Монолог о себе

Каждый человек должен уметь сам рассказать о себе, о своих сильных и слабых сторонах, о своих увлечениях, о том, что он любит и что умеет делать хорошо. Это часто необходимо

· при знакомстве,

· при переходе в новый коллектив,

· при вступлении в какую-либо организацию,

· при поступлении на работу, учебу.

Монолог о себе — это сообщение информационного характера, содержащее автобиографические данные и имеющее целью сформировать у собеседников благоприятное впечатление.

 

Помните! · Нельзя хвастаться, но нужно рассказать о своих положительных качествах. · Нельзя говорить о себе уничижительно, но важно уметь в своем рассказе отнестись к себе с юмором.

 

Задание 1. Познакомьтесь с примерной моделью монолога о себе.Запомните порядок изложения информации и речевые клише, с помощью которых она вводится.

  Порядок изложения Речевые клише
1. Обращение к аудитории. Друзья! Коллеги! Разрешите представиться…
2. Представление. Меня зовут….
3. Место жительства и учебы. Сейчас я живу в …, учусь в ….
4. Место рождения. Я родился в …, потом жил …, учился ….
5. Характер. По характеру я человек ….
6. Любимое. Я люблю (что делать).
7. Нелюбимое. Больше всего я не люблю (что делать).
8. Сильные стороны характера. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются….
9. Слабости. К своим слабостям я бы отнес….
10. Интересные истории. Со мной иногда происходят интересные / забавные / странные случаи.
11. Любимое занятие. Мое любимое занятие — ….
12. Планы на будущее. В будущем я бы хотел ….
13. Пожелание. Я надеюсь на то, что ….
14. Завершение выступления Благодарю / спасибо за внимание.

 

Помните! Рассказывая о себе, говорить надо коротко (1-2 минуты), в приветливой манере, доброжелательно, искренне, с чувством собственного достоинства, с мягкой иронией в отношении собственных недостатков.

 

Задание 2. Прокомментируйте высказывание В.В. Маяковского: «Я человек решительный, я хочу сам говорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем».

Существует два основных вида рассказа о себе: · монолог о себе, · автобиография Автобиография — это официальный (устный или письменный) рассказ человека о себе, составленный по определенной схеме, содержащий объективную и точную информацию и в стилевом отношении отвечающий требованиям официального стиля речи.

Задание 3. Прочитайте отрывки из автобиографического произведения В.В. Маяковского «Я сам». Как вы считаете, можно ли назвать текст, написанный В.В. Маяковским, автобиографией в полном смысле слова? Почему? Каков стиль этого отрывка?

* * *

Учила мать и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мы всегда давали, и я давал без счета. На Кавказе фруктов сколько угодно! Читать выучился я с удовольствием.

 

* * *

Переехали. Из Багдада в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал. Спросили про якорь (на моем рукаве) — знал хорошо. Но священник спросил — что такое «око». Я ответил: «Три фунта» (так по-грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что «око» — это глаз по-древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу — все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм.

 

* * *

Всегдашней любовью думаю о Давиде [Бурлюке]. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая…

 

Задание 4. Прочитайте стихотворение В. Высоцкого. Найдите синонимы к фразе «Я не люблю». Как вы думаете, а что лирический герой поэта В. Высоцкого любит?

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

В которое болею или пью.

 

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще —

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

 

Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрела в упор.

 

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей игру,

Или — когда все время против шерсти,

Или — когда железом по стеклу.

 

Когда я вижу сломанные крылья —

Нет жалости во мне, и неспроста,

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа.

 

Я не люблю себя, когда я трушу,

Я не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют.

 

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю —

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю.

 

Задание 5. Прочитайте тексты речей студентов. Укажите смысловые части, перечисленные в Задании 1. Скажите, с кем из авторов вам хотелось бы пообщаться и почему. Какие вопросы вы хотели бы ему задать? Обратите внимание на начало и завершение текстов. Как вы считаете, какое из обращений к студенческой аудитории наиболее удачно?