Тема 2. Розничная купля-продажа

Формируемые компетенции:

В результате освоения данной темы студент должен быть способен:

В области знания:

- дать определение договора розничной купли-продажи;

- сформулировать отличительные признаки розничной купли-продажи;

- перечислить источники правового регулирования отношений розничной купли-продажи;

- описать субъектный состав обязательства розничной купли-продажи (ОК-3, ОК-7).

В области умения:

- распознавать договор розничной купли-продажи в конкретной юридической ситуации;

- определять последствия нарушения прав потребителя;

- аргументировано и юридически грамотно высказывать свое мнение по дискутируемым проблемам (ОК-4, ПК-5, ПК-6).

В области ценностных ориентаций:

- осознавать роль договора розничной купли-продажи в современной экономике;

- дать оценку существующей практике применения норм о розничной купле-продаже (ОК-1, ОК-9).

Вопросы к занятию:

1. Каковы отличительные признаки розничной купли-продажи?

2. Каковы особенности субъектного состава розничной купли-продажи? Кто в законодательстве и науке гражданского права понимается под «потребителем»?

3. Какие нормативно-правовые акты образуют законодательство о защите прав потребителей?

4. В чем заключаются особенности оформления договора розничной купли-продажи? Как определяется момент заключения договора при совершении покупателем конклюдентных действий (продажа с использованием автоматов, в магазинах самообслуживания)?

5. Какими дополнительными правами и обязанностями наделены стороны договора розничной купли-продажи? Чем можно объяснить их наличие?

6. Какие гарантии соблюдения интересов потребителей предусмотрены действующим законодательством? Каковы последствия несоблюдения добровольного порядка удовлетворения требований потребителя?

Методика занятия: комментирование; творческие задания - решение ситуационных задач, анализ конкретных юридических ситуаций; работа в малых группах.

Продолжительность занятия: 4 академических часа.

Рекомендуемые нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301; 2008. № 20. ст. 2253.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410; 2007. № 50. ст. 6247.

3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. № 52. ст. 5240; 2007. № 19. ст. 2293.

4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 15; СЗ. 2007. № 44. ст. 5282.

5. Постановление Прави­тельства РФ «Правила продажи товаров дистанционным способом» от 27.09.2007. № 612 // СЗ РФ. 2007. № 41. ст. 4894.

6. Постановление Прави­тельства РФ «Правила продажи отдельных видов товаров» от 19.01.1998 № 55 // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст.482; 1998. № 43; 2007. № 14. ст. 1497.

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21.07.1997г. № 918 в ред. от 07.12.2000г. с изм. от 27.02.2007 //СЗ РФ. 1997. № 30, 1999. № 41; 2000 № 50.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 № 10 // Бюллетень ВС РФ. 1995. № 3; 2007. № 5.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29.09.1994 № 7 // Вестник ВАС РФ. 1995. № 3. Бюллетень ВС РФ. 1995. № 1,7; 1997. № 1,3; 2007. № 7.

Рекомендуемая литература:

1. Агафонова Н.Н. Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи // Закон. 2004. № 10.

2. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. 2003. № 7.

3. Богдан В.В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей // Российский судья. 2003. № 3.

4. Борисов И.А. Существенные недостатки в автомобиле: особенности законодательства и судебной практики о защите прав потребителей // Право и экономика. 2008. № 12.

5. Витрянский В.В., Брагинский М.И.. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. - М.: Статут, 2001. С. 76-97.

6. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2008.

7. Гражданское право: в 4 т. Том 3: Обязательственное право. Учебник / отв. редактор проф. Е.А. Суханов. 3-е изд. перераб. и доп. - М. .: Волтерс Клувер, 2006.

8. Гражданское право: Учеб.: в 3 т. Т.2. / под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2009.

9. Гущина И.А. Всегда ли прав потребитель? // Российская юстиция. 2008. № 12.

10. Журбин Б. Потребитель в законе // ЭЖ- Юрист. 2005. № 7.

11. Закон о защите прав потребителей. Комментарий к закону и практике его применения / Отв. Ред. А.Е. Шерстобитов. - М., 2004.

12. Келебай Е.Б. Неустойка, установленная Федеральным законом "О защите прав потребителей" за просрочку выполнения требования потребителя в отношении услуги (или работы), не подлежит уменьшению судом // Юрист. 2009. № 4.

13. Кирюшина И.В. Потребитель как участник гражданско-правовых отношений // Цивилистические заметки. Вып. III. Субъекты частноправовых отношений: сборник научных статей / отв. Ре. В.Я. Музюкин. – Барнаул, 2007. С. 75-85.

14. Кирюшина И. В. Правовой статус потребителя и его реализация в гражданском праве. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2004.

15. Корнилов Э. Проблемы законодательной регламентации проведения экспертиз товаров, работ и услуг по спорам о защите прав потребителей // СПС «Консультант Плюс».

16. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 69-72.

17. Кратенко М.В. Несправедливые условия в договорах с потребителями: понятие, виды, способы судебной защиты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 4

18. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. М., 1994.

19. Леонова Г. Обязательные требования к качеству товаров // Хозяйство и право. 2004. № 11. С. 14-21.

20. Мамматов М. Надзор за соблюдением прав потребителей // Законность 2009. № 4

21. Парций Я. Постатейный комментарий к закону РФ «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант Плюс».

22. Райлян А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 10.

23. Романец Ю.М. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 259-267. Скворцова Т.А. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для потребителей // Юрист. 2009. № 1.

24. Талимончик В.П. Международные сети по защите прав потребителей // СПС «Консультант плюс».

25. Челышев М.Ю. Закон РФ "О защите прав потребителей": необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир. 2009. № 2.

26. Шматко О.В. О правовой природе ответственности за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке // СПС «Консультант плюс».

Материально-техническое обеспечение:задания для малых групп.

Творческие задания:

1. Определите соотношение понятий «покупатель» и «потребитель» применительно к договору розничной купли-продажи.

2. Определите, на какие из перечисленных отношений распространяется законодательство о защите прав потребителей:

а) приобретение строительных материалов индивидуальным предпринимателем для ремонта собственной квартиры;

б) внесение денежных средств гражданином в качестве банковского вклада;

в) приобретение гражданином туристической путевки на отдых за границей;

г) приобретение детско-юношеской библиотекой книг и журналов в книжном магазине в целях пополнения библиотечного фонда;

д) покупка гражданином бывшего в употреблении холодильника в комиссионном магазине.

Обоснуйте свой выбор.

3. Сравните «гарантийный срок», «срок годности» и «срок службы» по следующим критериям: а) значение и сфера применения; б) вид товара, на который устанавливается срок; в) единицы измерения; г) последствия истечения. Оформите полученные результаты в виде таблицы.

4. Сравните последствия передачи товаров с недостатками, предусмотренные общими положениями гл. 30 ГК, нормами ГК о розничной купли-продажи и Законом «О защите прав потребителей». Оформите полученные результаты в виде таблицы. Чем можно объяснить различия в правовом регулировании последствий одного и того же правонарушения?

5. Опираясь на нормативные акты, перечислите субъектов, к которым могут быть предъявлены требования потребителем и дайте им краткую характеристику. Например: Согласно ст. 10, 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель может предъявлять требования к продавцу, которым признается….

6. Решите задачи:

1) Скворцов купил по образцу холодильник «Индезит» в магазине ООО «Север» с условием доставки его на дом в оговоренный срок. Холодильник был доставлен с опозданием на пять дней; на этот период Скворцову пришлось взять отпуск за свой счет. Работники магазина, доставившие холодильник, на вопрос о дате его установки не ответили. Платный механик, вызванный из мастерской для установки холодильника, обнаружил при его включении в электросеть неисправность электропроводки, не позволявшую безопасно эксплуатировать холодильник.

Продавец отказался забрать холодильник своим транспортом и Скворцову пришлось транспортировать его за свой счет. В магазине он узнал, что холодильники «Индезит» подорожали на 10% и что обменять его холодильник на новый нельзя, поскольку такой модели нет в продаже. Продавец принял холодильник Скворцова в ремонт, но в просьбепокупателя о предоставлении на время ремонта другого холодильника отказал. Отказ продавец объяснил тем, что онвзял холодильник в ремонт из любезности, хотя вовсе не обязан был этого делать. По мнению продавца, холодильник сломался по причине того, что покупатель устанавливал его своими силами, не дождавшись квалифицированного представителя продавца, а потому требования закона «О защите прав потребителей» не могут применяться - налицо вина самого Скворцова в поломке. Отремонтированный холодильник был доставлен покупателю спустя 60 дней.

Скворцов подал иск в суд к ООО «Север» с требованием: а) оплатить ему пять рабочих дней ожидания доставки холодильника; б) проценты на стоимость холодильника в соответствии с учетной ставкой банковского процента за пять дней; в) стоимость работ платного механика; г) стоимость доставки холодильника продавцу; д) неустойку в размере 1% от новой цены холодильника за каждый день непредставления ему холодильника на период ремонта - за 30 дней; е) арендную плату, взимаемую за прокат аналогичного холодильника в бюро проката за один месяц; ж) штраф за выпуск и продажу недоброкачественной продукции в сумме 200 минимальных размеров оплаты труда, з) возмещение морального вреда в сумме 30 000 руб.

Все ли требования покупателя подлежат удовлетворению и почему? Какие еще требования может предъявить потребитель в данной ситуации?

2) Васина приобрела в магазине г. Кемерово золотые часы.Часы были произведены Санкт-Петербургской ювелирной фабрикой, при этом фабрика производила корпус и браслет часов, а часовой механизм приобретала у часового завода. Часовой завод установил гарантийный срок на часовые механизмы 1 год с момента изготовления, ювелирная фабрика установила гарантийный срок на часы 3 года с момента изготовления, продавец установил гарантийный срок на часы 1 месяц со дня продажи. Часовой механизм часов Васиной был произведен 8 декабря 2010г. Часы были изготовлены 15 февраля 2011г. и опломбированы 20 марта 2011г., а поступили в продажу 3 мая 2011г. Васиной часы были приобретены 1 августа 2011г., а 8 сентября 2011г. они сломались.

Васина обратилась в магазин с просьбой произвести ремонт часов, однако магазин отказал ей, ссылаясь на пропуск гарантийного срока. Тогда покупатель обратилась к ювелирной фабрике-изготовителю часов с требованием возвратить деньги за часы, однако ювелирная фабрика ответила отказом, мотивируя тем,что она производит корпуса и браслеты, а они в исправном состоянии – золото соответствует пробе, не деформировано, драгоценные камни не выпали, и вообще, никаких недостатков в часах как ювелирном изделии не обнаружено. Фабрика посоветовала Васиной обратиться на часовой завод.

Часовой завод также отказал Васиной в требовании возвратить деньги, поскольку считал, что, во-первых, истек гарантийный срок на часовой механизм, во-вторых, он не состоит с Васиной ни в каких отношениях. В-третьих, он не производит золотых часов.

Как разрешить спор? К каким субъектам могут быть предъявлены требования об устранении недостатков или о замене товара на аналогичный?

3) Андреев купил в магазине АО «Люкс» джинсы производства США «Мустанг». О продаже АО джинсов именно этом фирмы свидетельствовала реклама на телевидении, информация об этом была в самом магазине, на джинсах имелся ярлык фир­мы. Однако приобретенные джинсы оказались неизвестного про­изводства. Андреев обратился к мировому судье с иском о растор­жении договора, возмещении убытков и морального вреда по тем основаниям, что проданные ему джинсы не соответствуют заяв­ленным в рекламе, ответчик преднамеренно вводит покупателей в заблуждение относительно характера, способа, места изготов­ления и потребительских свойств товара, что повлекло за собой приобретение Андреевым товара, не обладающего необходимы­ми ему свойствами.

Какое решение должен вынести суд?

4) Тимофеев 10 мая купил в торговом центре зимние ботинки. Через несколько дней жена Тимофеева, приехав из командировки, убедила мужа, что сапоги подобного фасона в новом сезоне выйдут из моды, и ему необходимо купить более теплые и совре­менные ботинки. Тимофеев пришел в торговый центр 25 мая и по­просил обменять купленную обувь на другой фасон или вернуть ему их стоимость.

Однако заведующая торговым центром отказалась вернуть деньги за сапоги, а сапог других моделей в магазине не было. Свой отказ заведующая магазином мотивировала тем, что деньги за товар они обратно не возвращают, к тому же Тимофеев про­пустил 14-дневный срок. Тимофеев настаивал на удовлетворении своих требований, пояснив, что 24 мая был выходной день - вос­кресенье и центр был закрыт. Более того, по мнению Тимофеева, исчисление срока в данном случае следует начинать со времени наступления зимнего сезона. Тимофеев вынужден был обратить­ся к юристу.

Кто прав в этом споре?

Вариант. Изменится ли решение, если Тимофеев приобрел не сапоги, а золотые серьги в подарок жене?

Работа в малых группах

В юридической литературе существует мнение о целесообразности распространения законодательства о защите прав потребителей на покупателей - юридических лиц, однако имеются и противники данного изменения. Определите свою позицию по указанному вопросу (за или против) и предложите свои доводы группе единомышленников, которая после совместного обсуждения в течение 15 минут должна выбрать 5 наиболее веских аргументов и озвучить их на занятии. Другой группе, отстаивающей противоположную позицию, дается право задать уточняющие вопросы (в случае необходимости), а затем попытаться опровергнуть доводы противника.