Анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыли от реализации продукции, работ, товаров и услуг. В процессе анализа изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. К факторам, повлиявшим на изменение прибыли от реализации, относят цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации и др. расходов Блок-схема факторного анализа прибыли от реализации продукции, работ, товаров и услуг, используемая в экономическом анализе, представлена на рис. 9.2.
Рисунок – 9.2. Блок-схема факторного анализа прибыли
Как видно из представленной на рис. 9.2 блок-схемы, прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
- объема реализации продукции (VРП);
- ее структуры (УДi);
- себестоимости (Сi);
- уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции оказывает, как правило, положительное влияние на сумму прибыли от реализации. Увеличение объема продаж продукции приводит к увеличению прибыли от реализации. Более того, прирост прибыли за счет увеличения объема продаж может быть более значительным, в связи с наличием так называемого «эффекта масштаба производства», когда увеличение объемов производства и реализации продукции приводит к снижению себестоимости ее единицы за счет уменьшения суммы удельных условно-постоянных затрат. Последнее в свою очередь обусловлено распределением условно-постоянных затрат пропорционально объему производства. Однако, увеличение объема реализации продукции может оказать и отрицательное воздействие на величину прибыли. Это возможно, когда растут объемы производства и реализации продукции, цена которой не окупает даже удельных условно-переменных затрат. Если с этой точки зрения продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура реализуемой продукции может оказывать как положи тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен, при прочих равных условиях, сумма прибыли возрастает и наоборот.
Формализованная факторная модель для оценки влияния названных факторов на изменение прибыли от реализации продукции (Прп) выглядит следующим образом (формула 9.4):
(9.4)
Для изучения механизма проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции в соответствии с приведенной моделью, рассмотрим условный пример, в качестве которого выступит организация, занимающаяся производством трех видов топлива А, Б и В. Результаты деятельности организации приведены в табл, 9.2.
Таблица 9.2 – Результаты деятельности организации (гипотетические данные)
Показатель | За прошлый год (t0) | За отчетный год (t1) | ||||
Топливо А | Топливо Б | Топливо В | Топливо А | Топливо Б | Топливо В | |
Объем производства, тут. | ||||||
Цена 1 тут, млн. руб. | ||||||
Себестоимость 1 тут, млн. руб. | ||||||
Прибыль с 1 тут, млн. руб. | ||||||
Выручка от реализации продукции (нетто), млн. руб. | ||||||
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | ||||||
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. |
Расчет влияния факторов на сумму прибыли от реализации продукции можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 9.3.
На первом этапе необходимо рассчитать величину прибыли от реализации при объеме продаж за отчетный год и величине остальных факторов за прошлый год. Для этого необходимо рассчитать индекс объема реализации продукции (IVРП), а затем сумму прибыли за прошлый год скорректировать на его уровень.
Таблица 9.3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель | Усл. обозн. | За прошлый год (t0) | Данные прошлого года, пересчитанные на объем продаж отчетного года | За отчетный год (t1) |
Выручка (нетто) от реализации продукции, млн. руб. | VРП | |||
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | С | |||
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | Прп |
Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением объема реализации за отчетный год с его объемом в прошлом году в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере условных тонн топлива) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. В данной организации индекс объема продаж составляет(формула 9.5):
(9.5)
Таким образом, если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли от реализации продукции выросла бы на 2,857% и составила бы 195,4 млн. руб. (190×1,02857).
Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции за отчетный год, но при себестоимости и ценах за прошлый год. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат (формула 9.6):
млн. руб. (9.6)
Далее необходимо определить, сколько прибыли организация могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах за отчетный год, но при себестоимости продукции за предыдущий (прошлый) год. Для этого от суммы выручки за отчетный год следует вычесть условную сумму затрат (формула 9.7):
млн. руб. (9.7)
По данным таблицы 9.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли от реализации за счет каждого фактора.
Таблица 9.3 – Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показа-тель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, млн. руб. | |||
объем реализации | структура продукции | цена | себестоимость | |||
П0 | t0 | t0 | t0 | t0 | VРП0 – С0 | 190,0 |
Пусл1 | t1 | t0 | t0 | t0 | П0 × IVРП | 195,4 |
Пусл2 | t1 | t1 | t0 | t0 | VРПусл – Сусл | 206,0 |
Пусл3 | t1 | t1 | t1 | t0 | ВР1 –Сусл | 400,0 |
П1 | t1 | t1 | t1 | t1 | VРП1 – С1 | 303,0 |
Таким образом, изменение суммы прибыли от реализации продукции произошло за счет:
- объема реализации продукции:
;
- структуры товарной продукции:
;
- средних цен реализации:
;
- себестоимости реализованной продукции:
;
Общее изменение прибыли от реализации продукции составило:
Результаты расчетов показывают, что за анализируемый период прибыль от реализацкоторой зависит от трех факторов: объема продажи продукции ( ), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид (формула 9.8):
(9.8)
Для оценки влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции можно воспользоваться способами цепной подстановки и абсолютных разниц. Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок (для продукции А):
,
,
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Результаты расчетов сведем в табл. 9.4.
Таблица 9.4 – Расчёт оценки влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции
Вид продукции | Количество реализованной продукции, тут | Средняя цена реализации, млн. руб. | Себестоимость 1 тут, млн. руб. | Сумма прибыли от реализации продукции, млн. руб. | Изменение прибыли, млн. руб. | |||||||
общее | в том числе за счет | |||||||||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | объема реализации | цены | себестои-мости | ||
А | +6 | +24 | –12 | |||||||||
Б | –10 | +70 | –35 | |||||||||
В | +20 | +100 | –50 | |||||||||
Итого | – | – | – | – | –97 |
Из представленной в табл. 9.4 информации можно увидеть вклад различных видов продукции в формирование прибыли от ее реализации, а также оценить количественное влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя.