VI. 1. ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Раздел VI. ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ (ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ)

VI. 1. ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

В последние годы увеличивается процент детей так называемой группы риска, т. е. имеющих биологическую или социальную «пред­расположенность» к нарушению нормального онтогенеза или его дисфункции. Одной из важнейших задач специального психолога, особенно в дошкольных образовательных учреждениях любого вида, является выявление скрытых, «донозологических», слабо выра­женных особенностей развития, выходящих за рамки индивиду­альных вариантов нормативной линии возрастного развития, и создание условий для их последующего преодоления.

В связи с расширяющимися во всем мире тенденциями к так называемому включенному обучению (inclusive education), т. е. обу­чению детей с особыми образовательными потребностями вместе с нормально развивающимися детьми, повышаются требований к знанию специальной психологии и основ коррекционной педаго­гики воспитателями и педагогами не только специальных, но и общеобразовательных учреждений. Кроме того, часть детей с rto-граничными вариантами нормального онтогенеза не попадают на прием к специалистам. В связи с вышеизложенным педагогический персонал образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей группы риска и при необхо­димости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры наруше­ния и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, является метод наблюдения. Существует несколько видов наблюдений.

Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако дан­ный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под ру­ководством педагога-психолога.

Свободное наблюдение не предусматривает специальной подго­товки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспи­тателем в повседневной обстановке. Воспитатель наблюдает за деть­ми на занятиях, во время прогулки, отмечает особенности форми­рования моторных навыков, навыков самообслуживания, особен­ности развития личности, специфику в формировании коммуни­кативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности. Эта инфор­мация очень важна для других специалистов, так как она характе­ризует ребенка наиболее полно и собрана в процессе длительного динамического наблюдения. Воспитатель фиксирует результаты своих наблюдений за детьми в специальном дневнике, который должен быть доступен для других специалистов. Важность такой деятельно­сти воспитателя можно проиллюстрировать следующим образом. Например, врач назначает медикаментозное лечение ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата. Однако повседневное наблюдение за ним во время медикаментозной терапии врач осу­ществить не может, вместе с тем ему важно знать степень эффек­тивности назначенных препаратов, их влияние на соматическое и психическое состояние данного пациента. Только воспитатель мо­жет дать подобную информацию врачу и педагогу-психологу на основании длительного, повседневного наблюдения за ребенком.

Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Известно, что именно в деятельности про­являются особенности психики человека. Поэтому воспитатель, участвуя, например, в игровой деятельности вместе с детьми, может более полно, чем при внешнем наблюдении со стороны, выявить особенности взаимодействий между детьми, личностные особенности, особенности общения, ролевые предпочтения, твор­ческий потенциал и др.

Существуют и другие виды наблюдений (групповое, индивидуальное; кратковременное, долговременное; внешнее, внутрен­нее и др.). Мы остановились на наиболее значимых в контексте деятельности воспитателя в специальном дошкольном учрежде­нии. Еще раз напомним, что наблюдение проводится в естествен­ной, повседневной обстановке, при этом ребенок не должен знать, что за ним ведется наблюдение.

Итак, роль воспитателя в реализации данного метода диагнос­тики чрезвычайно велика.

Сформулируем некоторые принципы, которыми сотрудники образовательного учреждения, учитывая современные тенденции в состоянии здоровья детей и изменений в образовательных стра­тегиях, могут руководствоваться в целях раннего выявления детей с проблемами в развитии и оказания своевременной помощи.

ü Сотрудники обеспечивают как можно более раннее выявление индивидуальных и типологических особенностей ребенка и последующий их учет в работе с детьми.

ü Используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных ви­дах деятельности, сотрудники выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.

ü Сотрудники обращают внимание на особенности базовых
проявлений активности ребенка, составляющих основу его пси­хосоциального развития, таких, как:

- уровень общей и двигательной активности;

- ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;

- характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);

- интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;

- качество настроения ребенка;

- способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном кон­такте или манипуляции с предметами;

- способность ребенка к преодолению препятствий.

ü На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрос­лых сотрудники ДОУ выявляют детей со сниженной потребнос­тью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.

ü При обнаружении у ребенка отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настро­ение), сотрудники организуют более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).

ü При квалификации наблюдаемых особенностей детского по­ведения как отклонений сотрудники могут руководствоваться сле­дующими критериями:

- изменение привычного для данного ребенка поведения в це­лом;

- несоответствие поведения половозрастным нормам развития;

- длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;

- тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения (изред­ка возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о наличии серьезной причины);

- «синдромологичность», т. е. множественность своеобразных черт (более пристальное междисциплинарное внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и эмоциональ­ными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в ; других характеристиках психической деятельности);

- специфичность возникновения того или иного симптома от­клонения, указывающая на социальный характер причины его возникновения;

- пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрос­лым;

- запаздывание в формировании навыков опрятности.

ü Пока причины отличающегося от общевозрастных норм по­ведения не выяснены, сотрудники строят свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди». Например, ребенка, испы­тывающего выраженный страх перед любым новым объектом или изменением привычных условий, постепенно готовят к встрече с новым взрослым, смене обстановки.

ü По выяснении причин отличающегося от общевозрастных норм поведения ребенка и разрабатывается перспективный план его развития и коррекции; сотрудники, используя возможности игр, занятий, режимных моментов, включаются в коррекционный процесс. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-трех недель пребывания в ДОУ, а также пос­ле длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного уч­реждения (см. приложение к данному разделу — «Лист адаптации»).

Проводится специальная работа с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.

С целью предотвратить закрепление у детей возникающих защитных реакций на какое-либо препятствие или затруднение в деятельности, сотрудники изучают характер эмоциональных ре­акций и действий ребенка в данных ситуациях.

Выделяют детей со следующими типами защитных реакций:

- пассивный молчаливый уход;

- эмоциональный уход, сопровождающийся плачем;

- аффективный уход, сопровождающийся агрессивными действи­ями, направленными как на ситуацию, так и на окружающих людей.

На основании наблюдений за детьми в различных видах дея­тельности (социальной, познавательной, речевой, двигательной) выделяют детей с отставанием в смене ведущих форм общения со взрослым (тех, у которых, например, вместо предметно-дей­ственных средств установления контакта продолжают доминиро­вать экспрессивно-мимические формы взаимодействия со взрос­лым и т.п.).

ü В качестве базового развивающего и коррекционного метода широко используется игровая деятельность. В процессе педагоги­ческого взаимодействия выявляются дети с низким, не соответ­ствующим возрастным нормам уровнем развития игровой деятель­ности. В случае выраженного отставания и отсутствия положитель­ной динамики в развитии игровой деятельности должно прово­диться тщательное обследование ребенка с привлечением различ­ных специалистов для выяснения причин данного отставания.