Неокейнсианство и посткейнсианство
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Экономическая теория Дж. М. Кейнса
2. Предпосылки развития кейнсианской школы
3. Взгляды Кейнса на государственное регулирование экономики
4. Неокейнсианское учение экономической мысли
5. Посткейнсианское учение экономической мысли
Основные понятия: эффективный спрос; предельная склонность к потреблению; предельная склонность к сбережению; мультипликатор; предельная эффективность капитала; норма процента; предпочтения ликвидности; встроенные стабилизаторы; основной психологический закон; бюджетно-налоговая; денежно-кредитная политика; программа госрегулирования; антициклическое регулирование; расширенное воспроизводство; техника; численность рабочей силы; выработка продукции на душу населения; экономическая динамика; модели экономического роста.
Контрольные вопросы:
1. Что является элементом экономического анализа в теории Дж.Кейнса.
2. В чем особенность анализа эффективного спроса.
3. Какова роль занятости в теории Дж.Кейнса.
4. В чем сущность кейнсианской денежной теории.
5. Назовите основные позиции программы государственного регулирования Кейнса.
6. Какие проблемы были развиты неокейнсианцами.
7. В чем суть неокейнсианских теорий роста Е. Домара и Р. Харрода.
8. Что нового в макроэкономический анализ было внесено посткейнсианством.
9. Сравните неокейнсианство и посткейнсианство: что их объединяет и в чем их различие.
Темы докладов:
1. Основные особенности метода кейнсианской теории.
2. Кейнсианская критика закона рынков Ж.Б. Сэя.
3. Кейнсианская модель экономической политики государства.
4. Экономические воззрения Е. Домара и Р. Харрода.
5. Современные оценки идей неокейнсианства.
6. Перспективы посткейнсианства в XXI в.
Экономический диктант:
1. Экономическое направление, в соответствии с которым рыночная экономика рассматривалась как автоматически функционирующая система, и исключалась необходимость государственного регулирования социально-экономических процессов.
2. Школа экономического мысли на основе активного государственного регулирования посредством бюджетно-налогового и инвестиционного механизма.
3. Основоположник макроэкономики.
4. Определите название парадокса: стремясь стать богаче в будущем, люди увеличивают сбережения, это снижает текущие потребительские расходы, падает совокупный спрос, а, следовательно, сокращается производство и национальный доход, люди становятся беднее.
5. Множитель, показывающий, во сколько раз вырастет доход в ответ на увеличение инвестиций.
6. Представители этой школы исследуют экономику в категориях постоянных темпов роста и подвижного равновесия, ставят задачу объяснить колебательный процесс на всех стадиях экономического цикла с точки зрения «экономической динамики».
7. Три концепции теории экономической динамики Кейнса.
8. Отличительный признак модели Харрода.
9. Отличительный признак модели Домара.
10. Теория, основанная на соединении концепции мультипликатора и акселератора.
11. Экономическое течение 50-60-е гг, связанное с пересмотром ортодоксальной кейнсианской экономической теории.
12. Экономическое течение, связанное с дальнейшим обновлением теории Кейнса и приспособлением ее к требованиям макроэкономической политики в современных рыночных условиях.
Тесты:
1. Дж. М. Кейнс - это:
а) основоположник теории предельной полезности;
б) автор теории прибавочной стоимости;
в) автор теории эффективного спроса.
2. Дж.М. Кейнс - это:
а) основоположник макроэкономики;
б) основоположник микроэкономики;
в) основоположник количественной теории денег.
3. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования
Дж.М. Кейнса составляют:
а) приоритет микроэкономического анализа;
б) приоритет макроэкономического анализа;
в) концепция «эффективного спроса»;
г) приверженность «закону рынков» Ж.Б. Сэя;
д) мультипликатор инвестиций.
4. Назовите причины написания Кейнсом «Общей теории занятости, процента и денег»: а) рост монополий; б) увеличение денег в обращении; в) рост цен; г) «великая депрессия». 5. Какие меры по выходу из кризиса предлагали неоклассики: а) регулирование денежной массы; б) активное вмешательство государства в экономическую жизнь; в) ограничение деятельности монополий; 6. Что из указанного ниже отстаивал Кейнс: а) «laissez faire»; б) «невидимую руку рынка»; в) автоматическую настройку рыночной экономики; г) регулирование капитализма; д) снижение цен на продукты питания; е) свободный выход из кризиса. 7. Какие причины, по Кейнсу, привели к великой депрессии: а) высокие цены на товары; б) низкие цены на товары; в) гипертрофированная денежная масса; г) недостаточный совокупный спрос; д) недостаточное расходование доходов. 8. Выберите термины и категории, введенные в экономическую науку Кейнсом: а) процент; б) инвестиции; в) ликвидность; г) кризис; д) совокупный спрос; е) предельная склонность к потреблению.
9. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления:
а) опережают темпы прироста доходов;
б) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы;
в) остаются на прежнем уровне.
10. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента:
а)в сторону увеличения;
б) в сторону снижения;
в) до конкретного уровня.
11. Укажите причины, которыми Кейнс объяснил недостаточный совокупный спрос: а) отставание роста потребления населения от роста их дохода; б) предпочтение ликвидности; в) диспропорции в экономике; г) несовершенство механизма ценообразования. 12. Какие меры, по Кейнсу, способны вывести экономику из кризиса: а) проведение умеренной инфляции; б) повышение предельной эффективности капитальных вложений; в) понижение Центральным банком учетной ставки процента; г) активное вмешательство государства в экономику; д) создание дополнительных рабочих мест. 13. Кому из перечисленных экономистов принадлежит идея мультипликатора: а) А. Маршаллу; б) А. Курно; в) Ф. Эджуорту; г) В. Леонтьеву; д) Дж. Б. Кларку; е) Дж. М. Кейнсу; ж) Дж. Хиксу. 14. Выберите правильное определение кейнсианского мультипликатора: а) произведение прироста дохода и прироста инвестиций; б) отношение прироста инвестиций к приросту дохода; в) отношение прироста дохода к приросту инвестиций. 15. Выберите правильное определение акселератора: а) произведение прироста дохода к приросту инвестиций; б) отношение прироста дохода к приросту инвестиций; в) отношение прироста инвестиций к приросту дохода. 16.Назовите последователей Кейнса: а) С. Харрис; б) К. Маркс; в) Ж.Б. Сэй; г) Э. Хансен; д) П. Самуэльсон; е) М. Фридмен; ж) Дж. Хикс; з) Е. Домар; и) Р. Харрод; к) Ф. Хайек; л) Л. Мизес; м) Т. Веблен. 17. Кому из перечисленных представителей неокейнсианства принадлежит теория экономического роста: а) Е.Домар; б) Д.Харрод; в) Д.Хамберг; г) А.Хансен; д) К. Маркс; е) М. Фридмен. 18. Выберете концепции теории «экономической динамики»: а) Концепция кумулятивного спроса (инвестиционная теория); б) Концепция расходов; в) Концепция сбережений; г) Концепция денежного фактора;д) Концепция уравнения экономической динамики.
19. Теорию «экономического роста» образуют модели:
а) Р.Харрода;
б) Е.Домара;
в) Л. Мизеса;г) Дж. Гэлбрейта;д) Т. Веблена.
20. По мнению Харрода, факторами, обеспечивающими устойчивый темп роста производства, являются:
а) прирост населения;
б) условия динамического равновесия;
в) производительность труда;
г) ценообразование;
21. На формирование посткейнсианства оказали влияние следующие теории:
а) маржинализм:
б) институционализм;
в) марксизм;
г) меркантилизм;
д) монетаризм.
22. Назовите представителей посткейнсианства:
а) Дж.Робинсон;
б) Л. Мизес;
в) Н. Калдор;
г) Т. Веблен;
д) П.Дэвидсон;
е) Г.Мински.
23. Посткейнсианцы считают новой основой макроэкономики:
а) спрос;
б) предложение;
в) ценообразование.
24. Посткейнсианцы видят источник экономической неустойчивости в:
а) особенностях формирования денежного спроса и его непредсказуемости;
б) особенностях формирования спроса и предложения.
Тематика эссе:
1. Теории экономического роста в современном регулировании экономики
2. Творческие размышления о мультипликационном эффекте Кейнса в современной российской экономике
3. Мультипликационный эффект как инструмент согласования экономических интересов рыночных субъектов хозяйствования
4. Роль дискреционной политики в стабилизации экономики
5. Творческий пример реализации модели IS на муниципальном уровне
Кроссворд:
Задания по вертикали:
1. Множитель, показывающий, во сколько раз вырастет доход в ответ на увеличение инвестиций
Задания по горизонтали:
2. Антикризисная политика Р.Рейгана
3. Показатель, отражающий прирост величины мультипликатора
4. Денежные вложения в экономику
5. Желания потребителей на рынке
6. Экономическая школа, основанная на политике активного государственного регулирования экономики
7. Заключительная стадия производства
8. Накопления общества
Дополнительная литература
для подготовки к семинарскому занятию:
1. Классики кейнсианства: В 2-т. М.: Экономика, 1997.
2. Мюллер К. Неокейнсианство. М.: Наука, 1977.
3. Осадчая П.А. Современное кейнсианство. Эволюция кейнсианства и неоклассический синтез. М.: Наука, 1971.
4. Хансен Э. Денежная теория и финансовая политика. М.: Дело, 2006.
5. Харрод Р. К теории экономической динамики. М.: Экономика, 1997.
6. Хикс Дж. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
7. Хикс Дж. Кейнс и классики // Экономика и математические методы. 2002. № 2.