При собственно случайной степени отбора

N – генеральная совокупность;

n – выборочная совокупность;

– ошибка выборки

Для гомогенной совокупности( - дисперсия)

 

При повторном отборе n= ,   При бесповторном отборе n= ,  

 

Для гетерогенной совокупности(q – доля признака)

При повторном отборе n= ,   При бесповторном отборе n= ,  

 

 

При написании научного отчета или статьи в акаде­мическом журнале от авторов исследования всегда требуют чет­ких разъяснений относительно самого исследования и выборочной совокупности: кто и когда проводил исследование, какие ме­тоды исследования использовались, каковы тип, объем и харак­тер выборки, ошибка репрезентативности, состав выборочной со­вокупности по главным параметрам (например, пол, возраст, на­циональность, образование), контроль данных и др.

Принципы выборки описываются не только для метода опро­са, но и для каждого метода, используемого в исследовании: ана­лиз документов, наблюдение и т.д.

Следующий шаг - обоснование методов сбора эмпирических данных. Для этого исследователь должен указать технико-организационные пара­метры используемых методов сбора данных (МСД). Так, если речь идет об опросе, то следует отметить, применяется ли анкетирование, интервьюирование или смешанная стратегия; где проводится оп­рос: по месту жительства, месту работы или в целевой аудитории (в кино, на приеме в ведомственной поликлинике, в заводских пунктах службы быта, в профилактории и т.п.), какая разновидность анкетирования применяется: раздаточная, курьерская, на рабочих местах; групповое (аудиторное) анкетирование; в присутствии анкетера или без него; почтовое, прессовое анкетиро­вание. Столь же подробно характеризуется и методика ин­тервьюирования: к программе желательно приложить инструкции для анкетеров (интервьюеров) и бланки вопросников.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т.д.

Проектируя методическое обеспечение программы исследова­ния, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных. Это главное требование, соблюдение которого характеризует профессиональное мастерство.

2. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои, четко очерченные познавательные возможности.

3. Не существует вообще «хороших» и «плохих» методов, есть методы, адекватные и неадекватные исследовательским задачам. Выбрать надежный метод — значит логически обосновать его соответствие поставленной задаче.

4. Надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

5. Адекватность и надежность метода проверяются в пробном (пилотажном) исследовании.

6. Каждый метод при его испытании в пробном исследовании ведет себя по-своему, поэтому требует специальных правил апробации.

Также в процедурно-методологическом разделе программы КСИ обосновываются методы обработки и анализа данных: способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиворечивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных.

С эмпирическими данными можно производить следующие операции:

1) подготавливать их для обработки; шифровать, коди­ровать и т.д.;

2) обрабатывать (вручную или с помощью компью­тера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.;

3) анализировать;

4) интер­претировать.

Этап анализа данных — комплекс процедур, составляющих ста­дии преобразования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки данных, проверки надежности информации, формирования описательных данных, их интерпретации; резуль­тирующий этап обобщения данных анализа и реализации приклад­ной функции. На каждом этапе решаются относительно самосто­ятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании отли­чается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются опре­деленная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпре­тации полученных показателей и проверки гипотез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы данных, изменя­ются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответствен­но, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь общее направление цикла анализа данных.

Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей процедуры социально-политического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соответствии с разрабатываемой методи­кой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линейных) распреде­лений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, которые будут получены на ЭВМ.

Анализ данных — основной вид работ социально-политического иссле­дования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать инфор­мацию об изучаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты исследования, уста­новить направления и формы их практического применения.

Основные нормативные требования: руководящая роль теоре­тических требований, методологических принципов; концептуаль­ная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надежности информации и процедур дос­товерности результатов исследования; систематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет использования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и информационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованности информации на каждом следующем эта­пе исследования; всемерное использование компетенции специ­алистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

Программа анализа данных является составной частью про­граммы КСИ. Ее ведущие задачи: оп­ределение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и пре­образования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление способов прак­тического применения результатов исследования.

Измерение — это приписывание, согласно определенным пра­вилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпи­рических индикаторов и математических символов. С его помо­щью дается количественная и качественная оценка свойств, при­знаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической системы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение измеряемых величин из всего набора возможных величин, харак­теризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

Важным инструментом измерения выступают из­мерительные шкалы. Измерительная шкала — основной инстру­мент социального измерения, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает определенную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистичес­кого материала. В ходе измерения с ее помощью качественно раз­нородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа используются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления признака по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интер­валы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

Третий раздел программы КСИ – организационный, основой которого является рабочий план исследования.

Организационный план описывает распределение во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Он стро­ится по схеме, традиционной для любого плана работы, включа­ющего содержание выполняемых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследователь указывает лишь наиболее крупные разделы.

Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:

· организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследования: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспе­чение доступности источников информации (документов, наблю­даемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организацион­ных условий для проведения полевого исследования (время, по­мещение, условия, оргтехника);

· финансовое и кадровое обеспечение исследования;

· тиражирование методического инструментария;

· проведение пробного исследования;

· проведение основного исследования;

· обработка результатов исследования;

· интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез исследования;

· обоснование теоретических выводов исследования;

· разработка практических рекомендаций;

· обсуждение с заказчиками результатов и практических ре­комендаций;

· внедрение практических рекомендаций и (или) контроль за их внедрением;

· оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.

Подводя итог, обозначим общие требования к программе конкретного социально-политического исследования и рекомендации по ее разработки.

Общие требования к программе КСИ:

1. Необходимость программы исследования. Если работать без программы, то отсутствие чётких целей означает часто, что мы точно не знаем, какую же информацию собрать, отсутствие гипотез ведёт к незнанию как обрабатывать информацию, в результате вполне вероятно, что будут получены ответы не на все вопросы. И в конце концов исследователи приходят к выводу, что они бы всё проделали иначе.

2. Эксплицитность. Все положения программы должны быть чёткими, сформулированы в соответствии с логикой исследования. Они должны быть понятны для всех членов исследовательского коллектива, иначе тратится время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникнут, если есть общая программа.

3. Логическая последовательность всех элементов. Нельзя начать с разработки исследовательского проекта, не представляя цели и задачи исследования; нельзя формулировать гипотезы, не представляя объект в целом и т.д. Это логическая цепь, все звенья которой связаны, обрыв в одном звене влечёт за собой ошибки в последующих операциях.

4. Гибкость программы. Надо анализировать все звенья программы, подвергать их проверке, изменять по необходимости. Например, если в ходе исследования выясняется, что недостаточно хорошо разработана анкета, значит возможна переформулировка гипотез.

Практические рекомендации по разработке программы:

1. Не начинайте исследование, пока не уясните общественный смысл проблемы.

2. Уясните, является ли проблема настолько значимой, чтобы затратить усилия на изучение, нет ли уже готовых аналогов.

3. Выясните, какого типа исследование вы будете проводить теоретико-прикладное или прикладное.

4. Детализируйте проблему, определите объект и предмет.

5. Сделайте набросок основных структурных компонентов исследования, сформулируйте главные гипотезы.

6. Обсудите с другими свой набросок плана.

7. Продумайте, насколько удовлетворительна интерпретация основных понятий.

8. Определите план выборки, памятуя о ее качественной представительности.

9. Оформите программу как отдельный документ исследования.

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ