Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)
Анализ деятельности организаций начинается с изучения объемов производства и реализации продукции (работ, услуг). При этом анализу производства и реализации продукции уделяется особое внимание, так как главной целью любой организации является не просто производство товаров, но и их реализация.
Анализ объемов производства и реализации продукции является важнейшим аспектом функционирования организации. От объема, ассортимента, качества выпущенной реализованной продукции напрямую зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность.
Цели анализа могут быть следующими:
- оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;
- анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса;
- анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов.
Поэтому анализ работы промышленных организаций начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
- анализ формирования и выполнения производственной программы;
- анализ объема продукции;
- анализ ассортимента продукции;
- анализ структуры продукции;
- анализ качества продукции;
- анализ ритмичности производства;
- анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
Производство продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости. Объем производства в промышленности характеризуется валовой и чистой продукцией, выпуска – готовой и товарной продукцией, объем реализации – реализованной товарной продукцией. Важнейшими показателями объема продукции, работ и услуг являются: в строительстве – товарная строительная продукция, объем строительно-монтажных работ; на транспорте – грузооборот; в торговле – товарооборот.
Объем выполненных в организации работ определяется их трудоемкостью, т.е. количеством затраченного труда. Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией, которая зависит не только от трудоемкости, но и от материалоемкости и рентабельности изготовляемой продукции.
Необходимо пользоваться всеми измерителями, помогающими выявить влияние различных факторов на результаты производственной деятельности. С помощью разных измерителей (нормочасов, нормативной заработной платы, нормативной стоимости обработки и др.) определяют выполнение плана по трудоемкости продукции, что во многих случаях лучше характеризует действительный объем выполненных работ, чем полные стоимостные показатели.
Нормативные трудовые единицы измерения привлекаются для анализа выполнения плана по объему производства главным образом в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства невозможно использовать натуральные единицы измерения.
Применение показателей трудоемкости продукции для оценки результатов производственной деятельности позволяет уточнить эти результаты, выявить влияние побочных факторов на показатели объема производства и выпуска продукции. Вместе с тем измерение продукции в единицах трудоемкости имеет и недостатки, связанные с содержанием самих измерителей.
Рассмотрим основные индикаторы, характеризующие производство и реализацию продукции.
Стоимостные показатели производственной программы отражают объем произведенной продукции (услуг) в стоимостных измерителях. Основные стоимостные показатели:
- ВП (валовая продукция);
- ТП (товарная продукция);
- РП (реализованная продукция).
Валовая продукция – это весь объем произведенной на предприятии продукции за определенный период времени (месяц, квартал, год), независимо от степени ее готовности. Валовая продукция характеризует общий объем работ организации. В ее состав входит как законченная, так и незаконченная технологической обработкой продукция, так называемое незавершенное производство.
Незавершенная продукция – это стоимость незаконченной изготовлением продукции на всех стадиях производственного процесса от первой технологической операции и до приемки продукции службой технического контроля организации. Образование незавершенного производства необходимо для организации непрерывного движения изделия по технологическим операциям.
Валовая продукция определяется по формуле 4.4:
ВП=ТП±DНП±DПФ=ТП+(НПК-НПН)+(ПФК-ПФН), (4.4)
где DНП – изменение остатков незавершенного производства, руб.
НПК – незавершенное производство на конец периода, руб.
НПН – незавершенное производство на начало периода, руб.
DПФ –изменение остатков полуфабрикатов, руб.
ПФК – количество остатков полуфабрикатов на конец периода, руб.
НПН – количество остатков полуфабрикатов на начало периода, руб.
Элементный состав валовой продукции:
1. Готовая к потреблению продукция, произведенная за отчетный период времени всеми промышленными производственными цехами предприятия.
2. Стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпущенных в отчетном периоде на сторону, т.е. отпуск продукции организациям, стройкам, а также отпуск на непромышленные и непроизводственные нужды своего предприятия.
3. Стоимость продукции побочных и вспомогательных цехов, отпущенной в отчетном периоде на сторону.
4. Стоимость работ промышленного характера на сторону.
5. Изменение стоимости остатков полуфабрикатов собственного производства и продукции побочных и вспомогательных цехов.
6. Изменение стоимости остатков незавершенного производства.
Если часть готовых изделий произведена из материалов заказчика, то при исчислении валовой продукции стоимость сырья и материалов не исключается из стоимости готовых изделий.
Товарная продукцияпредставляет собой стоимость (полная производственная себестоимость плюс величина прибыли, закладываемая в отпускную цену) всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, произведенных за определенный период времени и предназначенных для отпуска на сторону.
В товарную продукцию не включаются следующие элементы валовой продукции:
1. Изменение стоимости остатков полуфабрикатов собственного производства и продукции побочных и вспомогательных цехов.
2. Изменение стоимости остатков незавершенного производства.
3. Стоимость сырья и материалов заказчика, если они не оплачены заводом-изготовителем.
Расчет товарной продукции производится по формуле 4.5.
, (4.5)
где Nj – планируемый выпуск готовых изделий, полуфабрикатов, товаров хозяйственного назначения j – го вида в натуральном выражении, ед.;
Цj – отпускная цена j – го вида продукции, планируемой в натуральном выражении, руб.;
Nпf – объем продукции, планируемой в стоимостном выражении (запасные части, прочие продукты и т.д.) f – го вида, руб.;
Npi – планируемый объем i – го вида работ промышленного характера в стоимостном выражении, руб.;
n – число видов продукции планируемой в натуральном выражении;
m – число видов продукции планируемой в стоимостном выражении;
k – число видов работ промышленного характера.
Рассмотренные выше стоимостные показатели искажают представление о собственном вкладе организации в конечный результат ее деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость сырья и материалов, из которых изготавливается продукция. Поэтому, чем выше стоимость используемых материалов, тем больше объем товарной и валовой продукции, хотя выпуск в физических единицах может и не изменяться. Как следствие – отсутствие стимулов снижения материалоемкости продукции.
Реализованная продукция –это продукция, которая приобретена потребителями. Объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих к оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации. Реализованной продукция считается или по факту отгрузки продукции потребителю, или по факту оплаты продукции потребителем.
В Республике Беларусь с 2013 года установлен раздельный порядок определения момента фактической реализации товаров (работ, услуг) для организаций, работающих (начисляющие налоги) на общих основаниях, и организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения. Так, с 2013 г. право выбора определения момента реализации в рамках учетной политики организации предоставляется только субъектам хозяйствования, использующим упрощенную систему налогообложения. Для организаций, осуществляющих свою деятельность на общих основаниях, моментом реализации продукции (работ, товаров, услуг) является момент отгрузки.
Объем реализованной продукции по плану можно определить по формуле 4.6.
, (4.6)
где – нереализованная продукция на конец планового периода, руб.
– нереализованная продукция на начало планового периода, руб.
Реализованная продукция (объем продаж) равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и на конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции; при уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.
Существуют и специально сконструированные искусственные стоимостные измерители производственной программы, в которых с разной степенью полноты исключен прошлый труд, например, чистая продукция, условно-чистая продукция, нормотивно-чистая продукция.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит:
- оплата труда, выданная в виде зарплаты;
- невыплаченная зарплата, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений;
- прибыль.
В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления с основных фондов). Чистая продукция (ЧП) определяется по формуле 4.7.
(4.7)
где РП – стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени;
МЗ – материальные затраты;
А – амортизация.
Условно-чистая продукция (УЧП) – это вновь созданная стоимость, включая амортизационные отчисления. По своей сути это стоимость, добавляемая на предприятии к материальным затратам. Условно-чистая продукция рассчитывается по формуле 4.8.
(4.8)
Нормативно-чистая продукция (НЧП) –представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль. Нормативно-чистая продукция рассчитывается по формуле 4.9.
(4.9)
где Зпр.р – заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная с отчислениями на социальное страхование в калькуляции себестоимости);
kз – коэффициент заработной платы, указывающий сколько на рубль зарплаты производственных рабочих приходится зарплаты работающих на обслуживании производства;
Пн – прибыль нормативная.
, (4.10)
где ЗПППП – зарплата промышленно-производственного персонала.
Данный вид стоимостной оценки продукции широко применялся в условиях экономического эксперимента (конца 70-х – середины 80-х годов).
При экономической оценке действительных результатов производства используются одновременно натуральные, трудовые и стоимостные измерители с учетом целей и специфики методического обеспечения аналитических расчетов.
На рис. 4.3 схематично представлен состав стоимостных показателей продукции.
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели объемов производства продукции.
Необходимым условием является изучение объемов производства как в границах min-max, представляющих временной ряд, так и в пределах неизменных постоянных издержек. Временный ряд составляют: минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.
Рисунок – 4.3. Состав стоимостных показателей продукции
При минимально допустимом (безубыточном) объеме реализации достигается равенство доходов и расходов при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.
Оптимальным объемом продаж считается такой объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне.
Объекты анализа представлены на рисунке 4.4.
Рисунок 4.4 – Объекты анализа объема производства и продаж продукции
(работ, услуг)
Анализируя динамику объема реализации продукции (работ, услуг), необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие стоимостного (ценового) фактора. При этом могут быть использованы следующие приемы:
- перерасчет объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (используется при относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
- корректировка на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров или по отрасли в целом.
Агрегатный индекс (Iц) имеет вид (4.12):
(4.12)
где K1 – количество произведенной продукции в отчетном периоде;
Ц0 и Ц1 – соответственно цена в предыдущем и отчетном периоде.
С помощью этой формулы сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции ( ВП′факт ) определяется следующим образом (4.13):
(4.13)
где VВВфакт – фактический объем выпуска продукции в отчетном периоде;
Iц – индекс цены.
Динамика изменения объемов производства и реализации продукции оценивается на основе индексов изменения объемных показателей.
На основе анализа индексов изменения объема производства и реализации продукции и сравнения их с индексом инфляции соответствующего периода прошлого года (Iинф) можно сделать вывод:
- о динамичном состоянии производства, если Iтп (или Iрп) > Iинф;
- о стабильном состоянии производства, если Iтп (или Iрп) = Iинф;
- о состоянии спада производства, если Iтп (или Iрп) < Iинф.
Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором сбоя в производственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособности.
Превышение объема товарной продукции над объемом реализации продукции свидетельствует о проблемах сбыта в организации. Индикатором этого являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе.
Превышение объема реализации над товарной продукцией свидетельствует о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики или о повышении платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы организация выполняла план не только по объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).
Номенклатура– это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов.
Ассортимент– перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. В отличие от перечня наименований продукции (номенклатуры), ассортимент выражается в натуральном измерении по качеству, массе или другой единице измерения.
В условиях, когда субъект хозяйствования разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов (договоров) на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить следующее:
- степень выполнения договорных обязательств;
- качество планирования;
- качество менеджмента.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что планы выпуска продукции как в общем объеме, так и по ассортименту являются исходной базой для составления планов обеспечения организации необходимым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения соответствующим оборудованием, составления штатного расписания и т.п.
Анализ выполнения плана выпуска продукции по ассортименту позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала организации.
Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру.
Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться несколькими способами:
1. По способу наименьшего процента.
Данный способ является наиболее простым, при котором фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню.
2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.
3. По способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
В отличие от ассортимента структура продукции отражает удельный вес каждого вида или группы изделий в общем объеме выпуска.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. к изменению соотношения отдельных видов или групп изделий в общем объеме выпуска.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном выражении, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль и рентабельность.
Для расчета выявления структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используются несколько методов:
1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем объеме выпуска (формулы 4.14-4.15).
(4.14)
или
(4.15)
где ВП – выпуск продукции в стоимостном выражении;
Кобщ – выпуск продукции в натуральном выражении;
УД – удельный вес каждого (i-го) наименования;
Ц – цена за единицу (i-го) наименования.
2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана основан на том, что при неизменной структуре выпуска объем выпуска по каждому виду изделия возрастает пропорционально итоговому объему.
Объем товарной продукции, пересчитанной на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле 4.16:
(4.16)
где ВПобщ – процент выполнения плана.
3. Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск (4.17-4.18).
(4.17)
или
(4.18)
Резервы роста объема производства и продаж продукции – это количественно измеримые возможности их увеличения за счет более эффективного использования ресурсов организации (факторов производства).
Поиск резервов облегчается при наличии их классификации. Как один из возможных вариантов классификации можно рассмотреть вариант, представленный на рисунке 4.5.
Рисунок 4.5. – Классификация внутрипроизводственных резервов роста объема