Совокупный спрос и его формирование. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос.
Термин «совокупный спрос» означает совокупное количество денег, которое различные сектора экономики готовы израсходовать за данный период времени.
Совокупный спрос (AD) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги.
Компонентами совокупного спроса выступают:
1) потребительский спрос (С);
2) инвестиционный спрос (I);
3) государственные закупки товаров и услуг (G);
4) спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт (Xn).
Поэтому формула совокупного спроса такова:
AD = C + I + G + Xn.
Большую часть совокупного спроса (50% НД) составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, который для краткости называется потреблением. Инвестиционные расходы представляют собой спрос фирм и хозяйств на инвестиционные товары (15-20% ВНП). Государственные закупки товаров и услуг - это расходы правительства на оплату услуг (образование, здравоохранение и др.) и содержание государственных чиновников (федеральных, региональных, муниципальных) - 30% национального дохода страны. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом.
Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен – обратная и графически она может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 3.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.
Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
Если происходит изменение каких-нибудь других факторов, кроме уровня цен, то происходит изменение уровня совокупного спроса.
Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых факторов совокупного спроса.