Ведущие международные природоохранные и экологические организации
Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Сфера деятельности: 1. Руководство межправительственными программами; 2. Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию; 3. Оказание помощи в развитии экологического образования.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Сфера деятельности: 1. Сохранение естественных экосистем; 2. Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; 3. Организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; 4. Экологическое просвещение; 5. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сфера деятельности; 6. Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой; 7. Организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды; 8. Проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Сфера деятельности: 1. Разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС; 2. Проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС; 3. Оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду; 4. Установка норм радиационной безопасности.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Сфера деятельности: 1. Решение экологических проблем в сельском хозяйстве; 2. Охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Сфера деятельности: 1. Изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам; 2. Глобальный мониторинг.
Международная организация труда (МОТ). Сфера деятельности: 1. Повышение уровня образования руководителей, специалистов и трудящихся о области безопасности и охраны труда; 2. Создание условий для безопасного труда; 3. Предупреждение профессиональных заболеваний; 4. Уменьшение загрязнения среды и ликвидация других факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье и благополучии работающих.
Гриппис (Зеленый мир) – международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды.
Вопросы для контроля
1. Дайте определение термину «экология человека». Перечислите имена и направления исследований наиболее выдающихся деятелей науки в данной области.
2. Перечислите основные понятия и законы экологии человека.
3. Что такое «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологическое неблагополучие?
4. Перечислите причины и признаки экологического кризиса.
5. Перечислите глобальные загрязнители объектов окружающей среды и охарактеризуйте их действие на здоровье человека.
6. Перечислите и дайте характеристику глобальным экологическим проблемам, связанным с загрязнением атмосферного воздуха.
7. В чем состоит значение воды для жизнедеятельности человека? В чем заключается влияние на здоровье «жесткой» и «мягкой» воды?
8. Охарактеризуйте химическое и биологическое загрязнение питьевой воды с точки зрения их влияния на здоровье человека.
9. Назовите основные причины неэффективности технологии очистки воды методом хлорирования и возможные пути решения проблемы безвредности питьевой воды.
10. Перечислите и охарактеризуйте основные источники загрязнения воздушной среды жилых и общественных помещений.
11. Назовите источники радиоактивности в доме, пути профилактики негативных последствий для здоровья.
12. Охарактеризуйте электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений.
13. Назовите источники шума в жилой среде и его влияние на здоровье.
14. Что такое «эндемичные заболевания»? Приведите примеры.
15. Охарактеризуйте химическое и биологическое загрязнение почвы, последствия для здоровья человека.
16. Что вы знаете об экологической чистоте современных продуктов?
17. Охарактеризуйте медико-социальную шкалу угасания природы.
18. Какие органы и системы выполняют барьерные функции 1-ой, 2-ой и 3-ей линии защиты?
19. Перечислите экологически детерминированные синдромы у детей.
20. Перечислите наиболее значимые последствия «платы» за адаптацию к неблагоприятным влияниям загрязнения ОС.
21. Какие заболевания называют эмерджентными?
22. Какие признаки нарушения репродуктивных функций ученые связывают с неблагоприятными экологическими факторами?
23. Охарактеризуйте концепцию устойчивого развития человечества.
Использованная литература
1. Афанасьев А.И. Проблемы электромагнитной безопасности и аттестации рабочих мест с компьютерной техникой /ГНПП «Циклон – Тест», Апрель, 2000.
2. Безопасность жизнедеятельности (учебное пособие) \ Под ред. Э.А. Арустамова. – Москва, 1999. – Часть 2. – 303 с.
3. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. СанПиН 2.2.2.542-96.
4. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (Печальный опыт России). – Новосибирск, СО РАМН, 2002. – 230 с.
5. Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. – М., 2001. – 332 с.
6. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека / Уфа: Издательство «Слово». – 1995. – 96 с.
7. Келлер А.А. Медицинская экология. СПб., 1998. – 256 с.
8. Козлов А.И. Экология питания. М., 2002. – 184 с.
9. Красовский О.А. Генетически модифицированная пища: возможности и риски // Человек. – 2002. - № 5. – С. 158-164.
10. Кузовникова Т.А. Экология. Экология человека. /Пособие для студентов Современного Гуманитарного Университета. – Москва, 2000. – 92 с.
- Лось В.А. Устойчивое развитие: Уч. Пос. – М., 2000. – 254 с.
12. Медицинская экология /Под ред. А.А. Королева. – М., 2003. – 192 с.
13. Новиков Ю.П. Экология, окружающая среда и человек // М., 1998. – 411 с.
- Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для вузов. – М., 2003. – 320 с.
15. Протасов В.И. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Уч. Пос. – М., 2000. – 672 с.
16. Ушаков И.В., Солдатов С.К. Радиация и здоровье //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 1999. - №3. – С. 35-38.
17. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2002. – 480 с.
18. Худолей В.В., Ливанов Г.А. Диоксины: воздействие на организм и меры профилактики // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2003, № 1. – С. 18-29.
- Человек и среда его обитания. Хрестоматия. – М., 2003. – 460 с.
20. Чечилова С. Трансгенная пища // Здоровье. – 2000. - № 6. – С. 20-23.