В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

 

Психология детей со слабовыраженными отклонениями в пси­хическом развитии (задержкой психического развития) — одно из направлений специальной психологии, занимающееся изуче­нием своеобразия психического развития детей с легкими нару­шениями развития, имеющими характер дисфункций и легких по­вреждений. В центре внимания данного направления — выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной катего­рии, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможно­сти ребенка.

К задачам первостепенной важности психологии детей со сла­бовыраженными отклонениями можно отнести следующие:

разработка принципов и методов раннего выявления слабовы­раженных отклонений;

вопросы дифференциальной диагностики, разработка принци­пов и методов психологической коррекции;

разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной категории.

II.2.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

 

Проблема слабовыраженных отклонений в психическом раз­витии возникла и приобрела особое значение как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вслед­ствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось боль­шое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы', которые появились в России в 1908 — 1910 гг.

Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50 — 60-х гг. эта проблема при­обрела особую значимость, в результате чего под руководством М. С. Певзнер, ученицы Л. С. Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее ис­следование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспева­емости на фоне усложнения программ обучения заставило ее пред­положить существование каких-то форм психической недостаточ­ности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требова­ний. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследова­ние стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформу­лированных представлений о детях с задержкой психического раз­вития (ЗПР).

Так появилась новая категория аномальных детей, не подле­жащих направлению во вспомогательную школу и составляю­щих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников

' В настоящее время школы для умственно отсталых детей обозначаются как специальные школы VIII вида.

 

общеобразовательной системы обучения. Работа М. С. Певзнер «Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний» (1966) и книга «Учителю о детях с отклоне­ниями в развитии», написанная совместно с Т. А. Власовой (1967), являются первыми в ряду психолого-педагогических публикаций, посвященных изучению и коррекции ЗПР.

Таким образом, проведение комплекса исследований этой ано­малии развития, начатое в НИИ дефектологии АПН СССР в 1960-х гг. под руководством Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, было продиктовано насущными потребностями жизни: с одной сторо­ны, необходимостью установления причин неуспеваемости в мас­совых школах и поисков способов борьбы с нею, с другой — по­требностью дальнейшей дифференциации умственной отсталости и других клинических нарушений познавательной деятельности.

Комплексные психолого-педагогические исследования детей с диагностированной ЗПР в течение последующих 15 лет позволили накопить большое количество данных, характеризующих своеоб­разие психического развития детей данной категории. По всем изу­чаемым показателям психосоциального развития дети данной ка­тегории качественно отличаются от других дизонтогенетических расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития — с другой, занимая по уровню психического развития промежуточ­ное положение между умственно отсталыми и нормально разви­вающимися сверстниками. Так, по уровню интеллектуального раз­вития, диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с ЗПР часто оказываются в зоне так называемой пограничной умственной отсталости (IQ от 70 до 90 условных единиц). По Международ­ной классификации (см. приложение 1 к разделу I) ЗПР опреде­ляется как «общее расстройство психологического развития» (F84).

В зарубежной литературе дети с ЗПР рассматриваются либо с чисто педагогических позиций и обычно описываются как дети с трудностями в обучении (educationally disabled, children with learning disabilities), либо определяются как неприспособленные, пре­имущественно вследствие неблагоприятных условий жизни (mala­djusted), педагогически запущенные, подвергнувшиеся социальной и культурной депривации (socially and culturally deprived). К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения. Дру­гие авторы, согласно представлениям о том, что отставание в раз­витии, проявляющееся в трудностях обучения, связано с резидуальными (остаточными) органическими повреждениями мозга, детей данной категории называют детьми с минимальными моз­говыми повреждениями (minimal brain damage) или детьми с ми­нимальной (легкой) мозговой дисфункцией (minimal brain dysfunc­tion). Для описания детей со специфическими парциальными труд­ностями в обучении широко используется термин «дети с синд­ромом дефицита внимания и гиперактивностью» — синдром СДВГ (children with attention deficit hyperactivity disorders — syndrom ADHD).

Несмотря на достаточно большую разнородность детей, отно­сящихся к данному типу дизонтогенетических расстройств, им можно дать следующее определение.

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных пер­вичных недостатков в функционировании отдельных анализатор­ных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети дан­ной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (оста­точных явлений легких повреждений центральной нервной си­стемы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоцио­нально-волевой сферы по типу психофизического инфантилиз­ма, а также педагогической запущенности в результате небла­гоприятных социально-педагогических условий на ранних эта­пах онтогенеза ребенка). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляцион­ном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познава­тельной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Перечисленные выше харак­теристики не препятствуют освоению детьми общеобразователь­ных программ развития, но обусловливают необходимость оп­ределенной их адаптации к психофизическим особенностям ре­бенка.

При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возмож­но частичное, а иногда и полное преодоление данного отклоне­ния в развитии.