Введение системы МК – это инвестиция на будущее. Точные расчеты тесно связаны с величиной и сложностью фирмы.

 

№28 Процессы в системе менеджмента качества

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 процесс – это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и прежде всего обеспечения их взаимодействия могут считаться "процессным подходом".

На рисунке 1 приведена основанная на процессном подходе система менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000. Он показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий. Модель, приведенная на рисунке 1, не показывает процессы на детальном уровне.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении

Процессный подход поощряет организацию к развитию четкого понимания всех ее процессов, не только тех, которые необходимы для СМК. Процесс состоит из одного или более видов деятельности, преобразующих входные данные в выходные. Входом и выходом может быть ощутимая и неощутимая продукция. Примерами входов и выходов могут быть оборудование, материалы, компоненты, энергия, информация, финансовые ресурсы и др. Для осуществления действий внутри процесса должны быть выделены соответствующие ресурсы. Система измерений может быть использована для обобщения информации и данных при анализе процесса и/или входных и выходных характеристик.

В контексте ИСО 9001:2000 процессный подход требует от организации идентифицировать, выполнять, управлять и непрерывно повышать эффективность процессов, необходимых для СМК, и управлять взаимодействием этих процессов для достижений целей организации. Это касается верхнего руководства, производства продукции, и соответствующих вспомогательных процессов, таких как процессы контроля и измерения.

Схематическое представление процессного подхода к СМК представлено на рис. 1.

Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Процессы управления включают, например, планирование, обеспечение ресурсами, управленческий контроль и т.д.

Процессы производства включают, например процессы , связанные с потребителем, проектирование и разработку, производство продукции и т.д.

Вспомогательные процессы включают, например, обучение, обслуживание и т.д.

Результативность процессов может быть измерена через внутренние и внешние проверки и оценена по специальной шкале. Такие шкалы определяют уровень от « нет формальной системы» до «лучший в классе». Преимущество такого подхода в том, что результаты могут быть документированы и доступны через определенное время, чтобы определить, достигнуты ли цели развития. Численные таблицы могут быть составлены для различных случаев применения. Одна из моделей представлена в приложении А ИСО 9004:2000.