ВЕДЕНИЕ РЕКЛАМАЦИОННОЙ РАБОТЫ
12.1.1. Гарантийные обязательства — это основан
ные на законах, постановлениях, решениях прави
тельства СССР и других нормативных документах
обязательства поставщика (подрядчика) перед заказ
чиком (потребителем) гарантировать в течение уста
новленного гарантийного срока и гарантийной нара
ботки соответствие качества поставляемой продукции
(проводимых работ) стандартам, техническим усло
виям договора поставки (подряда) и безвозмездно ус
транять дефекты, выявляемые в этот период заказ
чиком (потребителем), или заменять дефектную про
дукцию при соблюдении потребителем условий эк
сплуатации, хранения, транспортирования и монтажа.
Гарантийные обязательства (гарантийный срок или га
рантийная наработка) указываются в формуляре
(паспорте) на технику связи и АСУ или в договорах.
12.1.2. Гарантийный срок (в годах, месяцах) и
(или) гарантийная наработка (в часах работы, кило
метрах пробега) исчисляются с даты приемки техни
ки связи и АСУ представителем заказчика, окончания
к^пи^а^№Н^горемонта или ввода в эксплуатацию пос
ле завершения монтажных и наладочных работ, ес
ли иное не предусмотрено в технических условиях,
стандартах или условиях договора.
Время в пределах действия гарантийных обязательств, в течение которого техника связи и АСУ не могла быть использована по назначению в связи с выходом ее из строя из-за наличия дефектов, в гарантийный срок не засчитывается. После устранения
дефектов гарантийный срок продлевается на время, затраченное на вызов представителя поставщика и устранение дефектов, о чем делается запись в формуляре (паспорте), заверяемая представителем поставщика.
12.1.3. Гарантийные обязательства на комплектующие изделия считаются равными гарантийным обязательствам па комплексное изделие.
По истечении гарантийных обязательств на комплексное изделие рекламацию предъявляют на его комплектующие изделия, если стандартами, техническими условиями или условиями договора поставки для этих комплектующих изделий установлены гарантийные обязательства, превышающие гарантийные обязательства комплексного изделия.
В этом случае рекламацию предъявляют изготовителю комплектующего изделия через поставщика комплексного изделия, если иное не предусмотрено договором поставки изделия.
12.1.4. Рекламация — это письменное заявление воинской части поставщику техники связи и АСУ на обнаруженное в период действия гарантийных обязательств несоответствие качества и (или) комплектности поставленной продукции установленным требованиям, а также требование о восстановлении или замене дефектной продукции.
Целью предъявления рекламаций является восстановление качества техники связи и АСУ, ее комплектности или замена дефектной продукции на новую в установленные сроки, а также выявление и устранение причин возникновения дефектов и повышение ответственности поставщиков за качество поставляемой продукции, а воинских частей — за соблюдение условий эксплуатации, хранения и транспортирования.
12.1.5. Рекламационная работа проводится в воинских частях, арсеналах, базах, складах, учебных заведениях и других организациях Министерства обороны СССР (далее — воинская часть) во всех случаях, когда предъявляется рекламация на поставляемые предприятиями промышленности (далее — поставщики) и капитально отремонтированные ремонтными органами Министерства обороны СССР образцы техники связи и АСУ, их комплектующие изделия и другую продукцию (далее — изделия),~а также на работы, выполняемые подрядчиками по вводу изделий в
эксплуатацию (монтажные, наладочные и др.) в период действия гарантийных обязательств.
Воинская часть обязана предъявлять рекламацию поставщику на технику связи и АСУ, их средства подвижности и другие составные части, а также на отдельно получаемые изделия, комплекты запасных частей и материалов, в которых при приемке, в процессе хранения, обкатки, монтажа, испытаний и последующей эксплуатации в период действия гарантийных обязательств обнаружатся:
поломка или нарушение работоспособности;
отклонение параметров от норм, указанных в эксплуатационной документации, если невозможно восстановить эти параметры регулировкой, предусмотренной инструкцией по эксплуатации;
преждевременный износ агрегатов, узлов, блоков или деталей, вызывающий ненормальную работу и препятствующий эксплуатации изделия;
несоответствие тары, упаковки, консервации, маркировки и пломбирования техническим условиям;
некомплектность и другие несоответствия требованиям технических условий, стандартов или условиям договора.
Рекламацию не предъявляют по истечении гарантийных обязательств и если обнаруженные дефекты явились результатом несоблюдения воинской частью правил эксплуатации, хранения и транспортирования.
12.1.6. Рекламацию предъявляют поставщику ком
плексного изделия независимо от того, в какой его
составной части (комплектующем изделии) обнару
жено несоответствие качества и (или) комплектно
сти.
Если комплектующее изделие поступило в воинскую часть по самостоятельному заказу (договору), рекламацию предъявляют его поставщику.
12.1.7. Воинская часть при обнаружении несоот
ветствия качества и комплектности техники связи и
АСУ установленным требованиям обязана обеспечить
ее хранение в условиях, предотвращающих ухудшение
качества, и вызвать уведомлением представителя по
ставщика.
Уведомление о вызове должно быть направлено поставщику не позднее чем через 24 ч после обнаружения дефектов.
1 10
Уведомление направляется в адрес руководителя предприятия — поставщика комплексного изделия и в копии — начальнику представительства заказчика на этом предприятии, довольствующему органу и заказчику. Один экземпляр уведомления остается в воинской части.
Порядок направления уведомления (по почте, телеграфу) определяет командир части, если иное не оговорено договором. Типовая форма уведомления, направляемого по почте, приведена в приложении 30.
12.1.8. Воинская часть принимает необходимые ме
ры по обеспечению исправности пломб на изделиях
до истечения гарантийных обязательств. Если в ап
паратуре, агрегатах, узлах и блоках пломбы вскрыты
воинской частью до истечения гарантийных обяза
тельств без согласия поставщика или без разреше
ния довольствующего органа, а также в случаях на
рушения правил эксплуатации, хранения и транспор
тирования или неподтверждения дефекта затраты по
восстановлению изделия и командированию предста
вителей поставщика возмещаются воинской частью.
При обнаружении некомплектности изделия все пломбы (отправителя или органа транспорта) упаковочной тары (кузова) сохраняются до прибытия представителя поставщика.
12.1.9. Представитель и при необходимости ре
монтная бригада одногороднего поставщика обязаны
явиться по вызову воинской части не позднее следу
ющего дня после получения уведомления, а иного
роднего поставщика — не позднее чем в четырехднев
ный срок после получения уведомления, не считая
времени, необходимого для проезда.
Поставщик, не позднее чем через 3 сут с момента получения уведомления, сообщает телеграммой воинской части о дате получения уведомления, о выезде своего представителя (ремонтной бригады), а также время и способ отправки груза (при необходимости),
12.1.10. Представители поставщика, прибывшие в
воинскую часть по вызову, должны иметь:
техническое задание на проведение работ по восстановлению изделия;
справку о допуске к работе по установленной форме (при необходимости);
запасные части или документы на их получение на месте, если они отправлены поставщиком отдельно.
12.1.11. Рекламацию предъявляют в форме рекла
мационного акта, составленного комиссией, назначен
ной командиром воинской части.
Б комиссию включают представителей воинской части, поставщика изделия и при необходимости представителей поставщиков комплектующих изделий.
12.1.12. В случае неявки в установленный срок
представителей поставщика, а также в случае, исклю
чающем их допуск в места нахождения изделия, во
инская часть назначает комиссию для исследования
дефектного изделия и по результатам исследования
составляет односторонний рекламационный акт, ко
торый является документом, обязательным для обеих
сторон.
При составлении одностороннего рекламационного акта к нему прикладывается заверенная в установленном порядке копия уведомления о вызове представителя поставщика, а в акте указывается причина его составления в одностороннем порядке.
12.1.13. При составлении рекламационного акта комиссия обязана:
проверить выполнение требований эксплуатационной документации при эксплуатации изделия (режим работы, применяемые горючее и смазочные материалы, своевременность выполнения проверок и работ по техническому обслуживанию и др.), порядок ведения формуляра или паспорта;
определить, выполнены ли доработки и внесены ли изменения в эксплуатационную документацию (в том числе в формуляр или паспорт) по бюллетеням, если они были выпущены;
определить внешнее проявление дефекта и выявить отказавшие комплектующие изделия;
провести исследования для определения характера дефекта изделия (производственный, конструкционный, эксплуатационный, дефект комплектующего изделия), а также причин его возникновения;
определить при необходимости порядок дальнейшего исследования изделия для выявления конкретной причины и характера дефекта, если они на месте не могут быть определены однозначно;
определить возможность восстановления изделия непосредственно в воинской части или необходимость проведения этой работы у поставщика; оформить рекламационный акт.
12.1.14. В рекламационном акте указываются дан
ные о дефектных изделиях, предусмотренные типовой
формой этого акта, а также приводятся дополнитель
ные данные, которые необходимы для подтверждения
дефектов (некомплектности) техники связи и АСУ,
ее восстановления и удовлетворения рекламации.
Рекламационные акты составляются по форме приложения 31 в случае обнаружения дефекта в процессе эксплуатации и по форме приложения 32— при приемке изделия воинской частью от поставщика.
12.1.15. Рекламационный акт должен быть состав
лен в течение 5 дней после обнаружения дефектов
техники связи и АСУ.
Если для участия в составлении акта вызывается представитель поставщика, то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.
Общий срок составления рекламационного акта не должен превышать 30 дней с момента обнаружения дефекта.
12.1.16. Рекламационный акт подписывает комис
сия, утверждает командир воинской части и не позд
нее 3 дней с момента его утверждения высылается
в те же адреса, что и уведомление.
В случае составления рекламационного акта на комплектующее изделие из состава комплексного изделия, на которое истекли гарантийные обязательства, воинская часть направляет поставщику комплексного изделия дополнительно два экземпляра акта, которые он в тот же день направляет предприятию — изготовителю комплектующего изделия и представителю заказчика на этом предприятии.
12.1.17. Член комиссии, не согласный с содержа
нием рекламационного акта, обязан подписать акт с
оговоркой о несогласии и изложить свое особое мне
ние. С особым мнением должны быть ознакомлены
все члены комиссии. Если особое мнение составляет
представитель поставщика, то лицо, утверждающее
акт, при необходимости составляет мотивированное
заключение по особому мнению.
12.1.18. В том случае, когда представитель постав
щика в своем особом мнении отмечает, что причиной
дефекта явилось нарушение воинской частью требо
ваний инструкции по эксплуатации (техническому об-
служиваиию), то к рекламационному акту прилага-
ется выписка из формуляра (паспорта) о времени ввода изделия в эксплуатацию и о выполненных на нем работах по техническому обслуживанию.
Прилагаемая выписка, должна быть подписана заместителем командира части по вооружению (технической части) или начальником связи общевойсковой части и представителем поставщика, а их подписи скреплены гербовой печатью воинской части.
12.1.19. Если поставщик принимает решение не на
правлять своих представителей, то он сообщает воин
ской части о согласии на составление односторон
него рекламационного акта. В этом случае с разре
шения довольствующего органа воинская часть может
выслать дефектное изделие поставщику для ре
монта (исследования) или восстановить своими сила
ми, но за счет поставщика.
12.1.20. Высылка поставщиком на основании уве
домления необходимых агрегатов, узлов, блоков и де
талей для замены вышедших из строя не освобождает
его от необходимости командирования своего пред
ставителя для устранения дефекта и составления рек
ламационного акта.
12.1.21. Если освидетельствование (исследование)
в воинской части не может выявить характер и при
чины возникновения дефектов, то изделие или его
составные части (блоки, узлы и другие типовые элемен
ты замены) вместе с документацией (формуляром, пас
портом, выписками из них и др.), с которой они по
ступили от поставщика, воинская часть с согласия
поставщика и разрешения довольствующего органа
направляет поставщику для исследования и ремонта
в 10-дневный срок со дня оформления рекламацион
ного акта.
12.1.22. Изделие, подлежащее отправке для ис
следования, пломбируется и упаковывается воинской
частью с участием представителя поставщика в тару,
установленную техническими условиями или эксплуа
тационной документацией для его транспортирования.
На тару (упаковку) наносят информацию об упако
ванном изделии, предусмотренную требованиями
транспортных или почтовых органов.
При отправке изделия воинская часть не позднее чем через 3 сут с момента отправки сообщает телеграммой поставщику и представителю заказчика при нем заводской номер изделия, дату и способ отправки
груза, номер отгрузочного документа, номер рекламационного акта.
Расходы по отправке изделия или его составных частей в ремонт и возврату производятся за счет поставщика.