Испания полностью в вашем распоряжении
Испания — государство на юго-западе Европы, занимающее большую часть (85%) Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой, на западе — с Португалией, на юге — с Гибралтаром. На севере омывается Бискайским заливом, на востоке — Средиземным морем, на западе — Атлантическим океаном.
Климат — субтропический средиземноморский, сухой и достаточно жаркий. Зима мягкая — средняя температура от +80С до +140С, в горных районах иногда опускается до -70С. Лето жаркое — от +230С до +290С. Пляжный сезон начинается в марте. Наилучшее время для посещения страны — с конца весны до начала осени".
Испании принадлежат несколько групп островов — Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане, Велес-де-ла-Гомера, Алусенас и Чафаранаса, а также города Сеута и Мелилья на территории Марокко..."[34]
Троп (от греч. tropos – оборот) – это любая языковая единица, имеющая смещенное значение, т.е. второй план, просвечивающий за буквальным значением.Взаимодействие и взаимобогащение двух смыслов является источником выразительности[35]. |
Например: золото листьев — в этом словосочетании слово золото употреблено не в своем прямом, привычном для нас значении «драгоценный металл», а в переносном значении «блестящий желтый цвет». Желтый цвет листьев сопоставляется с цветом украшений из золота. Следует помнить, что хотя в основе тропа лежит, как правило, один ярко выраженный признак, троп многоплановен; оттенки значения, нюансы смысла играют в нем, проявляясь различными гранями. Так, в указанном примере слово золото связано с высокой оценкой говорящим такого обыденного предмета, как листья деревьев, признанием его ценности, ср. такие выражения, как солнышко золотое, золотится рожь, где цвет золота имеют явления и предметы, ценные для русской культуры и русского человека. См. также золотое сердце, золотые руки и т.д. |
Классификация тропов[36]
Название тропа | Характеристика тропа | Примеры | ||||||||
Сравнение | Троп, основанный на уподоблении двух предметов или явлений по одному признаку. Сравнение может быть выражено при помощи союзов (как, словно, точно, будто), посредством Творительногопадежа и лексически с помощью слов подобно, похожий и т.д. | глаза темные как ночь (признак – темный цвет) И день сгорел, как белая страница: Немного дыма и немного пепла! (О. Мандельштам) | ||||||||
Метафора (от греч. metaphora – перенос) | Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Это ассоциативное сходство двух предметов или явлений устанавливается самим человеком, но отсутствует в объективной действительности, «материальном мире». Очень часто метафора выражена словосочетанием с Родительным падежом или конструкцией с глаголом. | Сады моей души всегда узорны (Н. Гумилев) – в основе метафоры представление о душе как о саде Нефть, газ, электричество – кровь экономики, и контроль за ее состоянием должен быть в руках государства (агит. газета) | ||||||||
Метонимия (от греч. metonomadzo – переименовывать) | Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. В отличие от метафоры эта связь существует в материальной действительности. Например, ассоциативная связь: а) между автором и его произведением; б) между действием и орудием этого действия; в) между предметом и материалом, из которого тот сделан и т.д. | Толстой занимает целую полку в моем книжном шкафу. На последних соревнованиях нашим спортсменам удалось завоевать золото и серебро. | ||||||||
Олицетворение | Это перенесение свойств живого существа на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. | Молятся звезды, мерцают и рдеют (А. Фет) | ||||||||
Эпитет (от греч.epitheton – приложение) | Это яркое художественное определение, подчеркивающее одну из сторон явления. Эпитет обычно выражен прилагательным. | Я вырван был из жизни тесной, Из жизни скудной и простой Твоей мучительной, чудесной, Неотвратимой красотой (Н. Гумилев) | ||||||||
Гипербола (от греч. hyperbole – преувеличение) / Литота (от греч. litotes – простота) | Это художественное преувеличение / преуменьшение | В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский) Мужичок с ноготок (Н. Некрасов) | ||||||||
Ирония (от греч.eironeia – притворство, насмешка) | Это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки | Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов) – в обращении к ослу. | ||||||||
Аллегория (от греч. allos –иной и agoreuo – говорю) | Это иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Этот прием характерен для басен, притч, сказок. | Российская Фемида в очередной раз разочаровала граждан России (агит. газета). | ||||||||
Перифраза (от греч. periphrasis, от peri – вокруг, около, phrazo – говорю) | Это замена названия предмета или явления описательным оборотом с указанием на характерные черты этого предмета или явления | Япония – «Страна Восходящего Солнца» Легкая атлетика – королева спорта | ||||||||
Задание 3. а) Проанализируйте следующие высказывания и скажите, какие проблемы в них рассматриваются. Согласны ли вы с этими утверждениями? Обоснуйте свое мнение.
б) Определите, как языковые средства выразительности помогают автору сделать свою мысль более точной и понятной. При выполнении первой части задания используйте средства языковой выразительности для усиления своей аргументации.
…смертельный яд для языка, для всякого народа, который стремится к культуре, – это употребление в языке готовых, ходячих выражений. Человек, который становится на этот путь употребления готовых и ходячих выражений, он катится под уклон, под очень крутой уклон, я бы сказал, сумерек своего сознания, человек идет не вверх по лестнице развития, а вниз, если он становится на путь такого удешевленного обоняния языка [37].
Точность слова является не только требованием стиля, требованием здорового вкуса, но, прежде всего, – требованием смысла. Где слишком много слов, где они вялы, там дрябла мысль[38].
Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. (…) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе[39].
ТРОПЫ
Общеязыковые | Индивидуально-авторские |
Устойчивые выражения, ставшие привычными для говорящих, образность которых в речи уже не ощущается, например: ножка стола, шапка (в значении «заголовок»)или традиционные сравнения сильный как бык, хмурый как туча. Эти ассоциации знакомы и понятны всем говорящим на русском языке. | Нетрадиционные тропы, намеренно созданные автором для усиления выразительности и, как следствие, действенности своей речи. Именно такие тропы создают неповторимое своеобразие речи, «эффект новизны», и поэтому наиболее сильно влияют на слушателей. |
Задание 4. Прочитайте фрагмент словарной статьи из Русского ассоциативного словаря[40].Найдите общеязыковые метафоры. Как данные метафоры характеризуют представление о чувстве любви в русском языке и культуре? Составьте с ними предложения.
Любви –история 40; океан 22; жажда 13; звезда, цветок 11; сети, узы 8; весна, огонь, тема, чувство 6; песня, раб 5; зеркало, храм 4, пламя, час 3; море, мука, путы, родник, роза, стрела 2; болезнь, бояться, голод, голос, золото, лик, мучение, недуг, обман, река, сад, свидание, терзание, течение 1[41].
Задание 5. Проанализируйте рекламные слоганы. Найдите троп, на основе которого они построены. Подумайте, почему именно тропы часто используются в текстах рекламы. Приведите свои примеры.
«Пемолюкс» – просто песня чистоты (реклама моющего средства).
Область охвата – область (реклама компании сотовой связи, расширившей границы вещания до Ленинградской области).
«Ментос» – свежее решение (реклама конфет, освежающих дыхание).
«Рибок» — будь в форме (реклама спортивной одежды).
Задание 6. А) Проанализируйте первую часть словарной статьи из Словаря эпитетов русского литературного языка[42]. Сформулируйте признак, который лег в основу выбора того или иного эпитета.
ОБРАЗЕЦ:
взгляд – бездонный, глубокий: в основе выбора эпитета традиционное для русского языка сравнение глаза – вода (море, океан и т.п.)
взгляд – молниеносный, горячий, жгучий, зажигательный, испепеляющий, огнемечущий, огненный:наличие данных эпитетов определено традиционной образной параллелью глаза – огонь
Найдите эпитеты, которые передают представление о взгляде как о ткани, материале, инструменте и т.д. Скажите, почему возможны такие сравнения?
Взгляд. 1. Выражение глаз, устремленность зрения. О продолжительности. Беглый, быстрый, длинный, долгий, затяжной, короткий, мгновенный, мимолетный, молниеносный, неторопливый, спешный, стремительный, тягучий.
О свойстве, характере, выражении; об опосредованной передаче чувства, настроения, состояния. Бархатный, бегающий, бездонный, безжизненный, безмолвный, бешеный, влажный, внимательный, всевидящий, выцветший, вялый, гипнотический, глубокий, говорящий, горячий, жадный, жалящий, жгучий, жесткий, живой, зажигательный, застывший, затуманенный, испепеляющий, исподлобный, колючий, колющий, косой, красноречивый, легкий, ледяной, лучистый, масленый, матовый, многозначительный, молчаливый, мрачный, напряженный, настойчивый, невидящий, немой, немигающий, неотступный, огнемечущий, огненный, одичалый, оживленный, оловянный, опустошенный, опытный, осмысленный, остекленевший, острый, остылый, открытый, отсутствующий, погасший, пронзительный, пронизывающий, проникновенный, прямой, пустой, рассеянный, режущий, сверкающий, сверлящий, светлый, свинцовый, сдержанный, сияющий, стальной, стариковский, стеклянный, странный, стремительный, твердый, тихий, тупой, тусклый, тяжелый, узкий, упорный, упрямый, хмурый, холодный, цепкий, чистый, чудесный, чудный, чужой, шальной, энергичный, ясный.
О прямом выражении конкретного чувства, настроения, состояния. Апатичный, безжалостный, безмятежный, безучастный, беспечный, беспомощный, беспощадный, бессмысленный, бесстрастный, бешеный, боязливый, вдумчивый, величественный, веселый, виноватый, вкрадчивый, властный, влюбленный, вопрошающий, восторженный, восхищенный, враждебный, выжидательный, вызывающий, высокомерный, гневный, гордый, горестный, грозный, грустный, дерзкий, добрый, доверительный, дружелюбный, дружеский, жалостливый, жестокий, завистливый, загадочный, заговорщицкий, задорный, задумчивый, заинтересованный, заискивающий, злобный, зловещий, злой, игривый, инквизиторский, иронический, испытующий, кокетливый, кроткий, ленивый, ликующий, лукавый, любопытный, любящий, мечтательный, молящий, меланхолический, наглый, наивный, насмешливый, нахальный, негодующий, ненавидящий, ненасытный, неподкупный, непримиримый, неприязненный, нескромный, ободряющий, одобрительный, ожидающий, озорной, оробелый, оскорбительный, оторопелый, печальный, плотоядный, плутовской, победный, подозрительный, покорный, понимающий, понурый, почтительный, презрительный, пренебрежительный, приветливый, притворный, прощальный, прямодушный, пылкий (устар. поэт.), равнодушный, радостный, ревнивый, робкий, сентиментальный, сердечный, сердитый, скептический, скорбный, скучающий, смущенный, соболезнующий, сочувственный, страдальческий, строгий, счастливый, теплый, торжествующий, тоскливый, требовательный, тревожный, трусливый, убийственный, уверенный, угодливый, угрожающий, укоризненный, улыбчивый, умиленный, умный, уничтожающий, усталый, участливый, хитрый, хищный, чарующий, честный, ядовитый, яростный.
В сравнении с животными, птицами и др. Бараний, бычий, волчий, газелий, голубиный, змеиный, кошачий, орлиный, рыбий, собачий, соколиный, ястребиный.
*Редкие эпитеты. Бесшабашный, думающий, дымный, животворный, зеркальный, зыбкий, зыркающий, каменный, солнечный, стрелоподобный, тяжеловесный, царапающий.
Б) Объединяя схожие понятия, составьте список эмоций, чувств и состояний, которые способен выразить взгляд. Дополните его своими эпитетами. Представьте, в каких ситуациях взгляд человека можно охарактеризовать такими эпитетами.
ОБРАЗЕЦ:
взгляд– апатичный, безжизненный, безучастный, вялый, застывший, меланхолический, опустошенный, остекленевший, остылый, отсутствующий, погасший, пустой, равнодушный, скучающий, тусклый.
взгляд –безжалостный, беспощадный, жалящий, испепеляющий, непримиримый, колющий, пронизывающий, сверлящий.
В) Проанализируйте эпитеты, сравнивающие человеческий взгляд со взглядом животных, птиц. Почему именно эти животные и птицы выбраны как образцы для сравнения? Подберите к этим эпитетам синонимы, «объясняющие» их.
ОБРАЗЕЦ:
газелий взгляд – долгий, бархатный, влажный, глубокий, беспомощный, задумчивый, печальный, покорный, робкий.
Задание 7. А) Проанализируйте вторую часть словарной статьи из Словаря эпитетов русского литературного языка.
Взгляд 2. Мнение, суждение, точка зрения. Беспристрастный, верный, ветреный, взаимоисключающие (мн.), господствующий (обычно мн.), допотопный (разг.), заплесневелый (разг.), здравый, идеализированный, консервативный, косный, крайний, критический, легкомысленный, ложный, наивный, научный, независимый, непредвзятый, обветшалый, объективный, ограниченный, односторонний, определенный, отживший, отсталый, ошибочный, поверхностный, полярные (мн.), последовательный, правильный, предубежденный, прогрессивный, противоположный, противоречивые (мн.), разноречивые (мн.), разумный, реальный, распространенный, революционный, серьезный, старомодный, строгий, субъективный, твердый, традиционный, трезвый, убежденный, узкий, умеренный (обычно мн.), упрощенный, устарелый, устоявшийся, чуждый, широкий, эволюционный, эклектичный, ясный.
*Редкие эпитеты.Аскетический, держимордовский, ископаемый, сухой.
Б) На основе данных эпитетов продолжите характеристику понятий взгляд, мнение, точка зрения:
Эти понятия обычно заключают в себе две стороны, два противоположных аспекта, о чем свидетельствует эпитеты взаимоисключающие, односторонний, полярные, противоположный, противоречивые. Эти понятия изменяются с течением времени… . Они также связаны с широтой и глубиной изучения какого-либо вопроса… , с наличием определенных мнений … и так далее.
В) Выберите 5 эпитетов из составленной ранее характеристики (задание Б) и составьте с ними предложения.
Задание 8. Прочитайте рекомендации А.Н. Толстого по использованию эпитетов. Сформулируйте главное правило, которым следует руководствоваться при выборе эпитета.
…выбор эпитета – это чрезвычайно важный, серьезный и решающий момент. Но тут нужно быть очень скупым и не давать двух эпитетов, а давать один, потому что расточительность не есть богатство. Эпитет должен освещать предмет с такой же ясностью и четкостью, как вспышка в фотокамере, которая сразу попадает в глаз, как бы колет глаз[43].
Прочитайте фрагмент рекламного текста. Сравните его с рекомендациями А.Н. Толстого. Насколько уместным является использование эпитетов и других средств языковой выразительности в приведенном ниже тексте.