Генри Александр Мюррей

Родился в 1893 г. в Нью-Йорке. Получил медицинское образование в Колумбийском университете, проводил биофизиологические ис­следования в Институте Рокфеллера, завершив их в Кембриджском университете получением докторской степени по биохимии (1927). Несмотря на несколько странное для одного из основоположников психологии личности образование, Мюррей постоянно проявляет большой интерес к психологическим исследованиям, особенно его влечет внутренний, неосознаваемый мир личности. Значительное влияние на него оказывает работа Юнга «Психологические типы», с которой он знакомится еще в 1923 г. (к тому же времени относит­ся и его знакомство с Кристианой Морган, убежденной последо­вательницей юнгианских идей). В 1925 г. Мюррей получает воз­можность в течение трех недель работать вместе с Юнгом, и это «открывает перед ним глубины психологии». В 1927 г. Мюррей уже работает в Гарвардской психологической клинике. При его непосредственном участии было основано Бостонское психоаналити­ческое общество (1928). В самом начале 1930-х гг. будущий создатель ТАТ проходит де­вятимесячный аналитический тренинг под руководством Франца Александера. В Гар­варде Мюррей объединяет вокруг себя тех ученых, имена которых хорошо известны в мировой психологии. Рядом с ним работали Саул Розенцвейг, Эрик Эриксон и Гард­нер Линдсей. Начатая Мюрреем в Гарварде исследовательская программа завершается в 1938 г. публикацией «Исследований по личности». В ходе реализации этой программы при помощи Христианы Морган и других коллег появляется тест тематической апперцеп­ции (1935). В годы Второй мировой войны Мюррей организует исследования в Бюро стра­тегических служб США (БСС), занимаясь отбором будущих диверсантов и разведчиков, а после войны возвращается в Гарвард. Долгое время очень ограниченный круг людей знал о том, что по заказу БСС Мюррей подготовил 250-страничный психологический пор­трет Гитлера (1943), ставший доступным для читателя много лет спустя. В послевоенный период он создает отдел социальных отношений, в работе которого объединяются уси­лия клинических и социальных психологов, социологов и антропологов. По собственно­му его признанию, послевоенные годы были посвящены созданию персонологической те­оретической системы, начатой еще в 1930-е гг. Умер Генри Мюррей на 95-м году жизни, 23 июня 1988 г. В американской психологии он был фигурой олимпийского масштаба, его часто сравнивали с Вильямом Джемсом. В мировой психологии имя Мюррея, несмотря на его оригинальные исследования в области психологии личности, в первую очередь всегда будет связываться с тестом тематической апперцепции.

Глобальные методики оценки личности предлагались не только психологами, но и психиатрами. Так, Аппел (Appel, 1930) полагал, что детский рисунок — на­рисовать дома и разных людей, включая членов семьи, — и последующие коммен­тарии детей к этим рисункам служат источником целостной оценки личности. Бо­лее того, он обнаружил, что эта процедура помогает ему понять подсознательные проблемы детей. То же самое имело место, когда Аппел предлагал детям сделать чернильные пятна и записывал их комментарии к ним. Шварц (Schwartz, 1932) сообщал об использовании картин с изображением различных социальных ситу­аций. Он просил подростков описать эти картины и ответить на вопросы по ним. Аналогичным образом Давид Леви (David Levy, 1937) утверждал, что он считает полезным давать детям куклы, представляющие членов семьи, а затем наблюдать, как они играют с ними. Это был не только диагностический тест, отмечалось, что у некоторых из детей наблюдается терапевтический эффект от выражения в игре своих чувств.

В середине 1930-х гг. в Гарвардском университете ведут свои исследования Кристиана Морган и Генри Александр Мюррей(Christiana D. Morgan and Henry


Murray, 1935). В этих исследованиях было впервые заявлено о том, что принцип проекции может использоваться как основа для построения диагностической про­цедуры. В опубликованной в 1935 г. книге «Исследования личности» обосновы­вается принцип психологической проекции, а немного позднее появляется и пер­вый проективный тест — Тест тематической апперцепции(ТАТ).

Таким образом, психологи получили новый диагностический инструмент, от­вечающий потребностям многих из них в целостном изучении личности. С этого момента во всем мире начинает набирать силу проективное движениев психоло­гии, которое до сих пор способствует получению новых данных о личности и не в меньшей мере — возникновению бурных дискуссий.

Как уже упоминалось, в 1921 г. швейцарец Герман Роршах опубликован тест, основывающийся на перцепции. Приходит время взглянуть на роршаховский тест чернильных пятен с точки зрения целостности, глобальности получаемых с его помощью сведений о личности. Вначале в Советском Союзе, а затем в США тест Роршаха все более активно используется для диагностики личности в клинике. Самуил Бек (Samuel J. Beck, 1930) первым в Соединенных Штатах публикует ре­зультаты, полученные с помощью теста Роршаха при обследовании больных со слабоумием. Вскоре появились другие исследования Бека, в которых был исполь­зован этот диагностический инструмент (Beck, 1933-1937), а затем — исследова­ния Маргарет Герц (Marguerite Hertz) и Бруно Клопфера (Bruno Klopfer). В 1936 г. Клопфер основал Институт Роршаха и начал издание журнала Rorschach Research Exchange, который сменил свое название в 1949 г. наJournal of 'Protective Techniques.

В то же время тест Роршаха был подвергнут критике со стороны ряда психо­логов. Критиками отмечались субъективность в определении диагностических показателей и их интерпретации, отсутствие достаточных сведений о надежности и валидности. Несмотря на жесткость критики, популярность теста росла. Это объясняется прежде всего тем, что просто не было никакой другой методики, ко­торая позволяла бы клиницистам сделать заключения о целостном функциони­ровании личности, а также надеждой на то, что критические замечания в адрес теста в конце концов окажутся безосновательными. Сторонники теста нашли под­держку в исследованиях Герц и Рубинштейна (Hertz and Rubenstein, 1939), пока­завших, что интерпретации результатов теста «вслепую» (т. е. не видя ни пациен­та, ни истории его болезни) разными экспертами (в качестве таковых выступали Герц, Бек и Клопфер) оказываются во многом схожими и подтверждаются исто­рией болезни.

Реакция клиницистов на тест Роршаха была настолько восторженной, что один из его ранних и наиболее суровых критиков сделал попытку примкнуть к сторон­никам проективного подхода: Вильям Штерн (William Stern, 1937) попросил сво­его коллегу Карла Струве (Karl Struve) сделать три рисунка облаков. Эти рисун­ки не имели ни симметрии, ни очертаний, ни фона. Они представляли собой ши­рокую гладь с внутренними вариациями оттенков. Вероятно, Штерн намеревался пошутить, создавая этот тест. Если так, то он достиг успеха, так как мало кто из клиницистов воспринял тест всерьез.

Некоторый интерес вызвали два теста, разработанные Маргарет Ловенфельд (Margaret Lowenfeld). Тест «Мозаики» (1931) требовал от тестируемого сделать композицию из пластинок различной геометрической формы и цвета. Она надея-