III.4.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Психологические механизмы формирования личности едины и для нормально развивающегося ребенка, и для ребенка с нару­шениями в развитии, но разные условия этого формирования при­водят к появлению специфических закономерностей развития лич­ности ребенка с аномалиями в развитии.

Среди видов аномального развития детей с церебральным па­раличом чаше всего встречаются задержки развития по типу пси­хического инфантилизма (см. текст в конце раздела). В основе пси­хического инфантилизма лежит дисгармония созревания интел­лектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости по­следней. Психическое развитие при инфантилизме характеризует­ся неравномерностью созревания отдельных психических функ­ций. Однако, как отмечает М.С. Певзнер, «при всех формах ин­фантилизма недоразвитие личности является ведущим и опреде­ляющим симптомом». Психический инфантилизм в отечествен­ной литературе освещается как особый вид нарушения развития, в основе которого лежит незрелость поздно формирующихся моз­говых систем (Т.А. Власова, М.С. Певзнер). Выделяют простой (неосложненный) психический инфантилизм, к нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незре­лость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, однако пре­имущественно в эмоционально-волевой. Наряду с неосложненной формой психического инфантилизма существуют осложненные формы — так называемый органический инфантилизм (текст 9).