Индия в период между двумя мировыми войнами

За­кон об управлении Индией в 1919г. и его последствия

В 1919 г. английским парламентом был принят За­кон об управлении Индией, известный под назва­нием реформы Монтегю—Челмсфорда. Законом предусматривалось расширение состава избира­телей в центральное (2% взрослого населения) и провинциальные (3% взрослого населения) законо­дательные собрания.

В нижней и верхней (Государственный Совет) палатах централь­ного и провинциальных Законодательных собраний создавалось прочное выборное большинство. Индийцам предоставлялись места в исполнительных советах при вице-короле и губернаторах провин­ций (пост министров департаментов здравоохранения, просвещения и ряда других ведомств колониальной администрации, не затраги­вающих основ политической власти Британии).

Положение реформы о порядке выборов в Законодательное собра­ние предусматривало раздельное голосование индусов и мусульман и предоставляло последним определенные привилегии: им гаран­тировалось 30% мест в Законодательном собрании в провинциях, где мусульмане составляли меньшинство среди избирателей и более половины мест там, где они составляли большинство. Традицион­ная для англичан политика противопоставления индусов и мусуль­ман получила свое законодательное закрепление.

Несмотря на то что представители верхушки индийского обще­ства получали доступ к участию в руководстве административным аппаратом страны, англичане сохраняли всю полноту власти в сво­их руках, по-прежнему контролируя финансы, армию, полицию. Вице-король и губернаторы провинций сохраняли право роспуска законодательных собраний и право вето на принятые ими решения.

При всей своей ограниченности реформа была шагом вперед в процессе становления основ конституционной государственности. Реформа привела к ослаблению контроля колониального государ­ства над политической жизнью в провинциях в результате разгра­ничения сфер деятельности центральной власти и ее региональных подразделений. Провинции получили возможность осуществлять управление и проводить социально-экономические мероприятия в рамках своей юрисдикции. Повысилась представительность зако­нодательных органов: число членов Государственного Совета (верх­ней палаты центрального Законодательного собрания) равнялось 60 (из них 34 избираемых), Законодательной ассамблеи (нижняя палата) — 144 (при 104 избираемых).

Введение системы ответственного управления в провинциях из­меняло характер государственной власти в Индии. На смену полной автократии пришла такая структура власти, в которой ранее нео­граниченная власть вице-короля и губернаторов провинций стала сочетаться с выборным началом и ограниченной ответстсвенностью министров-индийцев перед Законодательными собраниями. Она получила название «диархия» (двойственное управление).

Реформа ускорила становление политического сознания той части индийского общества, которая участвовала в общественной деятельности и подготовила более широкие конституционные мероприятия для создания политико-правовых основ передачи в дальнейшем власти индийской стороне.

Вместе с тем наряду с политическим маневрированием и рядом важных уступок британская сторона предприняла и ряд открыто реп­рессивных акций против участников национально-освободительного движения, наиболее одиозной из которых по своей варварской жесто­кости стала «амритсарская бойня», кровавая расправа над участника­ми многотысячного митинга протеста в Амритсаре (Пенджаб).

В 1919 г. был издан Закон Роулетта об антиправительственной деятельности в Индии, предусматривавший, в частности, право вице-короля и губернаторов арестовывать и ссылать без суда активистов антибританских манифестаций.

Политические силы Индии по-разному реагировали на Закон об управлении Индией. Федерация либералов и Мусульманская Лига в целом одобрили реформу. ИНК же выразил неудовлетворение ее половинчатостью и потребовал создания ответственного правитель­ства в Индии в соответствии с принципами самоуправления. Для руководства Конгресса все яснее становилась необходимость под­ключения к его деятельности самых широких слоев населения.