Основные организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике.

Основные формы организации бизнеса (т. е. коммерческих юридических лиц), к кото­рым относятся индивидуальные владения, партнерства и корпорации:

1. Индивидуальное владение - представ­ляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предприни­мателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжа­ется прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обяза­тельствам данной фирмы. С точки зрения количественного представитель­ства, эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной эконо­мики лидирует с огромным отрывом.

Преимуществами этой формы орга­низации бизнеса являются:

• простота регистрации при создании;

• налоговые льготы;

• лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;

• сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.

Недостатки:

• отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйствен­ной деятельности (или затрудненный доступ к ним);

• концентрация риска на ограниченной сфере деятельности

• сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (про­блема степени его компетентности и распределения рабочего времени);

• высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие ре­шения

2.Парт­нерство. Принято называть фирму, которая находится в соб­ственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное уп­равление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропор­циональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) вла­дельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства яв­ляются менее распространенной формой организации бизнеса.

Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собствен­ности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.

Преимущества:

• относительная простота регистрации при создании;

• большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравне­нию с индивидуальным владением;

• специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой. Однако, партнерствам, присущи и определенные недостатки:

• неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);

• возможные разногласия между партнерами по реализации прав соб­ственности;

• проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);

• ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.

3.Корпорация. Совла­дельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи эконо­мических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала -акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации про­порционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей рас­пределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на го­довом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера.1 Несмотря на то, что капитал распределен между боль­шим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция).

Преимущества:

• возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для це­лей своего развития (выпуск акций и облигаций);

• ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;

• диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам дея­тельность;

• возможности лоббирования своих интересов через механизмы госу­дарственной власти.

Недостатками корпорации являются:

• сложная процедура регистрации и отчетности перед государственны­ми органами;

• проблема «принципал-агент»;

• двойное налогообложение прибыли.