Qкр объём реализации

 

Рис.1. График анализа безубыточности

Как следует из графика, точка К соответствует критическому объёму реализации при соответствующих затратах предприятия. Об­ласть, расположенная слева от точки К определяет зону убыточности, а справа – зону прибыльности. Следует отметить также, что в критической точке прибыль будет равна нулю, т.е. доход будет равен издержкам обра­щения. Отсюда можно записать следующее выражение, которое определяет условие нахождения критического объёма реализации:

 

Dкр = Uобр,кр Qкр , (3)

где Dкр – доход от реализации в критической точке;

Uобр, кр – издержки обращения в критической точке.

Величина издержек обращения в точке критического объёма реализации будет равна сумме постоянных и переменных составляющих, приходящихся на критический объём:

 

Uобр,кр = Uпост + Qкр * Uпер / Q (4)

 

Величина дохода в точке критического объёма реализации определяется по выражению:

 

Dкр = D / Q * Qкр (5)

 

Для получения критического объёма реализации решим совместно уравнения (4) и (5), используя условие (3):

 

Uпост + Qкр * Uпер / Q = D / Q * Qкр (6)

 

Преобразовав равенство (6), получим:

 

Qкр = (Uпост / (D – Uпер)) * Q (7)

 

Для анализа точки безубыточности по прибыли используем уравнение (7), сделав соответствующие преобразования:

 

Qкр = Uпост / (Uпост + Uпер + П - Uпер) * Q (8)

 

Отсюда выводим критическое значение объёма реализации с учётом прибыли:

 

Qкр = Uпост / (Uпост + П) * Q (9)

 

И, наконец, окончательное выражение прибыли будет выглядеть следующим образом:

 

П = Uпост (Q / Qкр - 1) (10)

 

Как следует из выражения (10), размер совокупной прибыли в основ­ном будет определяться соотношением объёмов реализации. Причём при убыточной деятельности предприятия это соотношение будет меньше единицы. Следовательно, задавая определённый объём реализации (с учётом спроса на товар), можно спланировать совокупную прибыль при определённых постоянных составляющих издержек обращения.

Следует отметить, что анализ безубыточности даёт весьма при­ближённые значения по следующим причинам:

а) постоянство цены (торговой надбавки) на товары, что предусматри­вает пропорциональность роста дохода в зависимости от объёма реализа­ции;

б) не учитывается в явном виде потребительский спрос;

в) наличие только одной критической точки безубыточности, хотя в практике существуют две, характеризующие нижний и верхний пределы безубыточной деятельности предприятия;

г) в практике изменение издержек обращения имеет более сложный ха­рактер, а не подчиняется линейному закону.

br>