Восстание рабов под предводительством Спартака (73—71 гг. до н. э.).
Занятие проводится в форме проблемного семинара.
Вопросы:
1. Источники по истории восстания Спартака.
2. Причины и начало восстания.
3. Военные действия в ходе «рабской войны».
4. Восстание и личность его вождя в памяти человечества.
Литература
1) История Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 2000. Гл.13.
2) Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 1987. – С. 136-150.
3) Коржева, К.П. Восстание Спартака в советской историографии К.П. Коржева //Вопросы истории. – 1974. - № 10.
4) Хёфлинг, Г. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима / Г. Хефлинг. - М., 1992. – С. 3-9, 119-143, 199-252.
Проблемно-логические задания:
· Охарактеризуйте историческое значение восстания Спартака.
· Объясните несостоятельность бытовавшей одно время в советской исторической науке идеи «революции рабов».
Темы устных сообщений:
Сицилийские восстания рабов.
Военное искусство Спартака.
Тема семинарского занятия № 16.
Развитие земледелия в эпоху империи и колонат
Занятие проводится в форме семинара-беседы.
Вопросы:
1. Положение колонов, формы их ренты в I – II веках н.э.
2. Изменения в положении рабов в эпоху принципата.
3. Положение колонов в III веке н.э.
4. Римское законодательство о колонах в IV – V веках н.э.
5. Историческое место колоната.
Литература
1) История Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищина. - М., 2000. - Гл. 19
2) Штаерман, Е. М. Древний Рим: проблемы экономического развития / Е.М. Штаерман. - М., 1978. –С. 104 -115, 187-191.
3) Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищина. - М., 1987. – С. 326-338, 387-405.
4) Коптев, А.В. Формирование крепостного права в поздней Римской империи / А.В. Коптев // ВДИ. – 1994. - № 4.
Проблемно-логическое задание:
· Докажите мысль отечественного исследователя В.Д. Нероновой, что «переход к феодальному способу производства заключался не столько в отмене рабства, сколько в отмене свободы».
Темы устных сообщений:
Развитие земледелия и сельская латифундия эпохи поздней империи.
Город эпохи поздней Римской империи.
Тема семинарского занятия № 17.