Знакомство с кассетным видеомагнитофоном

Цель: научить студентов работе с кассетным видеомагнитофоном в различных режимах (запись, перезапись, редактирование).

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, видеокамера, видеокассета, соединительные кабели.

Задание 1. Ознакомление по инструкции с основными кнопками на панели управления магнитофона и гнездами внешних соединений, а также с кнопками управления на пульте дистанционного управления.

Подготовка и порядок работы с видеомагнитофоном

1. Соедините видеомагнитофон с телевизором через аудио/видео выходы.

2. Включите видеомагнитофон.

3. Установите видеокассету, просмотрите фрагмент видеозаписи, ознакомьтесь с функциями поиска нужного сюжета, стоп - кадра, покадрового показа, показа в режимах SР и LР.

Задание 2. Соединение видеомагнитофона с антенным гнездом телевизора, настройка телевизора на свободный канал, который будет использоваться для видео воспроизведения.

1. Подключите к видеомагнитофон антенну, произведите выбор нужного канала, произведите запись текущей телепередачи.

2. Произведите запись телевизионного сигнала по таймеру выбранной программы.

3. Произведите перезапись и редактирование ранее отснятого материала, используя внешний источник видеосигнала (видеокамеру, другой видеомагнитофон).

4. Покажите отредактированный материал преподавателю.

5. Прочитайте приведенный ниже текст, выделите достоинства и недостатки использования учебного телевидения в учебно-воспитательном процессе.

Учебное телевидение /УТВ/ в арсенале ТАВСО занимает особое место. Возникнув как педагогическая идея в 30-е годы, учебное телевидение прошло длинный и сложный путь развития. Сегодня сотни вузов и других учебных заведений используют телевиде­ние в учебном процессе. В условиях вуза УТВ можно осуществить несколькими способами: использовать на занятиях учебные программы центрального телевидения; показывать различные видеокурсы; применять созданные своими силами учебные программы и т.п.

Телевизионная установка может заменить целую серию проекционных приборов. С её помощью можно передавать изображение непосредственно с фотографий, чертежей, графиков, рисунков и т.п., получать изображения от аппаратов статической и динамической проекции. Телекамера даёт возможность транслировать изображение с небольшого экрана любого осциллографа на значительно больший экран телевизора. Появляется возможность с различным масштабом увеличения показывать мелкие объекты, микроструктуры различных поверхностей и др.

При использовании УТВ в качестве интегрирующего канала формирования аудиовизуальных сообщений сохраняется привычная аудиторная обстановка, не требующая перестройки внимания к иным условиям восприятия, а повседневное пользование «бытовой» информацией по телевидению создаёт у обучающихся определённые навыки понимания языка учебного телевидения.

Таким образом, с помощью учебного телевидения как технического средства обучения, в ходе занятия можно включить разные средства наглядности при нормальных и даже комфортных условиях восприятия. Применение учебного телевидения повышает культуру проведения занятия.

Использование телевидения в совокупности с традиционными методами подачи иллюстративного материала существенно повыша­ет эффективность восприятия, усиливается обучающая функция отдельных элементов лекции, практического или лабораторного занятия.

Говоря о больших и бесспорных достоинствах учебного теле­видения, нельзя забывать и о его недостатках. При всей очевидности полезности применения телевидения в учебном процессе, его использование на каждом занятии должно быть тщательно продуманным и лимитированным. Весь видеоматериал должен орга­нически вписываться в изложение программного материала и служить его лучшему уяснению.

Особое место занимает применение учебного телевидения при обучении физике.

Одним из основных методов обучения физике является демонстрационный эксперимент. С целью обеспечения лучшей наглядности, убедительности и надежности его постановка постоянно совершенствуются. В демонстрационном эксперименте представляется возможность средствами телевидения выделить наиболее важные фрагменты демонстрационных установок или показать эксперимент полностью в телевизионном варианте. В ряде случаев это единственная воз­можность продемонстрировать широкой аудитории то или иное физическое явление. Удобство и простота телевизионных демонстраций позволяет воспроизводить их многократно без больших затрат времени.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют способы передачи и приема телевизионного сигнала?

2. Каковы стандарты видеозаписи?

3. Каким может быть расположение видео и аудиодорожек на ленте для бытовой видеозаписи.

4. В чем заключаются особенности считывания видеосигнала?

5. Объясните назначение блока видеоголовок.

Литература

1. Берсенев М.С. Знай телевизор. -М.: ДОСААФ СССР, 1985.

2. Кондюрин В. И., Тютюник Е.Г. Технические средства пропаганды в армии и на флоте. - М.: Воениздат, 1987.

3. Луизов А.В. Цвет и свет. – Л.: Энергоатомиздат, 1989.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. История создания видеомагнитофона, перспективы его развития и совершенствования.

2. Особенности видеоплеера, видеомагнитофона, их отличие.