Аналоговые форматы

Многие думают, что сначала был VHS и ошибаются. Потому, что начало кассетным видеоформатам положил формат U-matic 1971г. Магнитофон весом более 25 кг, огромные кассеты 3/4 дюйма, качество записи было на уровне 400 ТВЛ. Высокая скорость движения ленты- 95,3 мм/с, широкая наклонная видеодорожка - 105 мкм (сравним: сейчас у DV - 10 мкм, у DVCAM - 15 мкм, у DVCPRO - 18 мкм), значительный промежуток между видеодорожками, при ширине видеоленты 3/4 дюйма или 19 мм против 6,53 мм у форматов DV. Дальнейшее совершенствование формата шло по пути расширения полосы записи/воспроизведения сигнала яркости и в процессе эволюции формата возникли три его разновидности: U-matic Low, U-matic Hight, U-matic SP.

Прежде чем говорить о передаче изображения техническими средствами, скажем пару слов о физиологии человека. Известно, что почти все цвета, воспринимаемые человеческим глазом, можно получить, смешивая в разных сочетаниях три основных — красный (R), зеленый (G) и синий (В). В простейшем случае отраженный от объекта свет; проходя через красный, зеленый и синий светофильтры, попадает на светочувствительные элементы видеокамеры и генерирует сигналы, соответствующие этим цветам. Записывая эти сигналы на какой-нибудь носитель, например ленту, можно сформировать кадр изображения. Если большое количество кадров сохранять последовательно, то в результате получится фильм. Но оказывается, человеческий глаз устроен так, что именно в изображении, выполненном в зеленом цвете (С), он лучше всего воспринимает перепады яркости и различает мельчайшие детали. Поэтому был разработан стандарт телевизионного сигнала для более оптимального использования технических средств, где картинка стала передаваться с помощью яркостного сигнала (V), содержащего информацию обо всех трех цветах, и двух так называемых цветоразностных сигналах: (V - Р) и (V - В). Таким образом, яркость как бы привязывалась к зеленому цвету, что позволило сэкономить значительную часть полосы частот при записи и передаче изображения.

Аналоговые форматы для видеосъемки исторически разрабатывались на основе телевизионного стандарта. Аналоговый видеосигнал в телевидении содержит 625 строк в кадре при соотношении размеров кадра 4x3. Этот сигнал является составным (композитным) и образуется в результате сложения яркостного сигнала и двух модулированных цветоразностных сигналов. Последние два называют сигналом цветности.

Формат VHS

Формат VHS был разработан фирмой JVS в 1976г. и представляет собой всем известный бытовой формат, используемый в обычных видеомагнитофонах. Запись производится с помощью двух видеоголовок, расположенных на барабане под углом 180 градусов, хотя головок может быть и больше (до шести!). В результате могут быть обеспечены различные режимы записи воспроизведения- SP, LP, ЕР, которые характеризуются различными скоростями записи-воспроизведения, для PAL: SP-23,39 мм/с, LP- 11,7 мм/с, ЕР -только для NTSC- 11,12 мм/с. Запись осуществляется на кассету с пленкой шириной 12,6 мм. Для простоты декодирования объем информации в сигнале VHS ограничен. Это ведет к снижению по сравнению с обычным телесигналом числа строк в кадре до 240 и, естественно, к уменьшению четкости изображения. До недавнего времени это был наиболее распространенный формат, достоинство которого заключается в том, что отснятый фильм можно сразу смотреть на видеомагнитофоне. Монтировать же такой материал неудобно, для этого требуется дополнительная аппаратура. Кроме того, при монтаже и перезаписи фильма на другой носитель теряется качество. Камеры формата VHS довольно громоздки и сегодня, конечно, они морально устарели. Несмотря на то, что сигнал в таких камерах используется аналоговый, многие модели оснащены цифровыми эффектами. Хорошая камера VHS обязательно должна иметь ручную настройку всех основных параметров съемки.

Преимущества:

· возможность записи на обычную кассету с шириной пленки 12,6 мм;

· просмотр отснятого материала без привлечения дополнительных устройств и перезаписи;

· наибольшая продолжительность записи на кассету - 240 мин. (480 мин. в режиме Long Play с соответствующей потерей качества);

· возможность использования видеокамеры как переносного видеоплеера для показа не только отснятого материала, но и приобретенных или записанных видеофильмов.

Недостатки:

· невысокое качество изображения (240 линий по горизонтали);

· сильное снижение качества при копировании отснятого материала;

· высокое энергопотребление.