Тема 8. Психологическая мысль в эпоху Возрождения.

Исторические особенности периода Ренессанса в Европе; пантеизм как переход к материалистическому мировоззрению. Леонардо да Винчи и его “наука живописи. А.Везалий: появление научной анатомии. Гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень. Гуманистическая психологическая теория Х.Л.Вивеса; Хуан Уарте как родоначальник дифференциальной психологии. Научная революция в Европе. Френсис Бэкон и его Новый Органон, пропаганда экспериментального метода.

Тема 9. Психологические учения 17 в.

Рене Декарт и постановка психофизической проблемы; его учение о рефлексе. Механистический детерминизм, рационализм. Разработка учения о сознании, об аффектах (“страстях души”), о соотношении физического и психического у Б.Спинозы; учение Спинозы о побудительных силах поведения, об аффектах и человеческой свободе. Английские философы-материалисты Т.Гоббс (эпифеноменализм и учение о способностях) и Дж.Локк (учение о происхождении всего знания из опыта; о простых и сложных идеях, об ассоциации идей). Полемика рационалиста Г.В.Лейбница с эмпиристом Локком. Различение Лейбницем перцепции и апперцепции, понятие о бессознательном.

Тема 10. Развитие психологии во Франции 17-18 вв.

Персоналисты - Б.Паскаль, Ж.Лабрюйер, Ф. де Ларошфуко. Психолого-педагогическое направление эпохи Просвещения. Деизм Ш.Монтескье и Ф.М.Вольтера. Социальный утопизм и педагогические идеи Ж.Ж.Руссо. Энциклопедия и энциклопедисты. Материализм и сенсуализм Ж.О.Ламетри, Д.Дидро, Э.Б.Кондильяка (“статуя Кондильяка”), П.Гольбаха, К.А.Гельвеция.

Тема 11. Английская ассоциативная психология

Субъективно-идеалистическое учение Дж.Беркли (“Опыт новой теории зрения”). Учение о вибрациях Дэвида Гартли. Агностицизм Д.Юма. Джеймс Милль и “ Джон Стюарт Милль. А.Бэн

Тема 12. Психологические идеи немецкой классической философии.

Психология в работах Х. Вольфа. Психологические взгляды родоначальника немецкой классической философии И. Канта. Этнопсихологические воззрения Г. Гердера. Роль психологии в философской системе Г. Гегеля.

Тема 13. Подготовка к выделению психологии в самостоятельную науку.

Три источника новой психологии: 1) физиология органов чувств: Т.Браун, Ч.Белл, Ф.Мажанди, М.Холл, И.Мюллер, Г.Гельмгольц, Э.Пфлюгер, Я.Пуркинье; 2) исследование времени реакции от конца XYIII в. до Ф.Дондерса; 3) психофизика: Э.Вебер, Г.- Т.Фехнер. Исследование порогов ощущений и закон Фехнера.

Тема 14. В.Вундт и создание экспериментальной психологии.

Вильгельм Вундт и его лаборатория в Лейпциге (1879). Создание института экспериментальной психологии в Лейпциге (1881). Физиологическая психология Вундта - первая программа психологии как самостоятельной науки, основанной на эксперименте и самонаблюдении. Учение Вундта о психических элементах, связях элементов и законах психической жизни. Психология народов.