Выдающийся российский психолог, доктор педагогических наук (1939), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968).

Б.Г. Ананьев, родился во Владикавказе в обрусевшей армянской семье. В 1924 году он поступил в Горский педагогический институт. В 1927г. Ананьев проходил стажировку в Ленинградском государственном институте по изучению мозга, возглавляемом В.М. Бехтеревым. В этом институте он будет работать с 1928 по 1942 год, пройдя путь от аспиранта до заведующего сектором психологии. В 1942-1943 годах Ананьев был начальником психологического кабинета эвакуационного госпиталя в г. Тбилиси, занимаясь восстановлением речи, утраченной в результате ранения. С конца 1943 года Б.Г.Ананьев работал профессором Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена, а затем на протяжении многих лет был заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета. С 1951 по 1960 год Б.Г.Ананьев был директором научно-исследовательского института педагогики, а в 1967 году стал деканом факультета психологии Ленинградского государственного университета, сформировав в нем школу своих последователей.

Среди многочисленных трудов Б.Г. Ананьева, главное место занимает вышедшая в 1969 году книга «Человек как предмет познания», посвященная созданию комплексной дисциплины, человекознания, синтезирующей достижения различных наук о человеке.

Широкое использование математического описания изучаемых явлений. Применение математического аппарата позволяет не только получать точные количественные данные, но соотносить между собой результаты исследований, полученных с помощью различных научных дисциплин.

Тем не менее, считал Б.Г. Ананьев, пока еще только формируются условия для создания единой концепции человекознания, которая в будущем сменит разъединенные в настоящее время науки о человеке.

Системно-психологические теории