Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ
Раздел П. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ
Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка..................................1
II. 1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей .........1
II. 1.2. Исторический экскурс ..................................................................2
II.1.3. Причины умственной отсталости. Классификации
по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу .........3
II. 1.4. Особенности развития познавательной сферы ..........................5
11.1.5. Особенности развития личностности и эмоционально-волевой сферы...............................................................................15
11.1.6. Особенности деятельности...........................................................18
Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)........................................................................................ 22
II.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными
отклонениями в психическом развитии .....................................22
П.2.2. Исторический экскурс..............................................................22
11.2.3. Причины и механизмы слабовыраженных
отклонений. Классификация по степени тяжести
и этиопатогенетическому принципу ...........................................24
11.2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР ... 28
11.2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы............................................................................. 37
II. 2. 6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные
отклонения в психофизическом развитии................................ 43
II. 2. 7. Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания ..................................................................................46
Приложение к разделу II ...................................................................... 55
Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ
Как было показано в разделе I, наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза, можно выделить закономерности, специфические для каждого из трех основных направлений нарушенного онтогенетического развития, а также свойственные только каждому типу. Для дизонтогенетических расстройств, возникающих преимущественно вследствие ранних органических повреждений или недоразвития различных структур головного мозга, характерны следующие проявления:
задержка в созревании мозга;
задержка разной степени выраженности в формировании молодых и высоко дифференцированных мозговых структур, таких, как лобные отделы головного мозга, зоны «перекрытия», лежащие на пересечении теменно-височно-затылочных отделов; недостаточность общей интегративной деятельности мозга; инертность психической деятельности;
нейродинамические нарушения, проявляющиеся в дисбалансе между процессами возбуждения и торможения (слабость процессов торможения, что ведет к чрезмерной иррадиации возбуждения);
нарушение функций активного внимания как базового условия эффективного включения в деятельность; непрогредиентный характер течения;
трудности (а иногда невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.