Изобразительное искусство

 

Со второй половины XV века Испания уже была единым государством; в начале XVI века это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Продолжающееся завоевание Нового Света, открытие новых торговых путей превратили Испанию в самую сильную морскую державу, владеющую гигантскими колониями. Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, двора и церкви, могущественной в Испании, как ни в одном другом европейском государстве. Однако реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, разорительные войны, постоянные религиозные преследования, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI века. Расцвет испанской культуры – литературы и театра, освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега, а затем живописи, – не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее.

Для испанского искусства было характерно существование традиций не классических, а средневековых, готических. Роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании несомненна для всего испанского искусства, сумевшего необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с исконно национальными. У испанских художников было два основных заказчика: первый – это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй – церковь. Роль католической церкви в становлении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Но суровость судьбы испанского народа, своеобразие его жизненных путей выработали специфическое мировоззрение испанцев. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия. В испанском искусстве идеал национального героя выражен, прежде всего, в образах святых.

Изобразительное искусство Испании долгое время имело своеобразный стиль и шло своим путем вплоть до XVI века, сохраняя отдельные средневековые черты. Суровый драматизм и внутренняя напряженность образов в картинах испанских художников XV – начала XVI века: Б. Вермехо, X. Уге, П. Берругете, Ф. Гальегоса, А. Фернандеса достигаются условной, а то и плоскостной трактовкой пространства. Нередко встречаются отступления от анатомической правильности и масштабного соответствия фигур, введение золотых фонов и по‑восточному обильной орнаментации тканей, по контрасту с которыми особую суровость приобретают аскетические лица.

Художники Каталонии, Валенсии, Арагона обретали широкое поле деятельности в готических храмах при создании пышных ретабло – заалтарных образов в архитектурном обрамлении, включающих в себя скульптуру и живопись. Непосредственность и живость поз и лиц, наряду с нарастанием интереса к деталям быта, стали характерными особенностями для испанского готического искусства. Этими чертами отмечены росписи капеллы Сан Мигель в монастыре Педральбес в Барселоне, выполненные в 1346 году художником Феррером Бассой – основателем каталонской школы живописи. Это характерно также статуям в порталах соборов Бургоса и Леона, полихромным фигурам ретабло, скульптурным изображениям на величественных мраморных гробницах.

Эта же тенденция наблюдается и в книжной миниатюре X – XII веков, образцом которой может служить «Книга о шахматах», изданная в 1283 году и в настоящее время хранящаяся в библиотеке Эскориала.

Распятие Христа. Расписная скульптура

 

Скульптурный фрагмент оформления старинной церкви в Ситжесе

 

Хусепе Рибера. Святой Иероним

 

В XV веке изобразительное искусство Испании испытало значительное воздействие итальянского и нидерландского искусства. Это, видимо, произошло после посещения в 20‑х годах XV века Пиренейского полуострова Яном ван Эйком. Под влиянием итальянского искусства в это время в Испании складывается школа маньеризма. Ее видными представителями были скульптор Алонсо Берругете (1490 – 1561), живописцы Луис де Моралес (около 1508 – 1586) и великий Эль Греко (1541 – 1614). Растущее влияние итальянского искусства способствует профессиональному совершенствованию испанских художников, но в то же время некоторые из них подражали приемам итальянской живописи: Э. Яньес де Альмедина, X. де Хуанес, Л. Варгас, используя эти приемы в своих полных динамики алтарных композициях. Другие художники, отталкиваясь от итальянской живописи, создавали проникнутые спиритуализмом и мистическими настроениями образы, в которых находили болезненное выражение реальные трагические противоречия эпохи. Их ярким представителем был Л. Моралес. Такие художники, как Моралес и Эль Греко и скульптор Берругете, стали предвестниками периода, известного как испанский «золотой век», когда свой вклад в мировую культуру внесли скульпторы, создававшие образы святых: Грегорио Эрнандес, Мартинес Монтаньес, Франсиско Сальсильо.

Эль Греко. Вид Толедо

 

В XVI веке в творчестве Санчеса Коэльо и Пантохи де ла Крус получает развитие придворный парадный портрет.

«Золотым веком» испанской живописи называют XVII век, а точнее – 80‑е годы XVI – 80‑е годы XVII столетия. Это было время, когда творили великие художники Хусепе Рибера (1588 – 1652), Бартоломе Эстебан Мурильо (1618 – 1682), Франсиско де Сурбаран (1598 – 1664) и Диего де Сильва Веласкес (1599 – 1660).

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 году живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко – испанский грек, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит. До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана, изучал в Риме произведения Микеланджело. Не оцененный при мадридском дворе, он уезжает в Толедо. Там он становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Во многом субъективное и пронизанное экзальтацией творчество Эль Греко с исключительной силой и яркостью воплотило душевное смятение человека, глубоко переживающего крушение идеалов эпохи Возрождения. Созданный им в религиозных композициях ирреальный мир, выступающий в переменчивом движении цвета, полон высокой духовности, экстатического порыва и мучительного чувства трагической обреченности.

Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения. Это возбуждение, беспокойство, напряжение передается цветом: зеленое, желтое, синее, киноварь звучат у Эль Греко вполне условно. Художник не стремится передать цветом подлинную красоту предметов, но, не теряя общего впечатления вещественности, усиливает цветом состояние напряжения, устремления ввысь. «Дневной свет мешает моему внутреннему», – будто бы произнес некогда мастер, писавший при искусственном освещении. В композициях Эль Греко свет скользит по фигурам, вспыхивает и затухает, все кажется колеблющимся в беспокойном ритме.

Лица героев Эль Греко всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко открыты. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Его портреты грандов, высшей кастильской знати, все чем‑то похожи друг на друга: этих людей снедает внутренний огонь, на их бледных лицах горят не видящие внешнего мира глаза, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах Эль Греко, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии, художник подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, и в этом одно из резких отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса.

В глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко, рожденном в среде древнего вырождающегося кастильского дворянства и фанатичного монашества, содержится много мистики, экзальтированности, исступления, даже ложной патетики и изломанности, что позволяло и позволяет некоторым исследователям относить его к художникам маньеристического направления. Лучшее же, что есть в его искусстве, имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII веке.

Эль Греко. Апостолы. Картинная галерея в Толедо

 

Первая половина XVII века – время самых значительных успехов испанской живописи. В борьбе с насаждаемым при дворе В. Кардучо и другими художниками итальянизмом крепнут новые местные центры испанского искусства в Валенсии, представителем которого стал Ф. Рибальта; в Севилье – X. де Роэлас, Ф. Эррера Старший; в Толедо – X. Б. Майно. Стремление художников раскрыть духовную значимость реального мира, обращение к простой натуре, к обыденным предметам сближали испанских мастеров с Караваджо, но их произведения отличались чисто испанской суровостью и некоторой статичностью. Их работы подготовили почву для творчества X. Риберы и Франсиско де Сурбарана, которые самой конкретностью художественного языка утверждали правдивое восприятие жизни, повышенное внимание к натуре, к характеру человека, а монументализацией образов – величие обыденного.

Диего Веласкес. Охота

 

Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита

 

Свое высшее выражение эти принципы нашли у самого, пожалуй, известного широкому кругу читателей, Диего Веласкеса. Ему были присущи зоркость и объективность вдумчивого психолога и живая непосредственность художественного видения, широкий охват явлений жизни во всей сложности ее изменчивых и противоречивых проявлений. Композиционная завершенность свободно написанных исторических и жанровых картин, портретов и пейзажей открывала новые пути развития испанской и мировой живописи.

Диего Веласкес. Портрет Хуана Пареху

 

Скульпторы Г. Фернандес, X. Мартинес Монтаньес, А. Кано, П. де Мена, обратившись к традициям народной полихромной пластики, создали яркие самобытные образы, полные драматичной жизненной экспрессии. Со второй половины XVII века в испанском искусстве получают дальнейшее развитие элементы стилизации и декоративности, тенденции мистицизма и тяготение к причудливой зрелищности. Однако отдельные художники, связанные с традициями искусства первой половины века, и, прежде всего, Б. Э. Мурильо, А. Пуга, А. Переда, противостояли своим творчеством упадку гуманистического начала. Этот упадок начал проявлять себя в произведениях К. Коэльо и других художников, представлявших изощренно виртуозное придворное искусство, и в исступленно фанатичных, пронизанных мистицизмом работах X. де Вальдес Леаля.

В Испании XVIII столетия, еще не расставшейся с феодализмом, всячески подавлялась национальная самобытность искусства. Ко двору привлекались в основном иностранные художники, и даже главой Академии искусств Сан‑Фернандо, учрежденной в Мадриде в 1774 году, был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. Влияние Менгса, с одной стороны, и работавшего при мадридском дворе в 1767 – 1770 годах Дж. Тьеполо – с другой, было определяющим для испанских художников в этот период.

Период XVIII и XIX веков в целом характеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а позднее в поверхностном костумбризме. Возврат к неоклассицизму ознаменовался появлением гениального художника Франсиско де Гойя – подлинного предвестника современной живописи.

Творчество Франсиско Гойи, жившего в 1746 – 1828 годах, особенно ярко выделяется на фоне творческого упадка испанского искусства. Оно явилось значительным этапом развития искусства рубежа XVIII и XIX веков, которое прочно слилось с освободительной борьбой испанского народа. Гойя впервые в мировом искусстве встал на путь бескомпромиссного обнажения уродливых сторон действительности во имя утверждения гуманистических основ бытия. Его остро сатирические офорты, беспощадно правдивые придворные портреты, глубоко трагичные исторические картины предвосхитили романтизм в искусстве.

Лишь с появлением Гойи испанское искусство после «золотого века» вновь обрело общеевропейскую известность. Как Давид во Франции, Гойя с его художественным мировоззрением, с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма. Оказав влияние на развитие европейского искусства в целом, Гойя не имел прямых продолжателей в Испании. Гго воздействию подверглись в какой‑то мере лишь Аленса и Лукас.

Романтизм, развивавшийся в Испании с 30‑х годов XIX века, получил под влиянием неудач буржуазно‑демократического движения преимущественно созерцательно‑ретроспективную направленность, наложившую отпечаток и на все искусство второй половины XIX века.

Франсиско Гойя. Махи на балконе

 

Изобразительное искусство Испании конца XIX – начала XX века отмечено преодолением традиций салонного академизма и развитием импрессионизма, яркими представителями которого в это время стали: X. Соролья, Д. де Регойос и др. С начала XX века наряду с художниками модерна, Э. Англадой и X. М. Сертом, работают живописцы, стремящиеся к реалистическому изображению подлинной Испании, без привкуса дешевой экзотики: Р. Чичарро, В. и Р. Субиорре и другие. Однако и их произведения несут на себе печать известной театрализованности, особенно характерной для работ И. Сулоаги.

Образы героев освободительной борьбы создают лишь отдельные художники: скульптор А. Маринас, живописец А. Хисберт, тогда как главной темой господствующей в Испании исторической живописи стало прославление былого могущества страны, его идеализация.

В бытовом жанре и пейзаже, развившемся с 60‑х годов XIX века, наряду с внешне эффектными, но незначительными по содержанию картинами М. Фортуня появляются связанные с реальной жизнью работы X. Хименеса Аранды.

Произведения Хулио Гонсалеса (1876 – 1942) собраны в специальном музее Института современного искусства в Валенсии. Известность Каталонии принесли мастера, работавшие в стиле кубизма и конструктивизма, а слава Эусебио Семпере (1924 – 1985) из Аликанте, творца так называемых кинетических объектов, созданных из света и движения, давно перешагнула границы Испании.

Возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине XX века. Новые пути в мировом искусстве, хотя и по следам парижской школы, проложили зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904 – 1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887 – 1921), абстракционист Жоан Миро (1893 – 1983) и Пабло Пикассо (1881 – 1973), внесшие вклад в развитие нескольких направлений современного искусства. Импрессионисты совершили подлинный прорыв к современному искусству, они вывели искусство из условной атмосферы студий на свежий воздух. Представителями этого течения в Испании были также: Игнасио Пинасо (1849 – 1916) и Хоакин Соролья (1863 – 1923), оба родом из Валенсии, а также Рамон Гайя из Мурсии.

Художественный авангард прошлого века нашел своего всемирно известного гения в лице Пабло Руиса Пикассо, родом из Малаги. Сальвадор Дали и Жоан Миро стали ключевыми фигурами в развитии сюрреализма и абстракционизма в художественной среде этого направления изобразительного искусства.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти

 

В первые десятилетия XX века испанское искусство испытывает сильное влияние французского. Ряд каталонских скульпторов, например X. Клара и другие, подверглись воздействию творчества А. Майоля. Народные образы создает в духе кубизма Маноло, а в духе экспрессионизма – X. Солана, произведения которого подчеркнуто гротескны, но не лишены жизненной правды. В произведениях художников реалистического направления: скульпторов X. Антонио, В. Мачо, Э. Барраль, живописцев X. Лопес Мескита, М. Бенедито Вивес, Р. Касас, затрагивавших злободневные темы современности, отражалось напряжение общественной жизни 20 – 30‑х годов XX века.

Жоан Миро. Голландский интерьер

 

В годы гражданской войны с франкистами ведущей областью искусства стала графика: плакат, карикатура, народный лубок. В условиях фашистского террора искусство становится средством утверждения творческой личности для многих художников, не желающих идти на службу диктатуре. Особенно ярко это проявилось после Второй мировой войны, когда наряду с подпольным искусством, главным образом графикой, представленной, например, рисунками А. Ибарролы и других, непосредственно участвующих в антифранкистском движении художников, получила широкое развитие главным образом пейзажная живопись в русле реализма и экспрессионизма. Художники Б. Паленсия, Г. Ортега Муньес, Ф. Сан Хосе, А. Дельгадо и другие воспевают величие и мощь природы родной страны, красоту ее людей. Их объединяет и стремление создать обобщенный, героизированный, пластически выразительный образ испанского патриота.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы

 

В последние десятилетия вклад Испании в мировое искусство внесли выдающиеся художники и скульпторы: Тапиес, Антонио Лопес, Барсело, Чильида, которые выразили себя в творениях, исполненных огромной авторской индивидуальности.

 

Литература

 

Испания обогатила мировую литературу настоящими шедеврами. На отдельных этапах развития европейского реализма испанская литература играла ведущую роль. О ее вкладе в европейскую культуру свидетельствует хотя бы то, что два из самых знаменитых общечеловеческих типов – Дон Кихот и Дон Жуан – были созданы испанцами.

Начало испанской литературы на кастильском языке положил великий памятник испанского героического эпоса «Песнь о моем Сиде» о подвигах героя Реконкисты Родриго Диаса де Бивара, прозванного Сидом.

Это самая древняя эпическая поэма, которая дошла до нашего времени. Два уличных циркача сочинили ее в середине XII века (один начал около 1103 года, а второй немного изменил и завершил поэму около 1140 года). Век спустя монах, который назвался Пер Аббат, записал ее. Произведение делится на три части: «изгнание», «свадьбы» и «оскорбление». Сид, благородный рыцарь и воин, обвинен королем в присвоении дани, собранной с завоеванных земель, и изгнан из страны. Ему приходится расстаться с женой и дочерьми и отправиться, добиваясь прощения, завоевывать новые земли для монарха. В конце концов Альфонс VI прощает его и в знак примирения предлагает женить своих сыновей на дочерях героя. Сиду приходится согласиться. Он продолжает воевать и одерживать победы, в то время как его зятья демонстрируют в битвах свою трусость. Принцы мстят Сиду за превосходство, издеваясь над своими женами. Благородный рыцарь просит у Альфонса VI правосудия, и тот незамедлительно наказывает предателей и находит новых мужей для Эльвиры и Соль – принцев Наварры и Арагона.

 

Национальная библиотека в Мадриде обладает великолепной коллекцией книг, а в архивах Королевского совета по делам Индий в Севилье хранятся ценные документы по истории Реконкисты и Испанской колониальной, империи. В Барселоне размещается архив Арагонского королевского дома.

 

Прототипом литературного персонажа является реальная историческая личность, родившаяся около 1043 года в городе Вивар де Бургос. Это был рыцарь короля Фердинанда I, который сражался с его сыном Санчо против другого сына – Альфонса. После убийства Санчо Альфонс становится королем Кастилии, а Сида лишают его земель и он переходит на службу к арабскому королю в Сарагосе и помогает тому отражать нападения графа Барселоны. Умер Сид в 1099 году. Вокруг его личности возникли легенды, которые в сочетании с исторической хроникой образовали знаменитую Песнь. На основе этой и других героических поэм в эпоху раннего Возрождения формируется испанский романс – самый известный жанр испанской народной поэзии.

«Песнь о моем Сиде»

 

Памятник Сиду в Бургосе

 

В XI – XIII веках в Испании также существовала литература, написанная на латыни. Ее авторами в основном были люди, связанные с церковью или университетами. Эта лирика была любительской, но, тем не менее, предполагала высокий уровень образованности ее создателей, в те времена доступный не многим. Сами авторы называли себя goliardos о clerigos vagantes. Основными темами этого направления были ироническое описание окружения этих людей, критика высшего общества, песни таверн о любви и вине. Это движение пошло на спад с появлением интереса к литературе, написанной «вульгарным» языком.

Многим с детства известно слово «трубадур» (trovador), которое ассоциируется в основном со сказками, пришедшими к нам из Европы, и, конечно, созданным на основе одной из них мультфильмом «Бременские музыканты». А знаете ли вы значение этого слова? Первые трубадуры появились на юге Франции, в Аквитании в середине XII века. Говорили они на аквитанском языке (существует теория, что именно из этого языка произошел каталонский), который в наше время почти не сохранился, его производные формы можно встретить разве что в глухих деревушках на юге Франции и севере Каталонии. Трубадурами называли поэтов, которые писали на «вульгарном» провинциальном языке. Основной темой их музыкальных поэм были любовные перипетии. Эти поэмы характеризовались совершенством стиля и музыкальной природой. Впервые «вульгарный» язык стал языком для выражения личных чувств и переживаний поэтов. Трубадуры были выходцами из различных социальных слоев, от плотников до королей, но становились равными в своей профессии. Произведения трубадуров были достаточно сложными как в поэтическом, так и музыкальном плане, поэтому для них требовались интерпретаторы. Так появились juglares – певцы, которые распространяли поэзию трубадуров и считались рангом ниже, чем поэты.

Фрагмент старинной кастильской рукописи

 

Двор Альфонса X Мудрого

 

Литературная проза Средних веков в Испании тесно связана с одним из ее монархов, а именно Альфонсом X Мудрым (годы правления 1252 – 1284) – его принято считать основоположником испанской прозы. Политическая карьера этого короля была крайне неудачной, тем не менее он стал важнейшей фигурой культурной жизни того времени. Сделав кастильский основным языком, он объединил многих образованных людей различных национальностей – мавров, христиан и евреев – в знаменитой школе переводчиков в Толедо. Эти люди занимались переводом иностранных книг на кастильский язык. Они редактировали научные, философские и юридические трактаты, создавая специальные термины для каждой из дисциплин.

Еще одним вкладом Альфонса в культурное наследие Испании стали написанные им «Воспевания Святой Марии» ("Las Cantigas de Santa Maria") на языке Галисии. Также он стал соавтором труда «История Испании, или Первая общая хроника» ("La Estoria de Espana о Primera Cronica General") и «Трактата о драгоценных камнях» ("Lapidario"). В жанре художественной прозы его начинания продолжил инфант Хуан Мануэль (1282 – 1348), автор сборника новелл «Граф Луканор» (1328 – 1335).

У истоков испанской поэзии стоял Гонсальво де Берсео (ок. 1180 – ок. 1246), автор религиозных и дидактических сочинений, а крупнейшим поэтом начального периода кастильской литературы был Хуан Руис (1283 – ок. 1350), создавший «Книгу благой любви» (1343). Вершиной средневековой испанской поэзии стало творчество проникновенного лирика Хорхе Манрике (ок. 1440 – 1479).

Страница миниатюрного издания «Комментарии Усатжас». XV век

 

Эпоха раннего Возрождения (начало XVI века) отмечена итальянским влиянием, проводником которого стал Гарсиласо де ла Вега (1503 – 1536), и расцветом испанского рыцарского романа. «Золотым веком» испанской литературы принято считать период с середины XVI до конца XVII века, когда творили Лопе де Руэда (между 1500 – 1510 – ок. 1565), Лопе де Вега (1562 – 1635), Педро Кальдерон дела Барка (1600 – 1681), Тирсо де Молина (1571 – 1648), Хуан Руис де Аларкон (1581 – 1639), Франсиско Кеведо (1580 – 1645), Луис Гонгора (1561 – 1627) и, наконец, Мигель де Сервантес Сааведра, автор бессмертного «Дон Кихота».

Испанская литература во всем мире наиболее часто ассоциируется с именем Мигеля де Сервантеса (1547 – 1616). Своим бессмертием этот писатель прежде всего обязан своему роману «Хитроумный идальго Дон Кихот Даманчский» ("El ingenioso hidalgo don Quijote de la Mancha"). Целью этого произведения была критика и высмеивание популярных в то время рыцарских романов. Его герои Дон Кихот и Санчо Панса заняли достойное место в мировой литературе, и их имена стали нарицательными.

Первая часть романа была опубликована в 1605 году. В ней проявляется огромная сила воображения автора, что наполняет книгу бесчисленным количеством историй. Вторая часть, в которой Сервантес посредством диалогов выдвигает на первый план непосредственно главных героев, вышла в свет десять лет спустя.

«Дон Кихот» является далеко не единственным произведением Сервантеса, проявившего себя во многих литературных жанрах. Сервантес был драматургом, поэтом, романистом, автором комедий и интермедий.

К этому же периоду относится и творчество гениального поэта и драматурга – Лопе де Веги, автора более 2000 пьес (известны 500). Он разработал главные сюжетные формы испанской драмы. Его пьесы до сих пор не сходят со сцен многих театров мира.

Памятник Дон Кихоту и Санчо Пансе в Сан‑Себастьяне

 

В XVI веке в Испании, в период, называемый «золотым веком», появился новый литературный жанр, который был назван «плутовской роман». Для этого жанра характерно реалистическое описание жизни, в отличие от пасторальных и рыцарских романов того времени, которые идеализировали окружающую жизнь. Очень часто эти романы описывали жизнь низших слоев испанского общества, таким образом более полно отражая жизнь в государстве. Они разрушали созданный ранее образ героической Испании, полной рыцарей, конкистадоров и прекрасных дам. Одной из наиболее известных новелл этого жанра является «Плут» ("El Buscon") Франсиско де Кеведо.

В испанской литературе XVII века две разновидности «темного и трудного стиля» получили названия соответственно культеранизма (culteranismo), преимущественно развившегося в поэзии, и консептизма (conceptismo) в прозе. Однако «разница между культеранизмом и консептизмом не исчерпывается различием сфер их бытования (поэзия – проза) и распределением по жанрам». Культеранизм, в отличие от всей остальной литературы XVII века, не вводит новые темы или сюжеты, которые принципиально отличались бы от ренессансной поэзии, зато предлагает их новое стилистическое решение. Мироощущение человека XVII века таково, что он не видит точки опоры во внешнем мире и поэтому ищет ее в себе, в своем внутреннем мире, в своей душевной гармонии, при этом ставка делается на способность к интеллектуальному сопротивлению хаосу жизни (неостоицизм), вот почему культеранисты используют в своей поэзии сложный метафорический стиль, пытаясь отразить с помощью аллегорий, необычных тропов изменчивую суть жизненных событий. Лучшим образцом культеранизма считается поэзия Гонгоры, название его стиля – «гонгоризм» – стало, по сути, синонимом термина «культеранизм».

Консептизм тоже возник в поэзии, его основателем считается испанский поэт Алонсо Ледесма, автор поэтической книги "Conceptos espirituales" (примерный перевод: «Интеллектуальные загадки», «Духовные озарения», «Духовные зачатки»), однако затем консептизм развивался преимущественно в прозе, в произведениях Кеведо, Гевары, Грасиана и др. Консептизм, в отличие от культеранизма, не стремится намеренно затемнять смысл явлений и специально усложнять поэтический язык – «смысл этот и без того темен, оккультен, сокрыт». Пафос консептизма как раз состоит в том, чтобы понять эту сложность жизни, расшифровать ее «темный и трудный» смысл.

Луис де Гонгора‑и‑Арготе (1561 – 1627) является одним из самых известных испанских поэтов XVII века. Известность его выражается, например, в существовании термина «гонгоризм», обозначающего его индивидуальный поэтический стиль и одновременно мощное стилевое течение в испанской литературе. Однако поэзия Гонгоры не может быть сведена только к «гонгоризму» (как синониму «культеранизма»), т. к. творчество поэта имело несколько этапов. В первом периоде своего творчества Гонгора увлекался жанрами оды и песни, написанными в далеком от гонгоризма стиле гармоничности и филигранной точности; во второй период его творчества развитие получили жанры сонета и романса, наконец последний, третий период его творческой эволюции может быть назван собственно «гонгористским».

Луис де Гонгора‑и‑Арготе

 

Уже на ранних этапах творческого развития Гонгора отличался ярким поэтическим новаторством, ясно просматривается зарождающийся «гонгоризм» как поэтический стиль. Например, Гонгора смело развивал жанр сонета, канон которого был создан Петраркой. Гонгора заметно усилил лирический темперамент, расширил тематический репертуар сонета (сонеты любовные, эротические, бурлескные, сатирические, хвалебные, сонеты‑эпитафии, сонеты на случай) и, что особенно важно, расширил диапазон допустимых стилистических приемов – теперь он использует неожиданные метафоры, усложненные гиперболы, допускает интимно‑разговорные интонации. Гонгора не нарушает принципов петрарковского сонета, он их расширяет. Подобным же образом происходила трансформация других жанров в творчестве поэта: романса, десимы, летрильи. Произведения, созданные поэтом после 1610 года, то есть в последний период творческой эволюции, принято считать собственно «гонгористскими», к ним относятся «Сказание о Полифеме и Галатее» и поэма «Уединения». В «Сказании о Полифеме и Галатее» повествуется о любви сына Посейдона, циклопа Полифема, к нимфе Галатее, о том, как гигант Полифем преследовал Галатею, как убил своего соперника Акида, о том, как боги, сжалившись над Галатеей, любившей Акида, превратили убитого Акида в реку («Кровь убиенного речной водою стала»). Этот сюжет сам по себе, конечно, не является оригинальным изобретением Гонгоры, он встречался и в «Одиссее» Гомера, и в «Метаморфозах» Овидия. Новым и необычным у Гонгоры был стиль. Изображается не только поступок героя, но и его сложная, иногда совершенно непостижимая психологическая мотивировка. Испытываемые героями чувства любви, ревности, страданий и т. д. как бы дублируются явлениями в неживой природе, но это не традиционный, например для фольклора, психологический параллелизм – у Гонгоры духовное начало перенесено на природу, но и природное начало перенесено в душевную жизнь героя, в результате возникает совершенно особый «гонгористский» психологический пейзаж.

Поэма «Уединения» прежде всего выделяется тем, что в ней практически нет сюжета: юноша, потерпевший кораблекрушение, достигает острова, обитатели которого устраивают в его честь празднество, – вот весь сюжет. Отказавшись от сюжетной событийности, Гонгора развил описания, «гонгористские» психологические пейзажи. «Сопоставление примитивности сюжетных ходов с красочностью описаний наводит на мысль о том, что такая диспропорция нарочита, полемична, что именно в ней кроется суть этого своеобразного манифеста культеранистской поэзии. Искусство явно одерживает верх над реальностью – бытием человека и естественной средой. Силой воображения создается новая реальность, незамкнутая реальность искусства». В «Уединениях» конструируется поэтическая утопия. Для решения такой задачи поэту понадобились новые стилистические решения: Гонгора нарушает правильные синтаксические конструкции и обычные грамматические связи слов, вводит неологизмы, использует метафоры, подчеркнуто сталкивая несовместимые понятия.

Вряд ли можно согласиться с противниками гонгоризма, среди которых были, например Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Бартоломе Леонардо де Архенсола и др., утверждавшими, что Гонгора и другие последователи «темного стиля» наносят вред культуре. Поэзия Гонгоры, ориентированная на аристократию духа, не стремится быть общедоступной, но от этого не уменьшается ее новаторство и эстетическая сила. Неясность стиля побуждает читателя к размышлению и вовлекает его в процесс разгадывания текста и самой жизни.

В испанской прозе XVII века большее развитие получил консептизм, наиболее ярким воплощением которого чаще всего называют произведения Франсиско Гомеса де Кеведо‑и‑Вильегаса, а также не менее известного испанского прозаика Бальтазара Грасиана‑и‑Моралеса.

Бальтазар Грасиан (1601 – 1658) был не только практиком, но и теоретиком нового стиля. В его трактате «Остроумие, или Искусство изощренного ума» излагается теория остроумия, в значительной мере повлиявшая на формирование консептизма в литературе испанского барокко. Грасиан обращает внимание на то, что древние мыслители разработали теорию мышления (логику) и теорию красноречия (риторику), но теории остроумия до сих пор нет. Суть остроумия, по Грасиану, состоит в «изящном сочетании, в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума». То есть подобно логике остроумие пользуется понятиями, которые вырабатываются разумом, но подобно искусству остроумие пользуется сближением далеких понятий, непосредственно, без всякого логического обоснования сопоставляя их и таким образом открывая истину.

Далее в трактате Грасиан рассматривает виды и приемы «простого» и «сложного» остроумия: каламбуры, загадки, намеки, аллегории, метаморфозы, притчи и многое другое. Грасиан по сути дела спорит с Аристотелем и предлагает новую эстетическую теорию: доминирующим началом в искусстве является не дискурсивное (т. е. рассудительное, рассуждающее, разумное), а ассоциативное. Художественное произведение не подчиняется правилам логики, но вместе с тем не является и «безумным». Эстетическим «регулятором» в произведении является, по мнению Грасиана, вкус (gusto), чувство меры и чутье художника. Это было новым шагом в развитии мировой эстетической мысли. Оригинальные эстетические взгляды Грасиана практически воплотились в его произведениях.

Наиболее известны два произведения Грасиана – «Карманный оракул» и «Критикон». Сама форма афоризмов, которыми написан «Карманный оракул, или Наука благоразумия», является одним из видов остроумия. Чтение афоризмов предполагает размышление читателя, но это размышление уже не регулируется автором произведения, а определяется свободными ассоциациями читателя, которые всегда глубоко индивидуальны. Однако комбинируя афоризмы, расставляя их в определенном порядке, Грасиан пытается добиться предсказуемого результата, иначе говоря, надеется, что читатель случайно подумает о том, о чем автору хотелось заставить его подумать. Афоризмы Грасиана являются не замкнутыми самодостаточными сентенциями, а содержат в себе намеки, до бесконечности усложняющие смысл изречения. Эти афоризмы – своеобразные "conceptos espirituales", «духовные зачатки», «зародыши» мыслей…

Роман «Критикон» состоит из трех частей («Кризисов»), которые соответствуют трем периодам жизни человека. Потерпевший кораблекрушение Критило, представитель цивилизованного общества, встречает на острове Св. Елены «природного человека» Андренио, обитателя пещеры, вскормленного животными. Далее начинается воспитательное путешествие Андренио по цивилизованному миру. Это аллегорическое путешествие очень напоминает хождение Данте в сопровождении Вергилия по кругам ада, только у Грасиана показано обратное: хождение по кругам цивилизованного мира людей. Эта инверсия дантовой идеи является, по терминологии Грасиана, одним из видов «сложного» остроумия и призвана пробудить у читателя скрытые в нем самом мысли по поводу цивилизации, науки и культуры, формирования человека и т. д.

Тема «темный и трудный стиль в испанской литературе XVII века» не исчерпывается краткой характеристикой культеранизма («гонгоризма») и консептизма («остроумие» Грасиана). Существовало целое движение антигонгористов, сторонники которого (например, Хуан Мартинес де Хуареги, Эстебан Мануэль де Вильегас, Луперсио Леонардо де Архенсола) в памфлетах против Гонгоры, по сути дела, пользовались этим стилем, вольно или невольно его развивая и укрепляя. Своеобразной разновидностью «темного и трудного стиля» был поэтический язык знаменитых испанских драматургов Тирсо де Молины и Кальдерона.

На протяжении XVIII и большей части XIX века испанская литература находилась в глубоком упадке и занималась преимущественно подражанием французским, английским и немецким литературным образцам. Романтизм в Испании представляют три крупные фигуры: эссеист Марьяно Хосе де Ларра (1809 – 1837), поэт Густаво Адольфо Беккер (1836 – 1870) и прозаик Бенито Перес Гальдос (1843 – 1920), автор многочисленных исторических романов. Внутри испанского романтизма, в целом обладающего общими чертами европейского, разделяют два направления: либеральное и традиционное. К первому относятся произведения, темой которых является социальная критика. Новым литературным жанром становится журналистская статья. Появляются романы, публикующиеся по частям в газетах.

Традиционное направление выражается в исторических романах и романтических драмах. Самым известным произведением этого жанра является «Дон Хуан Тенорио» («Дон Хуан») Хосе Зорилья (1817 – 1893).

Густаво Беккер был основной фигурой испанской поэзии второй половины XIX века. Его поэзия отличалась интимным характером, точностью и натуральностью слова. Самые известные произведения: «Рифмы» (1871) и «Легенды» (1871). Основной темой творчества Беккера была любовь и любовные переживания. Большинство его произведений посвящены женщине, к которой он испытывал страстную, но безответную любовь. Эта женщина была не реальной персоной, а идеализированным женским образом, чистой и одновременно чувственной, как сама эссенция поэзии. Горечь, которая отражена в поэзии Беккера, вызвана невозможностью встретить эту женщину в реальной жизни. Жизнь поэта была короткой, но влияние его творчества на испанскую культуру ощущается до настоящего времени, что позволяет считать его классиком испанской литературы (см. раздел «Великие испанцы»).

Ведущие позиции в литературе XIX века занимает так называемый костумбризм – изображение быта и нравов с упором на местный колорит. Натуралистические и реалистические тенденции проявились в творчестве романистов Эмилии Пардо Басан (1852 – 1921) и Висенте Бласко Ибаньеса (1867 – 1928).

Испанская литература пережила очередной подъем в первой половине XX века (второй «золотой век»). В конце XIX века группа молодых испанских писателей начинает возрождение национальной литературы. Они стали известными благодаря некоторым литературным новшествам, возникшим как следствие потери Кубы и Филиппин, последних испанских колоний, в 1898 году. Эти писатели впоследствии и получили название «поколение 1898 года». Среди них выделялись философ и писатель Мигель де Унамуно (1864 – 1936) – глава «поколения» и его духовный вождь, Асорин (1874 – 1967), Пио Бароха (1869 – 1936), поэт Антонио Мачадо (1875 – 1939), лауреат Нобелевской премии (1922) драматург Хасинто Бенавенте (1866 – 1954), Рамон дель Валье Инклан, и лауреат Нобелевской премии по литературе за 1956 год Хуан Рамон Хименес (1881 – 1958).

Эти писатели радикально изменили ориентацию испанской литературы и театра и создали новое литературное направление, имевшее огромное влияние на творчество испанских писателей XX века. Основной темой нового направления были размышления об Испании, ее прошлом и настоящем, поиски эссенции Испании в Средневековье. Девизом этого направления стала знаменитая фраза того времени «Испания предстает перед нами не утверждением и не отрицанием, а просто проблемой».

В 20‑х годах XX столетия в Испании возникло великолепное созвездие литераторов, которые получили название «поколение двадцать седьмого». В этот год отмечалась третья годовщина со дня смерти великого поэта «золотого века» Гонгоры, последователями творчества которого они являлись. Самыми выдающимися участниками «поколения» были Педро Салинас (1891 – 1951), Хорхе Гийен (1893 – 1984), Герардо Диего (1896 – 1987), Висенте Алейксандре (1898 – 1984), получивший Нобелевскую премию в 1977 году, Рафаэль Альберти, Мигель Эрнандес (1910 – 1942) и Федерико Гарсия Лорка (1898 – 1936) (см. раздел «Великие испанцы»). В отличие от писателей так называемого «поколения 98», которые практиковали все литературные жанры, участники «поколения 27» были поэтами, и в большинстве своем поэтами выдающимися, что и послужило поводом считать этот период новым «золотым веком» испанской литературы.