СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

В данном разделе необходимо усвоить прежде всего общую методологию изучения социальной философии как философского осмысления современности.

В пятнадцатом семинарском занятии представлены объекты исследования социальной философии – общественные формирования. Человек – общественное формирование наряду с системой других. Условием существования общественных формирований является удовлетворение потребностей и реализация интересов. Общество предстает как полиструктурная система общественных формирований.

Во шестнадцатом семинарском занятии рассматриваются концепции, по-разному трактующие движущие силы развития общества. Следует обратить внимание на принципиальное отличие от них теории потребностей в качестве источника развития общества.

В семнадцатом семинарском занятии внимание должно быть направлено к истории становления социальной философии через теорию естественного права, идеалистическую философию истории Гегеля, материалистическое понимание истории Маркса и цивилизационные концепции развития общества XIX и
XX вв. В XX веке возникает теория постиндустриального общества на основе разделения истории на три больших периода: 1) доиндустриального, или традиционного общества, 2) индустриального, 3) постиндустриального, или информационного общества. Все страны и регионы мира были охвачены этими процессами в прошлом и будут охвачены ими в будущем рано или поздно. Специфические черты социального развития региона или отдельной страны проявляются на фоне этих общих изменений. Студент должен усвоить также теоретическую легитимность различных подходов к осмыслению общества в современной социальной философии.

В восемнадцатом семинаре необходимо отметить, что в XX веке человечество приобрело опыт ненасильственной борьбы за интересы обездоленных социальных групп, за мир и свободу. Создание глобальной экономики и возникновение «глобальной деревни» выявило новые тенденции в мировом развитии, которые нуждаются в социально-философском осмыслении. Философия техники в XX веке становится одной из важнейших междисциплинарных наук. Глобальные проблемы выявили «пределы роста» человеческих возможностей.

В девятнадцатом семинарском занятии показано, что философия политики приобретает новые очертания в условиях роста значения национального государства для защиты национального интереса. Принципиально новым является рассмотрение государства как фактора становления гражданского общества. Государство – активный и обязательный фактор в формировании общества, одна из его структур и специфический субъект, отдельное общественное формирование. Государство как общественное формирование – это структура, порожденная общественной потребностью в осуществлении организационных и управленческих функций по обеспечению целостности общества и его развития. Гражданское общество – это характеристика способа управления обществом и процедура принятия принципиальных решений. В гражданском обществе решения принимаются государством на основе права и общественной общечеловеческой нравственности.

Итак, социальная философия представляется здесь как специфическая философская рефлексия социальных, политических и экономических процессов современности.

Семинар 15
Общество как полиструктурная система
общественных формирований

Основные понятия: человек, общество, общественное формирование, полиструктурная система, семья, государство, организация.

1. Предмет социальной философии. Социальная философия и смежные науки. Функции социальной философии.

2. Виды общественных формирований: социально-этнические (род, племя), социальные (семья, государство, организации). Человек как «атомарное» общественное формирование.

3. Общественные отношения как форма связи общественных формирований. Общество как полиструктурная система общественных формирований, создающая среду, условия своего функционирования и развития.

Основная литература

К вопросу 1

1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 207–212.

2. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 5–20.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Изд. 4-е, исправл. – С. 3–17.

4. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1995. – С. 7–20.

5. Барулин В.С. Социальная философия. – Ч. 2. – С. 149–155.

К вопросу 2

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Изд. 4-е. испр. – С. 113–117.

2. Спиркин А.Г. Философия. – Изд. 2-е. – М.: Гардарики, 2002. – С. 513–516.

3. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 212–213.

4. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск, 1984. – С. 27–37.

К вопросу 3

1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 262–268.

2. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1995. – С. 69–84.

3. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998. – С. 16–32.

Дополнительная литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Изд-во Группа Прогресс, 1993.

2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

3. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998.

4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. – М. –Л., 1929–59. – Т. 7.

5. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – М., 1991.

6. Ковалев А.М. Общество – развивающийся организм. – М., 2000.

7. Козловски Петер Общество и государство: неизбежный дуализм. – М.: Республика, 1998.

8. Крапивинский С.Э. Социальная философия. – М., 1998.

9. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.

10. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. – 1994. – № 4.

11. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1998.

12. Общественные отношения: (Социально-философский анализ) / Отв. ред. В.И. Куценко. – Киев, 1990.

13. Платон. Государство; Законы; Политик / Платон. – М., 1998.

14. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Отв. ред. В.И. Аршинов и др. – М., 2000.

15. Франк С.Л. Реальность и человек. – М., 1990.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Назовите главную проблему социально-философского познания.

2. Покажите, как вопрос о взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания конкретизирует основной вопрос философии.

3. Что является объектом социально-философского анализа?

4. Что является предметом социальной философии?

5. Раскройте содержание основных функций социальной философии, приведенных С.В. Соколовым (познавательная, диагностическая, прогностическая, образовательная, проективная функции).

6. В каком отношении находится социальная философия к истории, философии истории, социологии, антропологии?

К вопросу 2

1. Почему важно выявить простейший элемент общественной системы?

2. Какие элементы общественной системы могут выступать в качестве «социального атома»?

3. Каковы качественные специфические отличия человека от иных общественных формирований?

4. В чем сущностное сходство таких явлений как семья, род, общество, государство, партия, человек и как теоретически фиксируется это сходство?

5. Предстает ли общество в философском учении Маркса как сложная самоорганизующаяся система?

К вопросу 3

1. Определите понятия: социальный институт, социальный организм, общественное формирование. Являются ли они взаимозаменимыми?

2. Исчерпывают ли определения «совокупность людей», «совокупность отношений», «совокупность общественных формирований» содержание понятия «общество»?

3. В чем состоит различие простых и сложных общественных формирований?

4. Каков смысл понятия «полиструктурность» в определении общества?

5. Каков смысл понятия «общество» у Платона? У Гегеля? У Руссо?