IV.2.4. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поскольку в характеристику носителей каждого типа дисгармонического развития входило описание их личностных, социальных и частично познавательных возможностей, в данном разделе отсутствует описание познавательного и личностного развития подростков с акцентуациями и психопатиями.
Учитывая, что патологический и акцентуированный характер в конечном счете складывается под влиянием воспитания, необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и социальном развитии. Имея такие данные, следует организовать среду воспитания и развития ребенка таким образом, чтобы были учтены его слабые и сильные стороны. Главная задача — обходя провоцирующие факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспитания усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого человека.
Для педагога основным методом в данном случае является изучение социальной ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих по разным поводам социального взаимодействия с различными представителями социума (решение учебной задачи, конфликтная ситуация, распределение обязанностей, игровое взаимодействие и т.д.). Не менее важно использовать все данные, которые предоставляет опрос родителей и самого подростка, оценивая стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и типологическим особенностям ребенка, а также адекватность самого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности. Целесообразно включить в содержание опроса следующие темы: раннее развитие, включая соматическое и психологическое здоровье ребенка, наиболее тяжелые события, перенесенные ребенком, и реакции на них; реакция на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в детский сад, школу, изменение состава семьи и т.п.); отношения с различными социальными группами (сверстниками, близкими взрослыми, чужими взрослыми); отношение к учебной деятельности (общий знак отношения, любимые и нелюбимые предметы, значимость учебных достижений и неудач); интересы, увлечения, планы на будущее, сексуальные проблемы, касающиеся первых влюбленностей, связанных с ними переживаний в аспекте оценки своей привлекательности.
Подобная беседа может разворачиваться только на фоне доверительного контакта с подростком. При отсутствии такого контакта не следует настаивать, а отложить разговор и обследование, продумав его построение на будущее.
Психологическое давление, оказываемое на подростка, может привести к ухудшению психического состояния и углублению дезадаптивных расстройств.
Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям ребенка: контактности или замкнутости, эмоциональным проявлениям, включая мимику, жесты, преобладающий фон настроения и его изменения при затрагивании различных тем.
Можно использовать и различные стандартные анкеты и опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных расстройств у детей и подростков. В частности, можно назвать «Опросник Т. М. Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4—18 лет»; «Методику изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения»; «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)», разработанный А. Е.Личко и служащий для определения типов акцентуаций характера и психопатий в подростковом и юношеском возрасте (от 14 до 18 лет); «Подростковый опросник Леонгарда — Шмишека» для определения акцентуаций характера (в соответствии с типологией К. Леонгарда) и некоторые другие.
См»: Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1999.
При своевременном распознании предпосылок личностного неблагополучия возможно предотвратить развитие психопатий (смягчить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики социальной ситуации развития).
Отечественный ученый и педагог В.П. Кащенко разделил все методы коррекционной помощи по отношению к «трудным детям» на две группы: педагогические и психотерапевтические. В число педагогических воздействий он фактически включал и психологические методы, такие, как коррекция страхов, самокоррекция.
По отношению к подростку в психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции:
ü воспитательная — восстановление положительных качеств личности;
ü компенсаторная — нахождение области оптимальной реализации возможностей подростка;
ü стимулирующая — активизация значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения
ü к оценкам;
ü корректирующая — работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств личности подростка;
ü регулирующая — стимуляция процессов саморегуляции и самокоррекции.
В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений и т.п.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите, что такое характер и как он может быть связан с дисгармонией развития.
2.Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера.
3.Опишите принципы построения типологии личности Э. Кречмера.
4.Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возникновения.
5.Назовите основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков).
6.Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий применительно к детскому возрасту К. Леонгарда.
7. В чем отличие классификации А. Е. Личко от классификации К. Леонгарда?
8. Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.
9. Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармонического развития в детском возрасте.
Литература
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов, 1997.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.
Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 1997.
Приложение к разделу IV