Анализ показателей рентабельности

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности хозяйственной деятельности. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности организации.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой), окупаемость затрат и т.д. Показатели прибыли ограничены в оценке эффективности деятельности организации в силу различного масштаба ресурсов, капитала, затрат задействованных для ее осуществления. В связи с этим показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами, понесенными затратами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе общей прибыли (прибыли до налогообложения), прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) или рентабельность реализованной продукции ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме затрат на производство и реализацию продукции ( ):

 

(9.9)

 

Она показывает, сколько организация получает прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (себестоимость реализованной продукции + управленческие расходы и расходы на реализацию). Может рассчитываться в целом по организации, отдельным его, подразделениям и видам продукции.

Рентабельность инвестиций рассчитывается отношением чистой дисконтированной стоимости от проекта к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме выручки от реализации (за минусом НДС и прочих аналогичных платежей) ( ). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько прибыли организация получает с рубля продаж, или удельный вес прибыли от реализации в выручке. Рассчитывается в целом по организации и по отдельным видам продукции:

 

(9.10)

 

Рентабельность (доходность) капитала ( ) рассчитывается отношением прибыли организации (прибыли до налогообложения) (П) или чистой прибыли (ЧП) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (долгосрочных и краткосрочных активов) или отдельных его слагаемых, собственного капитала, обязательств и т.д.:

 

(9.11)

 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, провести сравнения со среднеотраслевыми значениями, межхозяйственные сравнения с организациями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по организации, зависит от трех основных факторов первого порядка: измене структуры реализованной продукции, ее себестоимости и сред цен реализации.

 

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

(9.12)

 

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

(9.13)

 

На основе анализа делаются выводы, какие виды продукции в организации доходные, как выполнен план по уровню рентабельности, и факторы на это повлияли.

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления считать их влияние на уровень рентабельности.

Далее нужно установить, за счет каких факторов измен себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом Делить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты проводятся по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу хозяйствуй субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы рентабельности в анализируемой организации.

Примерно таким же образом производится факторный анализ. рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по организации, имеет следующий вид:

 

(9.14)

 

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

 

(9.15)

 

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции ( ), ее структуры ( ), себестоимости, среднего уровня цен ( ) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости ), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал в организации, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополни тельного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:

 

(9.16)

 

Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности нужно иметь следующие исходные данные:

- прибыль от реализации, млн. руб.

- внереализационных финансовые результаты, млн. руб.

- сумма балансовой прибыли (прибыль до налогообложения), млн. руб.

- среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млн. руб.

- объем реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, млн. руб.

- коэффициент оборачиваемости капитала.

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных peзультатов.

Для анализа рентабельности производственного кап тала, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среди годовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную Бакановым М. И. и Шереметом А. Д.

 

(9.17)

 

где Р – прибыль балансовая;

F – средняя стоимость основных фондов;

Е – средние остатки материальных оборотных средств;

N – выручка от реализации продукции;

Р/N – рентабельность продаж;

F/N + E/N – капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);

S/N – затраты на рубль продукции;

U/N – зарплатоемкость продукции;

M/N – материалоемкость продукции;

А/N – фондоемкость продукции.

 

Постепенно заменяя базовый уровень каждого фактора на фактический можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счёт факторов интенсификации производства.