Из рабочей тетради студента
Задание 7. Проанализируйте письменный вариант информационного сообщения студента I курса, выполненного на занятиях по культуре речи:
1) с точки зрения «изобретения» речи;
2) с точки зрения композиции;
3) с точки зрения типов речи (описание, повествование, рассуждение);
4) с точки зрения языковых средств (при необходимости исправьте допущенные ошибки);
А как бы вы построили сообщение по данной теме?
Жизнь в большом городе
Большой город, за и против… Это можно рассмотреть с нескольких точек зрения, таких как: культурная жизнь, образование, общество, криминальная обстановка, экология и т.д. Но это только поверхностно. Мне трудно судить о жизни в большом городе, так как я сам прожил в большом городе чуть более половины года, но, по крайней мере, всю жизнь прожил не в деревне, а в небольшом городе, и именно поэтому мне заметна разница провинции и большого города.
Многих людей манит к себе большой город по различным причинам. Кто-то хочет получить престижное образование, потому что престижное образование можно получить только здесь. И даже больше этого, здесь можно получить ту профессию, которая по душе и по призванию. Но, например, в моем городе, и я уверен, в таких же других городах, совершенно другая обстановка, если хочешь получить высшее образование, а бюджет семьи не позволяет получить то, которое хотелось бы, приходится поступать туда, что есть.
Некоторые приезжают в большой город с целью заработать денег. Так как здесь большой рынок труда и оплата труда выше. Но, чтобы получить престижное рабочее место, высокооплачиваемую работу, нужно иметь соответствующее образование, иногда плюс и опыт. Если нет ни того, ни другого, а заработать тоже хочется, здесь могут предложить все, что угодно, т.е. неквалифицированную работу – значит физически тяжелую или с нарушением законов.
Многие просто мечтают попасть в Питер, чтобы побывать в музеях, увидеть Неву и как над ней разводят мосты во время белых ночей. В Санкт-Петербурге самое доброе отношение к людям, главное – искреннее.
Но не надо забывать, что всегда в любой бочке меда найдется ложка дегтя. Это, конечно же, криминальная обстановка. Чтобы ужаснуться этому, достаточно посмотреть вечером по телевизору соответствующие передачи. Я не говорю, что в небольших городах криминала нет – есть и не меньше, чем здесь. И не из-за того, что с этим никто не борется, просто оно было и будет.
Ну и в завершение хочу сказать…Не только мы выбираем город, но и город выбирает нас. А вообще это дело вкуса: за и против. О вкусах не спорят.
Задание 8. Выберите понравившееся вам газетное сообщение, постройте на его основе яркое устное информационное сообщение перед сверстниками |
Задание 9. Представьте себе, что вам предстоит выступить на студенческой научной конференции. Подготовьте краткое выступление по культурологии на любую интересующую Вас тему. |
Задание 10. Оцените прослушанные выступления по схеме:
1. Соответствует ли содержание заявленной теме?
2. Интересно ли построено вступление. Использован ли прием привлечения внимания?
3. Продуман ли план главной части?
4. Оцените выступление с точки зрения языковых средств.
5. Достаточно ли четко сформулировано заключение? Есть ли обобщение сказанного?
6. Уверенно ли держался докладчик? Был ли контакт с аудиторией?
7. Удачен ли темп речи (громкость, монотонность)?
8. Возможные советы выступающему.
Задание 11. Переработайте данный реферат в текст сообщения/или доклада. |
Задание 12. Прочитайте предложенные фрагменты текстов. Используя их как материал, составьте текст сообщения о Сократе с учетом особенностей устной речи:
1. Составьте план доклада, систематизируйте материал в соответствии с планом.
2. Обработайте текст, изменив конструкции письменной речи на конструкции речи устной:
а) измените предложения с причастными оборотами, заменив их на сложные предложения;
Примеры:
Из него высекалась искра, рождавшая пульсацию диалога. – Из него высекалась искра, которая и рождала пульсацию диалога.
б) измените безличные конструкции, заменив их личными;
Необходимо теперь дополнить уже сказанное – (Я) Дополню то, что уже сказал(а).
в) подберите обороты, вводящие примеры-цитаты;
В качестве примера я хочу привести…, упоминая об этом, я хочу рассказать вам… и др.
г) подберите логические связки к каждому структурному элементу доклада;
Сократ был известен во многом благодаря оригинальному методу ведения диалога. В чем же суть его знаменитого метода?
д) добавьте оборот, вводящий тему вашего доклада;
Я хочу рассказать вам… Позвольте мне представить вашему вниманию… и др.
е) добавьте приветствие аудитории в начале и благодарность за внимание в конце.
Слова, принадлежащие Сократу:
1. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она не умеет себя вести, презирает авторитеты и не уважает старших. Дети спорят с родителями и изводят учителей».
2. «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
История из жизни Сократа.
«К Сократу подошел некий человек и сказал:
— Сократ, я хочу сообщить тебе новость, она касается близкого тебе человека.
— Подожди, – ответил Сократ, – Вначале ответь на мои вопросы. Ты уверен в том, что твоя новость истинна?
— Не вполне, – ответил собеседник, – Я сам слышал её от другого.
— Хорошо, – продолжил Сократ, – Приятная ли это новость?
— Отнюдь, – ответил человек, – она будет весьма неприятна для тебя.
— Скажи тогда, – добавил Сократ, – принесет ли она мне пользу?
Человек задумался и ответил:
— Думаю, нет, вряд ли она будет полезной для тебя. Скорее, она принесет вред.
— Так что же, – сказал Сократ, – Ты всё ещё хочешь сказать мне неприятную, вредную для меня новость, в истинности которой ты не уверен?
Человек замолчал и ушел в смущении.