Определение погоды

Перед выходом в плавание судоводитель-любитель должен выяснить ожидаемое состояние погоды на время пути. Но особенно важно знать изменения погоды на ближайшие часы и сутки. Как уже говорилось, прогноз погоды на ближайшие сутки можно получить в порту отхода или воспользоваться передачами прогноза погоды по радио. Во время плавания судоводитель-любитель должен пользоваться прогнозами погоды, передаваемыми по радио, а также вывешиваемыми на сигнальных мачтах, установленных в портах, на маяках, постах наблюдения.

Рис. 4. Анемометр ручной: 1 — полушария крестовины; 2 — отсчет 6560 мм; 3 — арретир Рис. 5. Графический способ определения истинного ветра на движущемся судне

 

Метеорологическая сводка бытового назначения не всегда достаточна для судоводителя, так как она относится к крупным районам и не отражает незначительных изменений погоды близ места нахождения судна, а при плавании вдали от населенных пунктов да к тому же если на судне нет радио, метеосводки вообще неоткуда получить.

Заблаговременное знание состояния погоды и возможных ее изменений позволяет судоводителю использовать хорошую погоду и предупредить серьезные последствия в случае неблагоприятных гидрометеорологических условий. Плохая погода всегда была и будет врагом судоводителя, особенно в походе на маломерном судне.

Судоводитель обязан хорошо знать общие признаки изменения погоды, которые определяются анализом взаимодействия состояния гидрометеорологических факторов: атмосферного давления, водной поверхности, облачности, температуры воздуха, скорости и направления ветра, влажности воздуха и т. д., и уметь составить прогноз погоды по местным наблюдениям. Такой прогноз можно составить самому на ближайшие часы (до 12 часов). Приближенный прогноз можно составить на сутки.

Чтобы составить или проверить прогноз, нужно всего несколько минут, но эти минуты избавят судоводителя от возможных неприятностей в плавании. Нельзя доверять чистому небу, если прогноз свидетельствует о шторме. При наличии штормовых предупреждений не следует выходить в море, озеро или водохранилище.

При пользовании местными признаками надо иметь в виду, что один признак не всегда гарантирует осуществление прогноза. Чем больше признаков, дающих одинаковое указание на прогноз, тем больше уверенности в правильности прогноза.

Если признаки выражены нерезко и изменяются медленно, то погода будет изменяться медленно и наоборот.

 

Признаки устойчивости плохой погоды

1) Сильные дожди, идущие долгое время с небольшими перерывами, или беспрерывные продолжительные мелкие дожди;

2) после дождя пробиваются между облаками желтые лучи солнца;

3) днем быстро темнеет и все небо покрывается облаками;

4) в течение суток устойчиво с незначительными колебаниями держится низкое давление;

5) облачность, ветер, видимость и волнение существенно не меняются.

 

Признаки устойчивости хорошей погоды

1) Ясное, безоблачное небо голубого цвета в течение 10— 12 часов при отсутствии ветра;

2) атмосферное давление повышается медленно, долго и устойчиво (двое-трое суток) держится высоким;

3) в начале дня в низких местах (над рекой, водохранилищем, в ложбинах) появляется туман;

4) в начале дня появляются неподвижные перистые облака, которые исчезают к вечеру;

5) ясные, безоблачные ночи (летом);

6) резкое отличие температуры воздуха днем от температуры воздуха ночью (летом) — большой суточный ход температуры;

7) быстро темнеет после захода солнца;

8) движение перистых облаков с востока на запад;

9) солнце при заходе не меняет своей окраски, сохраняя беловато-желтый цвет;

10) отсутствие осадков;

11) над сушей наименьшая температура воздуха — перед восходом солнца, а наибольшая в 14—15 час.;

12) при заходе солнца на небе видны только розоватые перистые облака;

13) дым, идущий из трубы, поднимается вертикально вверх;

14) правильное изменение ветра в течение суток (почти полное отсутствие ветра ночью и усиление его к полудню);

15) небо безоблачное, и после захода солнца на горизонте видна светлая серебристая полоса;

16) на побережье моря регулярно дуют бризы;

17) на побережье образуется туман или дымка;

18) звезды мерцают зелеными оттенками;

19) деформация диска солнца и луны при восходе или заходе;

20) по утрам над морем наблюдаются миражи.

 

Признаки перемены погоды к ухудшению

1) Появление большого количества облаков различной формы, которые быстро движутся и могут совершенно закрыть горизонт;

2) долго не темнеет, т. е. продолжительные по времени сумерки;

3) температура воздуха повышается к концу дня;

4) быстрое движение перистых облаков по направлению с запада на восток;

5) небо имеет белесоватый цвет;

6) отсутствие росы ночью;

7) если стать лицом против ветра, то справа на горизонте будут видны облака;

8) волны двигаются не по направлению ветра;

9) небо с утра имеет красноватый цвет;

10) в дневное время появляется большое количество облаков различных цветов и оттенков;

11) дым, идущий из трубы, стелется горизонтально;

12) быстрое падение давления;

13) усиление ветра к вечеру;

14) иногда повышение температуры в ночное время;

15) день был безоблачный, к вечеру появляются облака и солнце заходит за тучу;

16) в начале или в середине дня пчелы роем летят в улей;

17) появление усиливающейся зыби;

18) звезды мерцают синими оттенками;

19) понижение давления;

20) рыба отсутствует у поверхности воды (опускается на глубину).

 

Признаки перемены погоды к улучшению

1) После пасмурной погоды температура воздуха в дневное время падает (особенно весной);

2) постепенное прояснение неба;

3) в течение дня идет сильный дождь, а к концу дня он слабеет;

4) повышение давления;

5) к концу дня небо делается светло-красным;

6) после захода солнца быстро темнеет;

7) во второй половине дня появляется радуга;

8) дым, идущий из трубы, поднимается вверх по вертикали;

9) если в начале дня идет сильный дождь, а ветер почти отсутствует, то к середине дня можно ожидать хорошей погоды;

10) поворот ветра по часовой стрелке;

11) ослабление помех при радиоприеме;

12) рыба находится близко от поверхности воды.

 

Признаки, предвещающие штормовую погоду

1) Ветер становится неустойчивым;

2) резко падает давление;

3) морские птицы держатся берега;

4) появляются перистые облака.

 

Признаки, предвещающие приближение шквала

Признаки приближения шквала — внезапного сильного увеличения скорости ветра и мгновенных изменений его направления — особенно важно знать судоводителю. Наиболее подходящее время для возникновения шквалов — теплая дневная погода. Признаки, предвещающие приближение шквала, следующие:

1) на непродолжительное время совершенно стихает ветер;

2) на горизонте видна низкая, быстро движущаяся черная туча в виде вала или медленно движущаяся черная туча с очень резко очерченным контуром. В последнем случае шквал будет сопровождаться дождем или градом;

3) на поверхности воды видны быстро приближающиеся темные полосы ряби с белыми «барашками»;

4) на горизонте появляется пелена пыли;

5) вслед за дождем сразу же начинает дуть свежий ветер;

6) резкий шум и свист;

7) иногда перед шквалом бывает сильная гроза.

 

 

Атмосферное давление (давление воздуха, барометрическое давление) определяется весом столба воздуха, который давит на единицу площади горизонтальной поверхности. Давление с давних времен измерялось высотой ртутного столба в миллиметрах (дюймах). В двадцатых годах в практику введена новая единица измерения давления - миллибар (мб) - единица атмосферного давления, равная 1000 дин на 1 см 2. Дина (из физики) - сила, сообщающая массе в 1 г ускорение движения на 1 см в сек 2. Нормальное давление равно 1013,25 мб, стандартное - 1000 мб (750 мм). На судах встречаются приборы, измеряющие давление как в одних, так и в других единицах, поэтому для перевода одних в другие следует помнить, что 1 мб приблизительно равен 0,75 мм рт.ст., а 1 мм рт cm равен 1,3 мб . Для облегчения перевода существуют специальные таблицы, приведенные, для облегчения судоводителями поиска в приложении к на­стоящему пособию. Прибор для измерения атмосферного давления носит название барометра. По принципу действия различают жидкостный, анероид, гипсотермометр, газовый барометры. Основным прибором для измерения давления на судах является барометр-анероид, внешний вид которого приведен на рис. 139.
Шкала прибора проградуирована в миллиметрах ртутного столба, на ней встроен термометр. При выполнении наблюдений необходимо слегка постучать но стеклу, после чего отсчитать показания с точностью до 0,1 мм, которые необходимо исправить тремя поправками - шкалы, на температуру прибора и добавочной поправки, которые все выбираются из паспорта. Для наблюдения за изменениями давления в течение определенного промежутка времени и графической записи показаний служит барограф, который ав- томатически и непрерывно (в течение суток или недели - в зависимости от оборота барабана) ведет запись атмосферного давления. Общий вид барографа показан, на рис 140.


Барограф устанавливается и закрепляется, как правило, на столе в рубке. Для использования на судах удобнее барографы с недельным оборотом барабана. По барографу определяется очень важная для прогнозирования погоды характеристика - барическая тенденция, характеризующая изменение давления, особенно за последние 3 часа (рост или падение).
Атмосферное давление - одна из основных составляющих, учитываемых при прогнозировании погоды. Существующие карты распределения атмосферного давления называются картами барического поля и представляют из себя нарисованные на т.н. немых географических картах линии изобар - линий, соединяющих места с равным (одинаковым) давлением. Изобары, как правило, проводятся через 5 мб и соответственно подписываются, что позволяет наглядно видеть районы с преобладанием высокого и низкого давления.

 

Основными формами барического рельефа (приведены на рис. 141) являются:

  • циклоны (барические минимумы) - области низкого атмосферного давления (нарисованы концент­рическими замкнутыми изобарами, значение (по величине давления) каждой из которых уменьшается к центру, в центре - самое низкое давление;
  • антициклоны (барические максимумы) - области высокого атмосферного давления, также рисуются системой концентрических изобар, только величины их значений к. центру увеличиваются, в центре - самое высокое давление;
  • ложбины - вытянутые от циклона области пониженного давления с горизонтальной осью, причем изобары в области ложбины либо приблизительно параллельны, либо имеют вид буквы V;
  • гребни - вытянутые от антициклона области повышенного давления без замкнутых изобар;
  • седловины - области барического поля между двумя циклонами или двумя антициклонами, расположенные в шахматном порядке (крест-накрест).
  • фронты -переходная зона или (условно) поверхность раздела между двумя воздушными массами в атмосфере.

 

 

На картах изобар в центре циклона ставится буква Н (низкое), на иностранных карах - L ( low), в центре антициклона - буква В (высокое), на иностранных картах - Н ( high). Поверхность с одинаковым давлением в любой точке называется изобарической
Ветром называется горизонтальное перемещение воздуха относительно земной поверхности. Причина возникновения - неравномерное распределение давления на Земле и перемещение масс воздуха из районов с повышенным давлением в районы с низким, причем, большое значение в этом случае имеет температура воздуха, влияющая на плотность массы..
Основной характеристикой ветра является его направление и скорость (сила). В гидрометеорологии за направление ветра принимается то направление по компасу, откуда он дует. Существует мнемоническое правило для судоводителей при определении направления: ветер дует в компас, течение вытекает из компаса. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или в узлах (морская миля в час). Сила ветра определяется в баллах, глазомерно, по воздействию на предметы и водную поверхность по шкале Бофорта от 0 до 12 баллов (см. приложение к пособию).
Распределение воздушных потоков в барических системах представлено на рис 142.
В циклоне и ложбине ветер направлен по изобарам, оставляя (в северном полушарии) центр низкого давления слева, т.е. будет вращаться против часовой стрелки, в южном - наоборот (если смотреть сверху). В антициклоне ветер также направлен по изобарам, но по часовой стрелке в северном полушарии и против - в южном. Отсюда вытекает один из практических приемов нахождения центра циклона в северном полушарии - слева и несколько впереди, если встать спиной к ветру.
Самым распространенным прибором для измерения скорости ветра на судах являются ручной анемометр (рис. 143).
Ручной анемометр МС-13 является 4-чашечным с механическим счетчиком оборотов крестовины. Показания всех счетчиков (стрелок) запоминаются (записываются) перед и после операции по замеру, анемометр включают на 100 сек и, разделив затем полученную разность показаний на 100, получаем скорость ветра в метрах в секунду. Замер производится на наветренной стороне мостика (рубки), палубы. Кстати, борт судна, обращенный к ветру именуется наветренным, противоположный - подветренным.
На движущихся судах определяется направление т.н. кажущегося ветра, являющегося векторной суммой истинного и курсового ветра, причем, направление курсового ветра противоположно курсу судна, а скорость равна скорости судна. Для определения истинного ветра существует круг СМО (ветрочет, рис. 144), представляющий из себя круглый планшет с наклеенной миллиметровой бумагой, поверх которой на центральной оси свободно вращается круг из оргстекла с нарисованными на нем градусными делениями.

Для определения истинного ветра необходимо:

  • подвести градусное деление подвижного круга, соответствующее направлению кажущегося ветра к стрелке-указателю;
  • отложить от центра в направлении указателя его скорость в выбранном судоводителем масштабе;
  • обозначив конец вектора точкой, подвести к указателю деление, соответствующее курсу судна и, отложив от центра круга в выбранном масштабе скорость судна, ставим вторую точку;
  • совместив вращением круга обе поставленные точки по одной из вертикальных линий планшета, параллельной диаметру, проходящему через центр круга и указатель таким образом, чтобы вторая точка была выше первой, - судоводитель получит против стрелки-указателя направление истинного ветра, а расстояние между точками в выбранном масштабе будет равна его скорости.

Вся операция по определению истинного ветра таким способом занимает не более 2 мин. при определенных навыках судоводителя.

Кроме скорости и направления, ветер характеризуется по направлению как постоянный или меняющийся, по скорости - ровный, порывистый и шквалистый (резко выраженный порывистый). Ветер скоростью около 5 - 8 м/сек считается умеренным, выше 14 м/сек - сильным, выше 20 - 25 м/сек - штормом, а свыше 30 - 35 м/сек - ураганом. Резкое кратковременное усиление ветра до значений порядка 20 м/сек и выше носит название шквала, а полное безветрие - штиль. Существуют понятия: местный ветер, бриз (прибрежный ветер с резкой полусуточной периодикой смены направлений берег-море), фен (ветер с гор на Черном и Беринговом морях), бора (почти то же, что и фен, в районе Новороссийска), ледниковый ветер (дует устойчиво с ледника в долину), тайфун - местное (на Тихом океане) название тропических циклонов, смерч- мало масштабный вихрь с вертикальной осью, возникающий обычно в передней части кучево-дождевого облака, откуда и распространяется до поверхности земли (воды). Средняя скорость перемещения такого смерча 30-40 км/час, диаметр - несколько десятков метров, скорость ветра внутри может достигать 100 м/ сек.

Иногда направление ветра определяют: по курсу - встречный, попутный;
на внутренних водных путях - по направлению течения реки -верховой (дует по направлению течения), низовой (дует против течения), по расположению берегов - повальный ( дует в сторону берега), отвальный (дует от берега).
Волны нa водных объектах классифицируются по различным признакам.
Основная классификация волнения производится по его происхождению, т.е. силам, вызывающим волнение:

  • ветровые, образующиеся под воздействием ветра, и зыбь - по его окончанию;
  • приливо - отливные, образующиеся под воздействием сил притяжения Солнца и Луны;
  • аномобарические, возникающие при сгонах и нагонах воды и при резких изменениях атмосферного давления;
  • цунами, возникающие при динамических процессах в земной коре (земле и моретрясениях, извержениях вулканов и т.п.);
  • корабельные (судовые), возникающие при движении кораблей (судов).


Кроме того, волны классифицируются:

  • по действию силы (свободные и вынужденные);
  • по изменчивости элементов волн по времени (установившиеся и неустановившиеся);
  • по расположению в толще воды (поверхностные и внутренние);
  • по форме (двухмерные, трехмерные, уединенные или одиночные);
  • по отношению длины волны к глубине водного объекта (короткие и длинные);
  • по перемещению формы волны (поступательные и стоячие).

В данном пособии будет рассматриваться классификация, принятая в гидрометеорологии и только один ее раздел - ветровые волны.

Ветровые волны возникают вследствие передачи энергии ветра частицам воды на поверхности водного объекта. Начинаясь с очень малых (т.н. капиллярных волн), волнение, под воздействием ветра приобретает все большую энергию, высоту и длину. При усилении ветра появляются барашки, гребни волн опрокидываются и срываются, образуя пенные полосы. С прекращением воздействия ветра ветровое волнение переходит в зыбь- волнение, распространяющееся по инерции в виде свободных волн, причем направление зыби может значительно отличаться от направления ветра. Зыбь при полном штиле носит специфическое название мертвой зыби. При встрече нескольких систем волнения возникает толчея, волнение, представляющее большую опасность для судов, т.к. волны при этом очень круты, с конусо- образными гребнями, обладают большой силой удара. Ветровые волны или последующая зыбь вблизи берегов (когда глубина водоема становится меньше половины их длины) носят название прибоя. Прибойные волны очень опасны, поскольку обладают огромной разрушительной силой; поэтому плавание в зоне прибоя и особенно прием и высадка людей (погрузка и выгрузка грузов)становятся проблематичны, а в ряде случаев - невозможны. Буруны возникают при разрушении волн у подводных (надводных) каменных гряд или отмелей, расположенных на некоторым удалении от берега и, как правило, служат предупреждением судоводителям об опасности.
Волны состоят из чередующихся между собой валов и впадин и характеризуются следующими элементами (рис. 146):
гребень- наивысшая точка волнового профиля;
подошва (ложбина) - низшая точка волнового профиля;
высотаh - расстояние по вертикали от подошвы до гребня;
длинаА - расстояние по горизонтали между соседними гребнями или подошвами;
крутизна - наклон волнового профиля в данной точке к горизонту;
фронт- линия, проходящая вдоль гребня волн;
период- промежуток времени между прохождением двух последовательных гребней (подошв) через одну и ту же точку пространства или, иначе, промежуток времени, в течение которого волна проходит расстояние, равное своей длине;
скорость распространения С - расстояние по горизонтали, проходимое гребнем (подошвой) волны в единицу времени в направлении ее перемещения.
Основными элементами характеристики волнения являются: высота, длина, период и скорость распространения волн.
Ветровое волнение на внутренних водных объектах, в отличие от океанов и глубоких морей, харакгеризуется меньшей величиной даже при длительном шторме, значительной крутизной волны, быстрым достижением максимальных размеров после начала действия ветра и затуханием по его прекращении.
Волнение одно из самых распространенных и опасных для судоходства природных явлений. Вызывая килевую и бортовую качку, значительную потерю в скорости (до 50%) даже при попутной волне, ухудшение и, в ряде случаев, потерю управляемости, смещение груза, разрушение рангоута, надстроек, а иногда и корпуса судна, волнение часто приводит к серьезным авариям, потере людей, груза, зачастую и самого судна. Сильное, как и длительное, волнение отрицательно сказывается на работе экипажа, судовых машин и механизмов, навигационных приборов, состоянии пассажиров.
Течения, оказывая непосредственное влияние на скорость и направление движения судна, также имеют важное значение для судовождения.
Классификация морских течений:
а) по силам, их вызывающим - градиентные течения (из-за разности в уровнях или плотности воды в разных районах одного или нескольких соединяющихся водных объектах), сгонно-нагонные течения, бароградиентные течения (из-за большой разницы в давлении над различными районами), сточные (речной сток), плотностные течения (при неравномерном распределении плотности воды), приливо-отливные течения;
б) по устойчивости - постоянные, периодические, временные (непериодические);
в) по глубине расположения - поверхностные ( в навигационном слое, 0-15 м), глубинные и придонные;
г) по физико-химическим свойствам масс воды - теплые и холодные, соленые и распресненные.
За направление течения (в градусах от 0" до 360" или румбах), как указывалось выше, принимается то направление, куда течет масса воды (еще раз напомним, что течение вытекает из компаса), его скорость измеряется в метрах в секунду, километрах в час либо в узлах (миля в час). Течение определяется несколькими методами: навигационным (сравнением счислимых и обсервованных мест судна при отсутствии ветрового влияния), методом поплавков (инструментальные наблюдения за поплавками или вешками, помещенными в массе воды) и электромагнитным методом (измерением ЭДС соленой воды при пересечении ею силовых линий магнитного поля Земли). Последний способ, как нетрудно догадаться, применим только в морях и океанах.

Классификация речных течений:
тиховоды- медленные течения, образующиеся за выпуклыми берегами, крупными песчаными отложениями в русле и т.п.;
водовороты - постоянное вращательное движение воды на участке водотока со скоростью основного потока, иногда создают глубокие ямы (омуты);
суводи - вращательное движение воды на участке реки, как правило, за выступами берегов, мысами, вы­пуклыми берегами, сильно вдающимися в русло, существуют постоянно или возникают в половодье;
майданы - беспорядочное вращательное движение воды на участке реки в виде подвижных вихрей различных размеров, образуются над крупными подводными препятствиями при небольшой глубине над ними, на перекатах, при других резких изменениях формы дна;
прижимное течение - течение на участке реки, в котором слои воды направлены к берегу;
свальное течение - течение, направленное под углом к судовому ходу, возникают из-за разности уровней воды по ширине реки, перед мостами - из-за подпора воды пойменными дамбами, вызывает смещение судов с судового хода и навал судов;
затяжные течения - у входов в протоки, особенно сильны во время половодья;
сулой - взброс воды на поверхности акватории при резком уменьшении скорости течения при столкновении разнонаправленных потоков или выходе течения из узкости, наблюдается в проливах или в устьях рек, напоминает по виду поверхность кипящей воды, бывает достаточно высоким, представляет опасность для маломерных судов.
Кроме того, судоводитель должен помните, что любые мосты (опоры), дамбы плотины, другие сооружения в руслах рек вызывают, как правило, течения разного направления и скорости. На водохранилищах течения возникают из-за воздействия ветра (ветровые, сгонно-нагонные) и стока воды. В последнем случае наибольшая скорость течения вблизи плотины при сбросе - представляет опасность для судоводителей малых и гребных судов.
По течениям существуют различные навигационные пособия: лоции, карты, атласы, таблицы и т.п. Следует отметить, что они, к сожалению, не обеспечивают судоводителя точными данными, поэтому сведения следует оценивать критически. Правильно поставленный при выборе и прокладке курсов учет течения, при постоянном контроле обсервациями, является одним из важнейших условий безопасного плавания.
Несколько слов о прогнозировании погоды на ближайший срок, поскольку от знаний и умения судоводителя решать эту задачу во многом зависит безопасность его плавания. Задача прогнозирования погоды в целом на длительный срок сложна, ее решает большое количество специально созданных ведомств на мощной технической базе, на развитой сети станций наблюдения с использованием спутниковых систем,

поэтому мы будем рассматривать этот вопрос в том объеме, который доступен судоводителю. В нашем случае задача составления прогноза погоды решается на основе анализа синоптических карт и карт барической топографии, устанавливающих фактическое состояние погоды. Прогноз обычно выдается в виде карт, на который отображается ожидаемое барическое поле у поверхности земли (воды) на 12,18,24,36,48 и 72 , часа вперед от срока наблюдений, для которого составлена карта. Некоторые основные знаки (символы), используемые при нанесении метеорологических данных на карты, приведены в таблице на стр. 150. Ниже, также в таблице, приведены обозначения основных фронтов на картах погоды.
Несколько пояснений к таблице.
Фронт - переходная зона или (условно) поверхность раздела между двумя воздушными массами в атмосфере.
Теплый фронт - фронт, перемещающийся в сторону теплого воздуха, холодный - соответственно, в сторону холодного.
Окклюзия - процесс изменения состояния циклона, состоящий в смыкании холодного и теплого фронтов, при котором теплый воздух вытесняется холодным в верхние слои тропосферы.
Зона конвергенции - зона схождения.
Краткосрочные прогнозы бывают двух видов: общего пользования (для населения и хозяйственных организаций, где указываются облачность, осадки, направление и скорость ветра, температура воздуха и особые явления погоды).и специализированные. Долгосрочные прогнозы составляются на 3 дня, декаду, месяц и сезон. Прогнозы составляются по пункту, территории субъекта Российской Федерации, по акватории и

портам, в последнем случае дополнительно прогнозируется видимость. Несомненно, самая ответственная роль в деле обеспечения безопасности плавания отводится своевременному прогнозу и передаче (приему) на судах штормовых предупреждений, передаваемых национальными метеослужбами.
В заключение темы необходимо отметить, что прогнозирование погоды в районе плавания даже при наличии на борту факсимильной (синоптическая карта, переданная на судно факсимильным способом, т.е. в виде изображения, представляющего копию оригинальной карты) или иной синоптической карты (рис. 147) должно проверяться и подкрепляться непосредственным и постоянным наблюдением за местными признаками погоды, которые помогут судить о характере воздушной массы в конкретном районе, интенсивности тех или иных атмосферных явлений.
Местными признаками погоды называются различные атмосферные явления (характер облачности, дальность видимости, ход атмосферного давления и ветра, оптические явления и т.д.), наблюдаемые в районе плавания судна, которые позволяют предвидеть ожидаемую погоду на самое ближайшее время. При корректировке прогноза погоды судоводитель должен в первую очередь следить за состоянием небосвода, оценивать характер и форму облачности в комплексе с изменениями давления и ветра, других метеоэлементов и явлений. Далее приведем некоторые местные признаки, которые дают возможность судить о характере погоды на ближайшие 6-12 часов.

Признаки сохранение характера погоды.
Хорошая устойчивая погода без осадков, ветер слабый или умеренный, видимость более 2 миль (3,5 км):

  • отсутствие облаков.или появление к 9-10 ч. кучевых плоских, медленно движущихся, к 15-16 ч достигающих наибольшего развития облаков, вечером - их исчезновение;
  • появление по утрам отдельных перистых нитевидных (иногда когтевидных), не распространяющихся постепенно по небу облаков, с их исчезновением во второй половине дня;
  • незначительный суточный ход ветра;
  • сохранение давления без изменения в течение нескольких часов;
  • небольшие изменения температуры воздуха в течение суток, при наличии ее суточного хода;
  • появление ночью и к утру росы на палубе, надстройке, мачтах (реях);
  • Солнце заходит за чистый горизонт;
  • наблюдается небольшая деформация солнечного диска при восходе и заходе над водой;
  • ночное мерцание звезд с преобладанием зеленого цвета.

Устойчивая малооблачная или с переменной облачностью погода в районе, местами ливни, видимость более 2 миль (3,5 км):

  • кучевые облака разрастаются в вышину, превращаются в более мощные;
  • ветер слабый (умеренный) с кратковременным усилением;
  • давление постоянно в течение нескольких часов;
  • появление ночью и к утру росы на палубе, надстройках судна.

Пасмурная погода с осадками, умеренным и сильным ветром, видимость около 2 миль (3,5 км) и менее:

  • характер облачности (слоисто-дождевой, кучевой разорванной, кучево-дождевой) не меняется;
  • на низком фоне давления или при слабом его падении не наблюдается суточного хода;
  • температура воздуха не имеет суточного хода;
  • ветер умеренный, до сильного, мало меняет направление.

Признаки ухудшения погоды:
Ухудшение погоды, обложные осадки, усиление ветра до сильного, видимость менее 2 миль (3,5 км):

  • появление перистых нитевидных (когтевидных), перистых или перисто-слоистых облаков, постепенно распространяющихся по небу и уплотняющихся, возможно появление «гало» - оптического явления в виде светлых кругов, дуг, столбов и т.п. вокруг Солнца (Луны) за счет преломления и отражения света в атмосфере;
  • переход высокослоистых непросвечивающихся в слоисто-дождевые с выпадением осадков;
  • постепенное понижение давления;
  • постепенное усиление ветра, отклонение его направления вправо;
  • нарушение суточного хода температуры при закрытом облаками небе;
  • направление зыби и волн отличны от направления ветра, усиление волнения;
  • Солнце заходит в сгущающиеся облака;
  • сильное мерцание звезд синим оттенком (высокая влажность).

Пасмурная погода при умеренном ветре, иногда моросящие осадки и туман, может сохраняться несколько часов, затем ухудшаться:

  • переход слоисто-дождевых облаков в слоистые, возможное появление просветов;
  • уменьшение падения давления или небольшой его рост;
  • небольшое ослабление ветра, поворот его направления против часовой стрелки;
  • повышение температуры воздуха;
  • волнение не увеличивается.

Облачная погода с ливневыми или обложными осадками, ветер умеренный до сильного, порывистый, видимость около 2 миль (3,5 км):

  • появление перисто-кучевых облаков, возможно с перистыми или перисто-слоистыми;
  • одновременное присутствие нескольких форм облаков различных ярусов, движущихся в различном направлении, хаотический вид неба;
  • усиление ветра, ветер становится порывистым;
  • появление характерного шума со стороны грозы или шквала;
  • появление сильных помех радиоприему.

Признаки улучшения погоды.
Уменьшение облачности, прекращение осадков, увеличение видимости (более 2 миль):

  • переход слоисто-дождевых облаков в высокослоистые или высококучевые, появление просветов;
  • быстрый рост атмосферного давления;
  • резкий поворот направления ветра против часовой стрелки (в северном полушарии);
  • понижение температуры воздуха;
  • уменьшение помех радиоприему.