Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ

Раздел П. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ

 

Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка..................................1

II. 1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей .........1

II. 1.2. Исторический экскурс ..................................................................2

II.1.3. Причины умственной отсталости. Классификации

по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу .........3

II. 1.4. Особенности развития познавательной сферы ..........................5

11.1.5. Особенности развития личностности и эмоционально-волевой сферы...............................................................................15

11.1.6. Особенности деятельности...........................................................18

Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)........................................................................................ 22

II.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными

отклонениями в психическом развитии .....................................22

П.2.2. Исторический экскурс..............................................................22

11.2.3. Причины и механизмы слабовыраженных

отклонений. Классификация по степени тяжести

и этиопатогенетическому принципу ...........................................24

11.2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР ... 28

11.2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы............................................................................. 37

II. 2. 6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные

отклонения в психофизическом развитии................................ 43

II. 2. 7. Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания ..................................................................................46

Приложение к разделу II ...................................................................... 55

Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ

Как было показано в разделе I, наряду с общими закономер­ностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза, можно выделить закономерности, специфические для каждого из трех основных направлений нарушенного онтоге­нетического развития, а также свойственные только каждому типу. Для дизонтогенетических расстройств, возникающих преиму­щественно вследствие ранних органических повреждений или не­доразвития различных структур головного мозга, характерны сле­дующие проявления:

задержка в созревании мозга;

задержка разной степени выраженности в формировании мо­лодых и высоко дифференцированных мозговых структур, таких, как лобные отделы головного мозга, зоны «перекрытия», лежа­щие на пересечении теменно-височно-затылочных отделов; недостаточность общей интегративной деятельности мозга; инертность психической деятельности;

нейродинамические нарушения, проявляющиеся в дисбалансе между процессами возбуждения и торможения (слабость процессов торможения, что ведет к чрезмерной иррадиации возбуждения);

нарушение функций активного внимания как базового усло­вия эффективного включения в деятельность; непрогредиентный характер течения;

трудности (а иногда невозможность) усвоения общеобразова­тельных стандартов всех уровней образовательной системы.