В Центральной России

(по Д.А. Цапук)

 

Всемирная Туристская Организация (ВТО) определяет культурный туризм как вид путешествий, включающий культурные элементы, который растет быстрыми темпами – около 15% в год.

Широта охвата явлений в культурном туризме отражается и в большом количестве различных его дефиниций. Определение ВТО крайне расплывчато, так как под него попадает практически любой турист, поскольку в новом месте пребывания он наверняка столкнется с новыми элементами культуры. Можно привести более конкретное определение Канадского отделения ICOMOS: «Туризм, который концентрируется вокруг событий художественного искусства, культурных фестивалей, музеев и других достопримечательностей наследия». Но это определение слишком суживает спектр возможностей и направлений культурного туризма и существенно обедняет его.

Более широкий подход демонстрирует комитет культурного туризма британского отделения ICOMOS: «Культурный туризм может быть определен как туризм, который вовлекает в исследование жизненного опыта других людей, отражающего их социальные обычаи, религиозные традиции и интеллектуальные идеи их культурного наследия». Данное определение лучше канадского, но здесь пропадает конкретность.

Предлагается следующее определение культурного туризма: «Туризм, который концентрируется вокруг событий, явлений и элементов культуры, отличающейся от таковых в месте постоянного проживания туриста». Основные дифференцирующие аспекты культурного туризма, которые могут служить критериями отнесения туриста к категории культурного туризма: мотивация; затраты времени; материальные затраты.

Представляется, что функциональное определение культурного туризма должно исходить из временных затрат, поскольку временные ресурсы во время путешествий являются наиболее ценными. Если эффективное время, предназначенное для туризма преимущественно занято посещением достопримечательностей, памятников, музеев и культурных мероприятий, то данный тур можно отнести к культурному туризму.

Существует три основных отличия современного культурного туризма от прошлых практик:

1) активная роль и позиция туриста имеет первостепенное значение, очень высока возможность выбора маршрутов и дестинаций;

2) привлекают не отдельные памятники, события и др. сами по себе, а культурное окружение, которое в поселениях можно назвать культурной средой, а на других территориях – культурным ландшафтом;

3) культурные ресурсы выступают не как потенциал, а как культурный капитал, который должен воспроизводиться и восполняться, в том числе и с помощью поступлений от туризма.

При оценке культурного потенциала территорий и разработке проектов, связанных с культурным туризмом, полезно учитывать основные размерности проектирования и развития культурного туризма:

ü Хронологическая – прослеживание различных исторических эпох и периодов.

ü Территориальная– создание комплексов вокруг узлов притяжения – выдающихся объектов наследия, объектов туристской инфраструктуры.

ü Видовая– дифференциация культурного туризма по видам – этнографический, музейный, событийный, образовательный, религиозный, эколого-культурный.

ü Образная – формирование и отражение серии культурных образов-идей территории.

ü Программная – формирование туров и специальных программ.

ü Событийная – создание упорядоченного круга событий и мероприятий.

 

 

5.7. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: