ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Схема организационной структуры управления организации, в которой работает студент. Ее обоснование. Распределение полномочий в каком-либо подразделении указанной структуры (по выбору студента) и описание должностных обязанностей.
Тема 2. Описание стратегии организации, в которой работает студент. Предложить альтернативную стратегию и обосновать этот выбор. Как при этом изменятся основные характеристики организации?
Тема 3. Сформулируйте цели и миссию Вашей организации. Проведите SWOT – анализ организации.
Тема 4. Предложите одну из мотивационных теорий для реализации цели одного из подразделений Вашей организации. Разработайте систему мотивационных влияний (экономических и неэкономических) для данного подразделения.
Тема 5. Рассмотрите основную конечную цель Вашей организации и разработайте общую систему контроля, конкретизируя ее для одного из подразделений.
Тема 6. Рассмотрите организацию, в которой вы работаете, с точки зрения стиля руководства (авторитарный, демократический и пр.) опишите формальные и неформальные группы Вашего подразделения и их лидеров. Приведите несколько производственных ситуаций (5-6), которые имели место в Вашем подразделении и проанализируйте действия руководителя с точки зрения межличностных отношений.
Тема 7. Виды и характеристика управленческих ролей. Опишите управленческие роли выполняемые сотрудниками организации.
Тема 8. Природа и причина конфликтов и стрессов на предприятии. Опишите их виды и Ваши действия для их разрешения. Приведите примеры.
Тема 9. Опишите внутреннею и внешнею среду Вашей организации. Дайте характеристику SWOT анализа и порядка его применения.
Тема 10. Типы руководителей и их поведенческие элементы. Определите типы и поведенческие действия менеджеров Вашей организации.
Контрольные вопросы для зачета по курсу «Менеджмент»
1. Необходимость менеджмента в современных условиях.
2. Основные определения менеджмента.
3. Подходы в менеджменте (нормативный, комплексный и интеграционный).
4. Особенности системного подхода, его связь с ситуационным подходом.
5. Процессный подход. Отличие современного процессного подхода от административной школы управления.
6. Общие характеристики организации. Ресурсы и внутренние переменные.
7. Определение внутренних переменных и их состав. Цели, структура, задачи, технологии, люди.
8. Зависимость организации от внешней среды, ее характеристики.
9. Среда прямого и косвенного воздействия. Их основные параметры.
10. Понятие коммуникаций и их роль в процессе управления. Построение коммуникаций с использованием информационных технологий.
11. Стратегический менеджмент, его содержание и основные особенности.
12. Определения стратегии. Этапы стратегического планирования.
13. Требования к системе целей. Анализ сильных и слабых сторон организации.
14. Влияние внешней среды в выборе стратегии. Возможности и угрозы факторов среды косвенного воздействия на осуществление целей организации.
15. Альтернативные стратегии, их оценка.
16. Линейная и функциональная структуры и их преимущества и недостатки.
17. Адаптивные структуры. Их особенности.
18. Роль полномочий в организационном процессе.
19. Виды управленческих полномочий и их делегирование.
20. Мотивация как функция менеджмента. Мотивационная структура.
21. Содержательные теории мотивации.
22. Процессуальные теории мотивации. Модель Портера-Лоулера.
23. Организация контроля на предприятии.
24. Виды управленческого контроля.
25. Квалификационные требования к личности менеджера.
26. Управление конфликтами. Разрешение конфликтов.
27. Кадровый менеджмент. Этапы управления трудовыми ресурсами.
28. Система управления персоналом. Принципы ее построения.
29. Стили руководства.
30. Управление деловой карьерой в организации.
31. Руководство. Лидерство, власть, влияние.
32. Формальные и неформальные группы.
33. Роли руководителя.
Рекомендуемая литература:
1. А.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента». М.: «Дело», 2000 г., 36-46 с; 61-71 с.
2. И.Герчикова «Менеджмент». М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ 1995 г., 9-22 с.
3. О.Виханский, А.Наумов Основы менеджмента М.: «МГЦ», 1995 г., 8-42 с.
4. Н.Кабушкин Основы менеджмента, Минск: «БГЭУ», 1996 г., 5-13 с.