Мы живем потому, что мы разные

 

Мы редко встречаемся друг с другом. У нас нет культуры постоянных общений. Мы привыкли жить каждый внутри себя.

Нам надо научиться общему языку — это первое. Легче иметь общий язык со своими единомышленниками — ну, правда, сейчас мало единомышленников. Но это не так трудно, намного труднее научиться говорить с другими людьми, которые совершенно иначе думают. Надо учиться ценить других людей за то, что они другие, совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас. Ведь если бы мы все были одни и те же, мы бы просто не выжили как биологическая единица. Мы живем потому, что мы разные.

Человеческое общество держится на различии между людьми. Если бы мы были выполнены по самым лучшим рецептам, мы бы давно вымерли. Надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечивать ему это право — быть другим.

Мы привыкли к старой, в основе своей демократической формуле, но формуле XVIII века, — о правах большинства. Большинство, бесспорно, имеет права, но каждый из нас обязательно входит в какое-то меньшинство — меньшинство больных, меньшинство влюбленных, меньшинство неудачно влюбленных, в меньшинство лысых, слепых, несчастливых — каждый из нас обязательно входит в меньшинство, иначе он не был бы единицей, не был бы человеком, он не был бы никому нужен, и прежде всего не был бы нужен сам себе…

У нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим, чтобы он был такой, как я, чтобы мне было проще с ним разговаривать. Но прекрасно — он будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? Он мне не нужен…

…Итак, прежде всего — уважать другого человека и давать ему возможность быть другим. Это совсем не означает, что этот другой человек будет антиобщественным. Он будет самым общественным, и весь педагогический опыт показывает, что чем меньше люди уважают разницу между собой и другими, тем они менее общественны. Общество — это не набор солдат, это оркестр, где каждый инструмент ведет самостоятельную мелодию. Ну представьте себе огромный оркестр, играющий одну и ту же ноту, — зачем он нужен? Оркестр состоит в замечательном единстве разных голосов.

 

Ораторская речь обычно неоднородна по своим типам (повествование, описание, рассуждение). Чередование этих типов придает ей динамический характер и своеобразие.

 

Задание 6. Прочитайте очерк Д.С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».

1. Какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) и почему использованы в этом тексте?

2. Назовите языковые средства установления контакта со слушателем, использованные автором.

3. Выскажите Ваше мнение по этому вопросу.