Риторика повествования
Повествование – словесное изображение последовательности взаимосвязанных событий, составляющих конкретный факт. Предмет повествования – действие, поэтому здесь очень важны сказуемые. Повествование организуется сюжетом, который составляют: · экспозиция – представление действующих лиц, проблемы и исходной ситуации; · завязка – образование конфликта или проблемы; · нарастание действия; · кульминация – вершина развития действия; · развязка – разрешение конфликта. Жанры повествования: биография, история какого-либо события, происшествия и др. |
Принципы создания интересного рассказа: § постоянно помнить, что, кому и с какой целью рассказывается; § следование в повествовании естественному ходу событий; § простота, краткость, ясность; § постепенное нарастание интереса до кульминации; сопровождение повествования описанием для оживления сухих фактов. |
Н.Ф. КОШАНСКИЙ Повествование – тоже описание, но только не предметов (физических и нравственных), а действий или происшествий. Повествование должно иметь те же три главных свойства: единство действия, простоту рассказа и интерес. Главное правило при расположении повествования: следование времени или естественному ходу происшествий. Повествование говорит о том, что было, оно прилично воспоминанию прошедшего. Описание представляет то, что есть, оно прилично чувствованию настоящего. Первое создает звуки вдали, второе рисует предмет перед очами. |
Задание 15. Прочитайте текст – повествование в жанре притчи, выделите в нем элементы сюжета. За счет чего создается динамика текста? Определите, какими средствами достигается диалогичность речи и как выражается отношение говорящего к сообщаемому?
Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посреди зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю.
Мудрец не спеша обходил гостей, а юноше пришлось два часа дожидаться своей очереди.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.
«И вот еще какая у меня к тебе просьба, — сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла, – возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей масло».
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а через два часа вновь предстал перед Мудрецом.
«Ну, — молвил тот, — понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале? Деревья и цветы в саду, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет? Старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?»
Пристыженный юноша признался, что ничего этого не видел, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
«Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, — сказал Мудрец. – Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет».
С ложечкой в руке юноша вновь двинулся по залам и коридорам. На этот раз он был не скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.
«А где те две капли масла, которые я просил донести и не пролить?» — спросил Мудрец.
И тут юноша увидел, что капли пролиты.
«Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, — сказал ему мудрейший из мудрых. – Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке».
Пауло Коэльо. Алхимик
Вспомните и расскажите любимую вами притчу; пользуясь риторическими рекомендациями, постарайтесь сделать ваш рассказ ярким и интересным.
Задание 16. Прочитайте стилизованную речь, написанную от имени древнегреческого оратора Демосфена. Разработайте речь – повествование от имени какого-либо известного оратора, исторического или политического деятеля. Подумайте, что необходимо учесть при создании речи-стилизации. Включите в ваше повествование элементы описания.
12 октября 322 года до н.э.
остров Калаври храм Посейдона
Я выполнил свой долг, предначертанный мне судьбой… Настал этот час… Я должен покинуть мир. В такие моменты вся жизнь проносится перед глазами. Ораторское искусство было мечтой моего детства, и я посвятил этому великому делу всю свою жизнь.
Все началось с неожиданной смерти моего отца. Мне было всего лишь семь лет, когда я стал наследником большого состояния, но мои опекуны забрали большую часть имущества. Тогда я решил судом вернуть похищенное состояние. Но, для того, чтобы выступать в суде, нужны были знания афинских законов, а самое главное – умение правильно и убедительно говорить.
Я обратился к Исею, лучшему адвокату по делам о наследствах. Обучение длилось четыре года. За это время я познакомился с произведениями всех выдающихся писателей, с особым вниманием изучал сочинения историка Фукидида и философию Платона. По окончании моего обучения начался судебный процесс, он длился пять лет. В конце концов, опекуны были осуждены, но мне так и не удалось целиком вернуть свое наследство.
Потом я стал логографом, составителем судебных речей за плату. Такое занятие оплачивалось довольно хорошо, и жил я безбедно.
И вот мое первое выступление перед народом. Закончилось оно печально: шум, смех и шиканье толпы не дали мне даже договорить до конца. Эта неудача была совершенно естественна, так как я в то время обладал слабым голосом, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, подергивал плечом, и, кроме того, я совершенно не умел держаться перед публикой. Второе мое выступление оказалось еще хуже. Я пал духом и спешил домой, закрыв лицо руками. По пути я встретил своего друга, известного афинского актера, выслушав меня, он попросил прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Я прочел. Потом прочел он… Те же слова, но мне показалось, будто это совсем другие стихи. И тогда я понял, как важна выразительность в речи оратора.
Я уединился, обрил себе полголовы, ведь в таком виде стыдно было появиться перед людьми, даже если очень захочется, и каждый день упражнялся. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, я набирал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов, стараясь говорить громко и ясно. Гуляя по берегу моря, декламировал стихи, стараясь заглушить своим голосом шум волн. Упражнялся в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхание. Любую встречу, беседу, деловой разговор я рассматривал как тренировку в красноречии. Оставшись один, я поскорее спускался к себе в подземелье (я специально устроил его для уединения) и повторял весь разговор, стараясь придать стройность изложению, привести убедительные доводы, доказательства.
И вот я стал оратором. Ко мне пришло признание, появились даже ученики, но я не долго преподавал ораторское искусство, так как решил посвятить себя политической карьере. Первые мои политические речи были произнесены на Народном собрании Афин, когда мне исполнилось тридцать лет.
К этому времени укрепилось могущество Македонии. Царь Филипп II стремился установить македонскую гегемонию над всей Грецией. В Афинах сформировались две политические группы: антимакедонская и промакедонская. Во главе промакедонской группы стоял Исократ, который был убежден, что союз между раздробленной Грецией и сильной Македонией будет крепок и влиятелен. Я же возглавлял антимакедонскую группу. По моим убеждениям, потеря независимости привела бы к падению демократии. Мною были произнесены три короткие «Олинфские» речи, были они направлены против Филиппа, который в ту пору готовился овладеть городом Олинфом. Я призывал объединиться, но остался неуслышанным, и Олинф пал. Потом мною была произнесена первая речь «Против Филиппа», за ней последовали другие, впоследствии их назвали «филиппиками».
Я был обвинен политическими противниками в подкупе и вынужден был бежать из Афин. Но после смерти Филиппа мне позволили вернуться и встретили меня с почестями. Однако Македония с новыми силами вторглась в Грецию. Мы потерпели поражение и вынуждены были заключить мир, условия которого были тягостны. Я был приговорен к смертной казни, но мне удалось бежать. Однако нашлись предатели, которые добровольно принялись за мой розыск.
Они пришли за мной. Их речи пропитаны ложью, а взгляды хитры и холодны. Они наблюдают за мной, за каждым движением моей руки, сейчас, когда я пишу последнее мое письмо, но они не догадываются о моих замыслах. Я выполнил свой долг, предначертанный мне судьбой… Настал этот час… Я должен покинуть мир.
Демосфен взял кусок папируса и тростниковое перо, как бы собираясь писать, затем поднес ко рту перо и прикусил его, как он обыкновенно делал, когда обдумывал что-нибудь. В тростниковом пере был сильнодействующий яд.
Переступив порог храма, он пошатнулся и упал замертво. Так погиб Демосфен, не пожелав смириться с порабощением родины, за свободу которой он боролся до последнего вздоха.
(Студенческая работа, 2005 г)