Гнев неоправдан – всегда
Вы прочтете:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему „ракА“ подлежит синедриону; а кто скажет „безумный“, подлежит геенне огненной».
(Матфей, V, 22)
Стоящее здесь слово «напрасно» оказывается главным, ключевым, ибо делает все высказывание скользким и удивительно удобным для употребления в любую сторону. Ну так вот, слова «напрасно» в текстах Евангелия до V века нет… Нет!!! Для удобства его приписали позже!
Так хочется увидеть эту компанию, которая, примерив Текст к себе и увидев несоответствие, решила подредактировать, но не себя, а Евангелие…
А ведь Христос говорил, что любой гнев неоправдан. Люди придумывают оправдания для гнева, а Христос все оправдания отвергает. Одно из самых распространенных оправданий у людей своего гнева – убеждение, что другой «пропащий или безумный человек», а Христос на это заповедует: никогда не говори и не делай так.
Странное непереведенное еврейское слово «рака» означает просто‑напросто человека, которого не следует считать за человека. Рака – значит человек пропащий, человек–пустое место.
И тогда заповедь Христа звучит так: живи в мире со всеми людьми, не злись, не бранись и не ругайся. Не смей кого‑либо считать дураком или пустым местом и никогда не оправдывай этим свои бранные слова. Твой гнев – всегда неоправдан.
А тот, кто свой гнев прикрывает словом «справедливый», имеет полное право на него – но не на звание христианина.
О суде
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены».
(Лука, VI, 37)
Эту фразу каждый из нас слышал много десятков раз. И не понимал. Оказывается, это не о бытовом злословии.
Хотя возможно, что применимо и к злословию. Но точный, буквальный смысл – вовсе не о злословии, а о судебном осуждении, о приговоре.
Действительно, вы никогда не задумывались, как нравственная идея христианства соотносится с законнической идеей судопроизводства?
Еще раз цитирую Христово: «Не противьтесь злу». Цель судов же – противиться злому. Христос предписывает: делать добро за зло. Суды воздают злом за зло. Христос говорит: не разбирать добрых и злых. Суды только то и делают, что этот разбор. Христос говорит: прощать всем. Прощать не раз, не семь раз, а без конца. Любить врагов. Делать добро ненавидящим нас. Суды же не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло тем, которых они называют врагами общества…
Может быть, вы убеждены, что суды – это хорошо, по крайней мере необходимо. Возможно, я соглашусь с вами. Проблема только в том, что в Евангелии Христос выражает противоположное мнение. Он – против судов. И написано это прямо в Евангелии, если не искажать текст самым грубым образом.
«Судите» и «осуждайте» в греческом подлиннике Луки передано словами «» и «». Так вот, слово «», имея много различных значений, часто употребляется в значении «приговаривать по суду» и даже «казнить», но никогда не имеет значения «злословить». А слово «» вообще никогда не имеет никакого другого значения, как только «приговаривать по суду к наказанию» или «казнить».
Следовательно, читатели Святого канонического Евангелия пребывают в грубом обмане.
Первые христиане соответственно категорически отрицали суд – то есть месть, называемую человеческим правосудием. Современные же христиане начинают судебные процедуры с того, что клянутся на Евангелии – то есть на книге, которая прямо запрещает это.
Собственно, каждый может не соглашаться с программой, предложенной Иисусом Христом. Лично у меня, повторю, она вызывает массу сомнений. Но если вы не согласны с ней – зачем тогда называть себя христианином?..