ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем учебном пособии представлено основное содержание спецкурса, посвященного когнитивным и прагмастилистическим аспектам семантической деривации в различных пластах стилистически маркированной лексики английского и русского языков, осуществляется комплексный анализ основных процессов семантической деривации и определяется ее роль в категоризации и концептуализации действительности. Пособие выполнено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация.
Актуальность и значение спецкурсаопределяется тем, что семантическая деривация в работе исследуется в рамках новой научной парадигмы, называемой когнитивно-коммуникативной[Кубрякова 2004; Кустова, Падучева 1994; Падучева 1998; Кустова 1998; Анна А. Зализняк 2001; Розина 2005; Болдырев 2006].
Исследование деривации как процесса и результата образования в языке вторичного знака привело к мысли о необходимости применения определенных правил реконструкции акта деривации. Релевантными в этом процессе являются такие факторы, как функционально-семантический сдвиг, преобразующий сам знак и отражающий регулярность / нерегулярность, мотивированность / немотивированность, характерные для внутренней деривации в отличие от внешней и вызывающий необходимость изучать динамику семантических процессов в формате меняющейся картины мира. Исследователи говорят о необходимости создания определенных моделей окружающего нас мира, отражающих культуру народа, систему его ценностей, особенности мироощущения, мирочувствования и мировосприятия [Кубрякова 1974; Вендина 1999]. Исследование семантической деривации помогает проникнуть в механизмы сложного процесса познания и интерпретации мира человеком и осознать язык в его глубинной сути, во всем его семантическом своеобразии.
Антропоцентричный подход, усиление личностного начала в современном изучении языка [Земская 1995] привели к изучению лексики в коммуникативно-прагматическом аспекте с выявлением внутренних закономерностей, определяющих выбор и адекватное употребление той или иной лексической единицы в конкретной ситуации общения. Параметры прагматических ситуаций могут быть внешние (функциональные) и внутренние (содержательные). Внешние параметры связаны с социальной дифференциацией языка по типам его социальной вариативности и обозначением статуса говорящего и участвующего в построении типологии параметров прагматической ситуации. Внутренние параметры во многом определяются процессами семантической деривации в том или ином лексическом регистре языковой системы.
Актуальность учебного пособия обусловлена и тем, что явления регулярной семантической деривации, определенные модели или «образцы», «схемы», по которым происходит формирование вторичных значений в различных пластах стилистически маркированной лексики, еще недостаточно изучены. Студентам и аспирантам предлагаются различные подходы отечественных и зарубежных лингвистов для обозначения такого моделирования с использованием терминов: «метафорический архетип» (К.Г. Юнг), «концептуальная метафора», «образ-схема» (G. Lacoff), «ментальная модель» (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов), «модель регулярной многозначности» (Д.М. Шмелев, А.П. Чудинов), концептуальная схема (Анна А. Зализняк) и некоторые другие. В учебном пособии предлагается комплексный подход к изучению механизмов семантической деривации в субстандартной лексике, где намечаются новые тенденции в развитии языка и отражена специфика мышления определенных социальных и политических кругов, психологические особенности мышления.
Семантическая деривация рассматривается в учебном пособии как процесс и результат вторичной номинации, охватывающей всю лексическую систему языка и отражающей динамику его постоянного развития и изменения.
В пособии анализируются процессы и механизмы семантической деривации в функционально и стилистически маркированной лексике русского и английского языков в некоторых доминирующих когнитивных моделях, отражающих новые политические, социальные и общественные реалии. Специальные разделы посвящены роли семантической деривации в построении типизированных моделей и когнитивно-ассоциативных схем (далее КАС), репрезентирующих общую языковую картину мира, а также национальные картины мира, характерные для менталитета той или иной социальной или профессиональной группы.
Основные задачи учебного пособия:
1. Выявить и объяснить семантические процессы, лежащие в основе механизмов семантической деривации как в парадигматическом, так и в синтагматическом аспектах и рассмотреть их взаимодействие и взаимовлияние в когнитивных моделях различных тематических групп функционально маркированной и стилистически окрашенной лексики.
2. Рассмотреть роль аналогии и прототипа в семантических процессах, сопровождаемых семантическими преобразованиями в субстандартной лексической подсистеме.
3. 3.Выявить наиболее типичные когнитивные модели и схемы субстандартной семантической деривации и предложить анализ их семантической структуры.
4. Исследовать явления синонимической и семантической вариативности (синонимической и семантической аттракции) субстандартной лексики в процессах семантической деривации.
5. Провести сопоставительный анализ когнитивных моделей субстандартных глагольных дериватов английского и русского языков в тематической группе умственной деятельности для выявления сходств и различий в их функциональной структуре.
6.Проанализировать процессы аппелятивациии выделить основные когнитивные модели и схемы семантической деривациив субстандартнойтопонимической и антропонимической лексике.
Источниками материалаявились наиболее авторитетные словари английского, немецкого и русского сленга и просторечия, толковые словари и словари-тезаурусы, текстовые материалы (журнальные и газетные статьи англоязычной и русскоязычной прессы). Методологической базой учебного пособия послужили принципы и подходы фреймовой и композиционной семантики, теории концептуальных сплавов и интеграции ментальных пространств (Дж. Лакофф, Г. Фреге, Ж. Фоконье, М. Тернер, Е.С. Кубрякова).
В пособии предлагаетсясинергетический подходк семантической деривации в субстандартной подсистеме, относящейся к открытым, неравновесным, саморазвивающимся системам полифункционального, поливалентного и бифуркационного характера (Г. Хакен, И. Пригожин, Н.Н. Моисеев, B. Mandelbrot, Н.Н. Белозерова, Н.В. Дрожащих, Г.Г. Москальчук, Л.В. Кушнина и др.).
В пособии используется комплексная методика исследования: основным является метод сравнительной типологии, в частности метод конфронтативного сравнения двух языков, а также метод компонентного анализа и метод когнитивного моделирования, словообразовательный анализ и метод анализа словарных дефиниций. Семантическая деривация рассматривается не только как один из способов словообразования в узком смысле, но и как многоаспектное явление языковой системы, связанное с когнитивными процессами человеческого мышления на парадигматическом уровне, как процесс и результат вторичной номинации, как основной инструмент категоризации и концептуальной инвентаризации явлений окружающей действительности.
Модели семантической деривации исследуются как в когнитивном аспекте с изучением парадигматических связей, отражающих сложные процессы мышления, так и в прагмастилистическом аспекте, с анализом социальной вариативности и специфики синтагматических отношений в различных пластах функционально-отмеченной и стилистически окрашенной лексике языка. Семантическая деривация рассматривается как синергетический процесс постоянного развития языка и его самоорганизации.
Семантическая деривация трактуется как многоаспектное и полифункциональное явление вторичной номинации, как отражение сложных ментальных: логических и ассоциативных процессов человеческого мышления. В работе предлагается детальное описание и объяснение механизмов семантической деривации, попытка их моделирования и универсализации. Семантическая деривация исследуется на обширном материале разнофункциональной стилистически маркированной лексики в парадигматическом и синтагматическом планах, определяется ее роль в создании языковой картины мира в различных языках.
Учебное пособие содержит теоретическую главу, включающую основные положения теории семантической деривации в сопоставлении традиционного и когнитивного подходов, а также четыре исследовательские главы. Вторая глава посвящена рассмотрению когнитивных аспектов семантической деривации в субстандартной лексической подсистеме. В трех исследовательских главах анализируются процессы семантической деривации в различных пластах и группах функционально-окрашенной лексики в когнитивно-коммуникативном и прагмастилистическом аспектах.