионов, которые не обладают развитой туристской инфраструктурой, но имеют такие преимущества перед другими, как нетронутая природа, уникальные природные объекты, экзотичность природной среды.

В последние годы в литературе все чаще встречается термин “альтернативный туризм”, основными отличительными чертами которого являются более мелкий масштаб услуг, большая доля местного капитала и менеджмента, состав туристов, более подготовленных к ассимиляции в новом для них обществе.

Альтернативный туризм может стать тем видом туризма, который следует развивать в районах, не имеющих особых достопримечательностей и туристских ресурсов, но сохранивших традиционный уклад жизни и удаленных от центров массового туризма. Главным преимуществом этого вида является то, что альтернативный туризм не требует развитой туристской инфраструктуры, он базируется в основном на желании туристов как можно ближе познакомиться с обычной жизнью населения посещаемой местности, “слиться” с местной культурой. Возможным вариантом организации размещения туристов видится использование заброшенных деревень, с минимальным их приспособлением для туристских целей. Несколько парадоксальное предположение, что люди будут платить за возможность на некоторое время оторваться от благ цивилизации, подтверждается опытом европейских стран. Это касается не только западных туристов, пресыщенных традиционными местами отдыха, но и россиян. Положительное влияние – вовлечение сельских поселений в сферу туристских услуг косвенно скажется и на подъеме сельскохозяйственного производства, обеспечивающего отдыхающих продуктами питания.

Одним из путей привлечения туристов является организация и проведение мероприятий, периодических или одноразовых: фестивалей и юбилеев, преимущество которых – получение в достаточно короткие сроки значительных доходов за счет массового притока приезжих. Правильная подготовка к такого вида мероприятиям включает не только обеспечение туристов проживанием и питанием, но и проведение разумной рекламной компании, в том числе и производство специальной сувенирной атрибутики.

Эффективность функционирования туристской отрасли в регионах зависит, прежде всего, от организации управления туризмом. Лишь в последнее время туризм был выделен во многих регионах из структуры комитетов, где он совмещался со спортом, и перешел под юрисдикцию комитетов, курирующих культуру. Хотя в некоторых случаях целесообразно выделение отдельных структур, занимающихся только вопросами развития туризма, с построением их по принципу пирамиды, от областного уровня до уровней отдельных районов. Положительным представляется опыт организации управления туризмом в странах Скандинавии, где на уровне отдельных провинций и мелких районов созданы организации, выполняющие управленческие, контролирующие и, главным образом, промоутерские функции.

 

Ключевые понятия и термины: туристское природопользование, земли рекреационного назначения, рекреационное природопользование, руральное природопользование, урбанизированное природопользование, заповедное природопользование, природоохранная работа в туризме, норма рекреационных нагрузок, рекреационная дигрессия, стадии рекреационной дигрессии.

 

Контрольные вопросы

 

s Что такое рекреационная деградация природных экосистем, какие причины ее вызывают, какие негативные экологические и социальные последствия сопровождают?

s В чем заключается сущность рекреационного и туристского природопользования?

s Дайте определение понятия «туристское природопользование» .

s Перечислите основные типы рекреационного землепользования.

s Из каких подсистем состоит функциональная модель туристского природопользования? Охарактеризуйте взаимосвязи между ними.

s Изобразите схематически функциональную модель туристского природопользования.

s Какие выделяются территориальные типы природопользования? Какими путями они устанавливаются?

s Какие функциональные зоны выделяют в рамках территориальных типов природопользования?

s Положительные и отрицательные аспекты рекреационного природопользования.

s Нагрузки на природные комплексы и показатели их измеряющие. Рекреационная емкость природных комплексов.

s Какие основные механизмы охраны окружающей среды охватывает общая система природопользования?

s Каковы основные цели и задачи природоохранной деятельности в туризме?

s Что следует понимать под нормой рекреационных нагрузок?

s Какие последствия вызывает рекреационная дигрессия?

s Какие существуют методы определения рекреационных нагрузок на природные комплексы?

s Охарактеризуйте понятие “пропускной потенциал” и проанализируйте его роль в развитии туризма.

s Какие можно выделить аспекты влияния туризма на окружающую среду?

s Позитивное и негативное влияние туризма на природную и культурную среду.

s Расскажите о взаимовлиянии туризма и устойчивого развития.

 

 

8. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

 

8.1. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ:

КЛАССИФИКАЦИЯ И РЕКРЕАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся: природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки, заповедники. Основное назначение этих территорий – охрана ценных природных объектов: ботанических, зоологических, гидрологических, геологических, комплексных, ландшафтных (Приложение, табл. 3.).

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

Уникальность данных природных объектов определяет их высокую ценность для познавательного туризма, что позволяет рассматривать ООПТ как важные природные рекреационные ресурсы, использование которых в туризме должно быть строго регламентировано.

Особо охраняемые природные территории имеют важное значение в природном рекреационном потенциале России. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

§ государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

§ национальные парки;

§ природные парки;

§ государственные природные заказники;

§ памятники природы;

§ дендрологические парки и ботанические сады;

§ лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

Природные заказники, памятники природы и заповедные участки леса это территории, выделяемые для уникальных, редких или типичных природных комплексов, охрана которых поручается землепользователям этих территорий: лесничествам, лесхозам, если ООПТ расположены на землях гослесфонда, или сельской администрации, если они находятся в пределах земель бывших колхозов, совхозов и т. д.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия (Приложение, табл. 4.).

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование (владение) последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

§ сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

§ поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

§ предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

§ осуществление экологического мониторинга;

§ выполнение научно-исследовательских задач;

§ ведение эколого-просветительской работы;

§ осуществление контрольно-надзорных функций.

Заповедники – природоохранные учреждения, территория или акватория которых включает природные комплексы и объекты, представляющие уникальную экологическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, научных и научно-просветительских целях.

 

В отличие от национальных парков заповедники имеют очень ограниченное рекреационное использование, в основном только просветительское. Это отражено в функциональном зонировании территории заповедников.В частности, выделяются 4 основные зоны:

· зона заповедного режима, в которой животный и растительный мир развивается без вмешательства человека;

· зона научного мониторинга, в которой научные сотрудники заповедника ведут наблюдения за состоянием и развитием охраняемых природных объектов;

· зона экологического просвещения, где обычно размещается музей природы заповедника и проложены строго регламентированные тропы, по которым проводят группы туристов для ознакомления с природными особенностями комплекса;

· зона хозяйственно-административная.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить различные функциональные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников (заповедные зоны занимают в российских национальных парках до 64% их территории). Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

§ заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

§ особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

§ познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;

§ рекреационная, предназначенная для отдыха;

§ охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

§ обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

§ хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Следовательно, в самом условном варианте на территории любого национального парка выделяются 4 функциональные зоны:

· зона заповедного режима, в пределах которой запрещена всякая рекреационная и хозяйственная деятельность;

· зона заказного режима – сохранение природных объектов при строго регламентированном рекреационном использовании;

· зона познавательного туризма – организация экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

· зона рекреационного использования, включающая территории для отдыха, спортивной и любительской охоты и рыболовства.

Следующей категорией особо охраняемых природных территорий России являются природные парки регионального значения.

Природные парки регионального значения – относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

Одной из наиболее «массовых» категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заказники, которые имеются практически во всех регионах Российской Федерации. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

 

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) – сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические – сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) – сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические – сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

К категории охраняемых природных территорий можно отнести также и памятники природы. Данная категория ООТ является самой распространенной.

 

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

· участки живописных местностей;

· эталонные участки нетронутой природы;

· участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

· места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

· лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

· природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

· уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и отроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);

· геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

· геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

· местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

· участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

· природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

· береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

· отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

В российском законодательстве выделена еще одна категория охраняемых природных территорий – дендрологические парки и ботанические сады. Это преимущественно городские и пригородные объекты, созданные для выполнения образовательных, научных и лишь частично рекреационных целей.

 

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

С видами и формами рекреационного использования особо охраняемых природных территорий можно подробно ознакомиться, изучив представленные ниже хрестоматийные выдержки из статей, затрагивающих данную проблематику.

& О П Ы Т