Производства и реализации продукции

Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели:

- назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению;

- надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность);

- технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений (материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость);

- эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления;

- безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации;

- эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения;

- экологичности и т.д.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной и рекламированной продукции, потери от брака и др.

Задачами анализа качества произведенной продукции являются:

- выполнение плана по уровню показателей качества произведенной продукции;

- изучение динамики показателей качества;

- изучение причин изменения показателей качества;

- влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Его сущность состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравненияфактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ценах.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

1) отношением количества продукции первого сорта к общему количеству;

2) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

Влияние изменения качества продукции на стоимостные показатели работы организации рассчитывается следующим образом (формула 4.19):

 

(4.19)

 

где К1 – объем реализации продукции повышенного качества;

Ц1 и Ц0 – цена изделия соответственно после и до изменения качества;

С1 и С0 – себестоимость единицы продукции соответственно после и до повышения качества.

 

Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на нее. При реализации продукции повышенного качества, как правило, возрастает ее себестоимость за счет применения более качественных дорогостоящих материалов и сырья, закупки нового современного оборудования, инструментов, установления более высокой оплаты труда за производство продукции повышенного качества, увеличения косвенных расходов (например, в результате разработки и внедрения технико-экономических мероприятий по повышению качества продукции). Поэтому высокие цены за продукцию повышенного качества зачастую бывают обоснованными.

Различают следующие виды качества:

- высокое – товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая;

- конкурентоспособное – товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя;

- низкое – товар уступает по качественным характеристикам аналогов, цена низкая;

- неконкурентоспособное – качество товара либо устарело, либо не выдерживает стандартов, необходимо снять товар с производства.

Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих в производстве, заставляют организацию изменять подход к проблеме качества. В настоящее время уже недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия – от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Система качества– это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.

Действие данной системы распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества».

«Петля качества» – это модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на разных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности организации, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:

- маркетинг, поиск и изучение рынка;

- проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;

- материально-техническое обеспечение;

- подготовку и разработку производственных процессов;

- производство;

- контроль и испытание;

- упаковку и хранение;

- реализацию и распространение продукции;

- монтаж и эксплуатацию;

- помощь и обслуживание;

- утилизацию после использования изделия.

Система качества призвана обеспечивать управление им на всех стадиях «петли качества», участие всего коллектива работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов в устранении вызвавших их причин

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и отгрузки продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств организации. За невыполненные поставки продукции организация платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят коэффициент ритмичности коэффициент вариации.

Коэффициент ритмичности ( ).определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня и рассчитывается по формуле 4.20:

 

(4.20)

где – плановый выпуск продукции за i-е периоды (по группам продукции), руб.;

– недовыполнение плана по выпуску продукции за i-е периоды (по группам продукции), руб.

 

При оценке ритмичности целесообразно учитывать как отрицательные, так и положительные отклонения от плана. Для этого определяются числа аритмичности (в долях единицы) путём суммирования положительных и отрицательных отклонений от планового выпуска продукции по месяцам.

Коэффициент вариации ( ) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску и рассчитывается по формуле 4.21:

 

(4.21)

где – фактический выпуск продукции, руб.;

– плановый выпуск продукции, руб.;

– среднесуточный плановый выпуск, руб.;

n – число суммируемых плановых заданий.

 

Например, значение коэффициента 0,09 означает, что суточный выпуск продукции отклоняется от графика на 10,0%.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине организации, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности организации по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.