Монолог о себе
Каждый человек должен уметь сам рассказать о себе, о своих сильных и слабых сторонах, о своих увлечениях, о том, что он любит и что умеет делать хорошо. Это часто необходимо
· при знакомстве,
· при переходе в новый коллектив,
· при вступлении в какую-либо организацию,
· при поступлении на работу, учебу.
Монолог о себе — это сообщение информационного характера, содержащее автобиографические данные и имеющее целью сформировать у собеседников благоприятное впечатление.
Помните! · Нельзя хвастаться, но нужно рассказать о своих положительных качествах. · Нельзя говорить о себе уничижительно, но важно уметь в своем рассказе отнестись к себе с юмором. |
Задание 1. Познакомьтесь с примерной моделью монолога о себе.Запомните порядок изложения информации и речевые клише, с помощью которых она вводится.
Порядок изложения | Речевые клише | |
1. | Обращение к аудитории. | Друзья! Коллеги! Разрешите представиться… |
2. | Представление. | Меня зовут…. |
3. | Место жительства и учебы. | Сейчас я живу в …, учусь в …. |
4. | Место рождения. | Я родился в …, потом жил …, учился …. |
5. | Характер. | По характеру я человек …. |
6. | Любимое. | Я люблю (что делать). |
7. | Нелюбимое. | Больше всего я не люблю (что делать). |
8. | Сильные стороны характера. | Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются…. |
9. | Слабости. | К своим слабостям я бы отнес…. |
10. | Интересные истории. | Со мной иногда происходят интересные / забавные / странные случаи. |
11. | Любимое занятие. | Мое любимое занятие — …. |
12. | Планы на будущее. | В будущем я бы хотел …. |
13. | Пожелание. | Я надеюсь на то, что …. |
14. | Завершение выступления | Благодарю / спасибо за внимание. |
Помните! Рассказывая о себе, говорить надо коротко (1-2 минуты), в приветливой манере, доброжелательно, искренне, с чувством собственного достоинства, с мягкой иронией в отношении собственных недостатков. |
Задание 2. Прокомментируйте высказывание В.В. Маяковского: «Я человек решительный, я хочу сам говорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем».
Существует два основных вида рассказа о себе: · монолог о себе, · автобиография Автобиография — это официальный (устный или письменный) рассказ человека о себе, составленный по определенной схеме, содержащий объективную и точную информацию и в стилевом отношении отвечающий требованиям официального стиля речи. |
Задание 3. Прочитайте отрывки из автобиографического произведения В.В. Маяковского «Я сам». Как вы считаете, можно ли назвать текст, написанный В.В. Маяковским, автобиографией в полном смысле слова? Почему? Каков стиль этого отрывка?
* * *
Учила мать и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мы всегда давали, и я давал без счета. На Кавказе фруктов сколько угодно! Читать выучился я с удовольствием.
* * *
Переехали. Из Багдада в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал. Спросили про якорь (на моем рукаве) — знал хорошо. Но священник спросил — что такое «око». Я ответил: «Три фунта» (так по-грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что «око» — это глаз по-древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу — все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм.
* * *
Всегдашней любовью думаю о Давиде [Бурлюке]. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая…
Задание 4. Прочитайте стихотворение В. Высоцкого. Найдите синонимы к фразе «Я не люблю». Как вы думаете, а что лирический герой поэта В. Высоцкого любит?
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей игру,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.
Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста,
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю —
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Задание 5. Прочитайте тексты речей студентов. Укажите смысловые части, перечисленные в Задании 1. Скажите, с кем из авторов вам хотелось бы пообщаться и почему. Какие вопросы вы хотели бы ему задать? Обратите внимание на начало и завершение текстов. Как вы считаете, какое из обращений к студенческой аудитории наиболее удачно?