Сигналы бедствия

В настоящее время существует немало специальных техни­ческих средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС — САРСАТ), автомати­ческие радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широ­кое распространение получили различные пиротехнические сиг­нальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ра­кеты. Однако в ситуации вынужденного автономного существова­ния вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому необходимо рассмотреть способы подачи сигналов бедствия, осуществ­ление которых возможно без наличия специальных техничес­ких средств.

Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые про­странства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если вы­бранное для костров место находится на возвышенности. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположен­ные на одной линии или в вершинах равностороннего треуголь­ника. Такие фигуры являются международными сигналами бед­ствия. Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии. Этот вариант можно использовать в случае, если у по­терпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют. В крайнем случае, можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходи­мые действия или имеются сво­бодные люди. У каждого кост­ра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо распо­ложить на настилах из бревен. Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветрен­ные дни, видны на расстоянии до 80 км. Для увели­чения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые вет­ки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать ре­зину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хороший эффект для обнаружения местоположения дает ис­пользование сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, с расстояния 20-25 км. Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из метал­лической пластины, отполировав ее с двух сторон. Дальность об­наружения сигнала будет зависеть от степени полировки поверх­ностей. В центре пластины надо сделать отверстие диаметром 5 — 7 мм. Через отверстие пластины надо наблюдать за появившимся самолетом. После этого, не теряя из виду объект, следует поворачивать зеркало к солнцу. Найдя появившийся на лице или одежде солнеч­ный луч (световой блик), надо, поворачивая зеркало, совместить отражение его на обратной стороне зеркала с отверстием. В положе­нии, когда отраженный солнечный блик совместится с отверстием зеркала, световой сигнал направлен на самолет. Подача сигналов таким образом — занятие сложное и требует предварительной тренировки. Даже не видя и не слыша самолета, можно периодичес­ки пробегать световым «зайчиком» вдоль линии горизонта. В качестве отражающей поверхности можно использовать имеющиеся под рукой отражающие материалы — жесть, металлическую фольгу (в том числе и обертку от шоколада), обычное кар­манное зеркало. Если у пострадавших имеется достаточный запас фольги, то ее куски можно развесить на ветках дерева. Отражая солнечные лучи под разными углами, они будут издалека привле­кать внимание спасателей. С этой же целью можно разложить кус­ки фольги по склону холма. Фольгу перед этим надо слегка по­мять, создавая множество отражающих плоскостей, расположен­ных под разными углами.

Спасателями разработана и используется Международная ко­довая таблица.

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с возду­ха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомен­дуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использо­вать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадав­ших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предме­ты одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д. Сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутым рядом с траншеей, увеличивая ширину знака.

Когда необходимо покинуть зону бедствия, используют информационные сигналы. Надо оставлять хорошо заметный знак – стрелу, указывающую направление, в котором ушли пострадавшие. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные способы подачи сигналов бедствия днем, ночью.

2. Расскажите о способах подачи сигналов бедствия с помощью костров.

3. Расскажите о способе подачи сигналов с помощью зеркала.

4. Нарисуйте наиболее употребляемые сигналы Международной кодовой таблицы. Как их можно обозначить на местности?