Виды вступлений

Наименование Содержание разных видов вступления.
1. Естественное начало Непосредственно связано с содержанием речи, содержит обоснование темы или постановку проблемы, о которой пойдет речь.
2. Начало с предосторожностью Это оригинальное начало, опосредованно связанное с темой, связь эта метафорическая (но она должна обязательно быть!). Этот вид начала, помимо введения в тему, дает эмоциональный ключ к пониманию всей речи, помогает привлечь внимание аудитории, и делается это следующими средствами: Способы привлечения внимания аудитории: 1) вопрос к аудитории; 2) постановка проблемного вопроса и ответ на него; 3) притча, легенда, афоризм; 4) шутка; 5) рассказ о своем личном опыте, случае из жизни; 6) обращение к опыту слушателей, к их жизненному интересу; 7) цитирование, ссылка на авторитетное мнение; 8) краткий исторический обзор темы; 9) аналогия, метафорическое представление темы; 10) парадокс, обращение к противоречиям, различиям во мнениях.
3. Внезапное начало Неожиданное начало, вызванное эмоциональной реакцией на какое-то событие, оратор взволнован и делится со слушателями охватившим его чувством.
Рекомендации для работы над началом речи:[27] · следует отнестись к вступлению со вниманием, т.к. от него зависит последующий успех речи; · вступление произносится в первую очередь, а пишется в последнюю; · вступление не должно отвлекать от главного содержания речи; · стиль вступления должен быть простым, во вступлении используется язык аудитории.

Задание 20. Определите, к какому виду можно отнести следующие начала речей, какие приемы привлечения внимания используют авторы.

Текст 1

Все чаще спрашиваешь себя: пустеют люди? теряют чувства? утрачивают способность – помнить? ожесточается, усыхает человек? И приходится отвечать, что да, усыхает, утрачивает слух к голосу своего «надсмотрщика» – совести, теряет навыки к благородству, долгу, любви, даже и к простой жалости. Это так, какие бы случаи исключительных душ не приводились. Я сам знаю чудесные примеры. Но если глядеть на «большие числа» – печальный вывод неоспорим. Не буду уж говорить о политике, о «мировом лицемерии». В обыденную жизнь всмотритесь.

И.С. Шмелев, май 1935 г.

Текст 2

Вообразил, что вдруг, по воле какого-то злого чародея, — а мало их в «волшебное» наше время! – печатное слово кончилось. Не говоря уж о том, что не будем знать о мировой жизни… и о своей-то не будем знать. Как же тогда быть всяким нашим организациям, союзам, обществам, которые каждый день добиваются от литераторов и журналистов слова сочувствия, воззваний, оповещений, сообщений, объявлений, заявлений?

И.С. Шмелев, январь 1936 г.

Текст 3

Мудрейший русский мыслитель Николай Федорович Федоров замечал в «Философии общего дела», что мать, родившая ребенка, как бы утрачивает свободу – любовь налагает обязанности и делает человека несвободным.

Пустота свободы ждет всякую свободу, коли в ней не заложено исполнение долга и обязанностей перед людьми, выраженного в отзывчивости, терпимости, внимания к чужой форме мышления, в охране справедливости отношений. Скорее всего это – служение ближнему своему, как самому себе, проявленное в искренности душевного движения.

Что же все-таки есть наша свобода?

Ю.В. Бондарев, январь 1992 г.