Субсфера «Артефакты» как источник метафоры и метонимии

Человек реализует себя в создаваемых им вещах – артефактах, поэтому часто ассоциирует себя с теми предметами, которые сам производит. В данной субсфере можно выделить следующие когнитивные модели осознания действительности:

Тело человека – это дом, а его органы – это части дома;

Тело человека – это механизм, а его органы – это части механизма;

Тело человека – это контейнер;

Тело человека – это одежда, под которой «скрываются» внутренние органы.

Дом является важнейшим культурным концептом в человеческом сознании, поэтому все окружающее человек воспринимает как нечто родное, близкое, т.е. «домашнее» или же, наоборот, как нечто чуждое, находящееся за пределами домашнего очага. Следовательно, и себя человек отождествляет с домом, а свои органы с частями здания. В данной метафорической модели мы выделяем следующие фреймы и слоты:

Фрейм 1. Конструкция дома, здания:

Слот 1. Части здания: top-story, top-flat, gate, funnel, dome, attic, shutters; ставни, ворота, калитка, форточка.

Слот 2. Внутреннее устройство здания, интерьер: hat-rack, lamps, picture, clock, dial; унитаз, розетка, портрет, картина, радиатор.

Фрейм 2. Строительство дома:

Слот 1. Строительные материалы: slats, block; заготовки, черепица, шифер, фанера.

В когнитивной модели «человек - механизм» выделяются следующие фреймы и слоты:

Фрейм 1. Собственно механизмы:

Слот 1. Части механизма:wheels, headlights, hooter, chassis, caboose; экран, циферблат, фары, маховик, кардан ит.п.

Слот 2. Управление механизмом:весло, рычаг, педаль, семафор и т.п.

Слот 3. Бытовые приборы: телевизор, кофемолка, хлеборезка, вафельница и т.п.

Слот 4. Осветительные приборы: lamps; иллюминаторы, абажур,

лампочки.

Слот. 5. Морской транспорт: gunboats, steamboats, battleships.

Рассматривая внутренние органы как некое содержимое, человек ассоциирует себя с контейнером, содержащим внутренние органы, так появляется метафорическая модель «человек - контейнер», распадающаяся на следующие слоты: