О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют голов вокруг.
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг.
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она.
И равно тверд в удаче и несчастье,
Которым, в сущности, цена одна.
…
И если можешь мерить расстоянье
Секундами, бросаясь в долгий бег,
Земля – твое, мой мальчик, достоянье
И, более того, ты – Человек.
Но, в целом, античная цивилизация уже не имела сил для поступательного развития. Процесс формирования новых идей уже шел как бы по инерции, не порождая новые движения общества, а, напротив, подчиняясь внешним и непонятным для себя движениям. Античная культура вступила в длительную фазу своего заката.
Во втором и третьем веках нашей эры ситуация еще более усугубилась благодаря возраставшему влиянию христианского учения. Рост числа его сторонников, и особенно приобретение христианством статуса государственной религии при императоре Константине, способствовало возрождению теологического взгляда на природу душевных явлений и, фактически, означало возврат к теологической традиции развития психологии. Но предстояла уже не просто смена гносеологических эпох, а смена самой цивилизации.
В отличие от относительно бесконфликтной эволюции взглядов в 6 веке до н. э., новое мировоззрение оказалось резко враждебным породившему ее обществу, отвергая любое знание, которое не укладывалось в ее парадигму. Оно не только не способствовало преодолению гносеологического кризиса, но и вело к его нарастанию. В 3 - 4 веках процесс накопления эмпирического знания полностью остановился, и античная цивилизация вступила в пору окончательного упадка и гибели. Среди причин угасания античной мысли называют множество явлений самого различного порядка - от исторически предопределенной цикличности развития цивилизаций до этнического перерождения центров цивилизации и растворения господствующего этноса среди покоренных народов. Весьма интересная точка зрения принадлежит О. Шпенглеру, указавшему на особо присущую античной