Анализ формирования общей суммы прибыли организации

 

Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:

По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:

- анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;

- анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:

- внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками организации с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;

- внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой организацией в открытой печати отчетности.

По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:

- анализ прибыли по организации в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений организации (используется в финансовом анализе);

- анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);

- анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:

- полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;

- тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой организацией налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности организации и др.).

По периоду и глубине проведения выделяют:

- предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов организации;

- оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;

- последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого организацией бизнес-плана;

- детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по организации, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.

Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для организации в данной ситуации.

При проведении анализа прибыли за различные календарные годы необходимо вести расчеты в сопоставимых ценах – в ценах предыдущего или отчетного периодов.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др.

Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий годы, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли организации (прибыли до налогообложения). При этом для анализа может быть использована следующая форма, представленная в таблице 9.1.

 

Таблица 9.1 – Анализ формирования прибыли (убытка) организации

Показатель За прошлый год За отчетный год Изменение Темп прироста, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %
1. Прибыль (убыток) от текущей деятельности, в том числе:              
1.1. Прибыль (убыток) от реализации              
1.2. Сальдо прочих доходов и расходов по текущей деятельности              
2. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, в том числе:              
2.1. Сальдо доходов и расходов от инвестиционной деятельности              
2.2. Сальдо доходов и расходов от финансовой деятельности              
2.3. Иные доходы и расходы              
Прибыль (убыток) до налогообложения        

 

Таким образом, анализ финансовых результатов коммерческой организации начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования (см. рис. 9.1 и табл. 9.1). По итогам расчетов делается вывод о влиянии на изменение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования.

Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от реализации в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от реализации является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности организации и считается его главным источником средств.

Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от реализации (ТРПР) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПДН):

 

ТРПР >= ТРПДН (9.2)

 

Данное соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от реализации в прибыли до налогообложения как минимум не уменьшается и, следовательно, качество прибыли до налогообложения по меньшей мере не ухудшается.

В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) прибыли организации за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, организаций, выпускающих однородную продукцию.

В связи с важностью прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг для формирования финансовых ресурсов организации отдельно проводится ее анализ. Анализ прибыли (убытка) от реализации начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих расходов и расходов на реализацию. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от реализации как наибольший положительный показатель.

По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от реализации изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.

Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от реализации:

 

ТРВРН > ТРСП (9.3)

 

где ТРВРН – темп роста выручки (нетто) от реализации, %;

ТРСП – темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости реализованной продукции, управленческих расходов и расходов на реализацию), %.

 

Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от реализации и, соответственно, к повышению эффективности текущей деятельности организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от реализации выявляются причины его невыполнения.

Анализ прибыли (убытка) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, связанных с данными видами деятельности, анализируются в отдельности.

По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связанных с инвестиционной, финансовой и иной деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины данного вида прибыли (убытка).

Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль и прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода). В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика.

По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли организации.