Текст 4

Второй этаж, третий. Нажимаю на кнопку звонка. Еще мгновение, и я увижу своего лучшего друга. Слышу знакомое «кто там?», контрольное перед открытием двери (хотя он прекрасно меня видит). Я отвечаю серьезным голосом «Вам повестка из военкомата» или «Вас беспокоят из Нобелевского комитета».

Дверь открывается, и передо мной по-детски добродушная, улыбающаяся физиономия двадцатилетнего парня. Неподдельная радость в его глазах обнаруживается по их характерному блеску, который усиливается большими очками с толстыми линзами. Он их носит с пятого класса. Рассматривая фотографии тех лет, невольно улыбнешься, видя на них маленького мальчика в больших-больших очках. Эти очки носил его отец, погибший вместе с матерью в автомобильной катастрофе, когда сыну было только 9 лет. С тех пор он с ними не расстается. Смерть родителей кардинально изменила его характер и образ жизни. Он прочитал много умных книг, серьезно занимался и занимается математикой, программированием и физикой.

Но в последнее время этого длинноволосого возмужалого «ребенка» все чаще и чаще можно застать за чтением «Гарри Потера» или за просмотром мультфильмов. Я думаю, что таким образом он восполняет пробелы детских впечатлений, которых он лишил себя сам. Он не любит выходить из дома, отчего его живот все более и более становится похож на рюкзак, по которому его хозяин в минуты безделья или радости стучит как по барабану. Пару раз я был свидетелем этого ритуала, который вызывал у меня приступы смеха.

Обязательно он подсовывает мне какую-нибудь математическую игру или задание на логику. Я намеренно занижаю свои умственные способности, чтобы он с рвением начал наводить меня на правильный ответ.

В последнее время я редко бываю у него. Но каждый раз его искренность и желание помочь заставляют сказать самому себе: «Эй, парень, а ведь не все так плохо! У тебя есть друг! Настоящий друг, который никогда не предаст, всегда поможет словом и делом!».

Студенческая работа, 2004 г.

Задание 12. Пользуясь знаниями риторики описания, создайте тексты - описания разных жанров:

1) речь — описание любого предмета, окружающего нас в быту, который вам интересен;

2) опишите любимое вами место или место, где вы хотели бы жить, так, чтобы у слушателей возник «эффект присутствия»;

3) речь — портрет человека (внутренний и внешний), попробуйте создать живой образ на основе самого существенного свойства;

4) речь — словесный пейзаж, описание любимого вами природного ландшафта (гора, озеро, дерево и т. п.), состояния или явления природы (сумерки, рассвет, утро, морской прилив и т.п.)

Задание 13.Составьте текст-рекламу любого предмета или продукта. Основой выберите описание, цель описания– представить самые привлекательные его стороны.

 

Задание 14.Представьте, что вы работаете гидом, для вашей экскурсии подготовьте описание какого-либо интересного места Санкт-Петербурга или экспоната музея, постарайтесь сделать ваш рассказ интересным и содержательным для слушателей.